Найти в Дзене
Русская армия. История.

Как попавший в ГУЛАГ герой Советского Союза стал работать там зубным доктором

Советский лагерь
Советский лагерь

Мы уже писали, что порой солдаты и офицеры получившие высокое звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны впоследствии лишались этого звания. И чаще всего лишали их заслуженно и вполне справедливо. Нескольких солдат лишили звания Героя, когда выяснилось, что до вступления в ряды Красной Армии они были полицаями. Например, Петр Кусый или Николай Литвиненко.

Других лишали звания за совершенные преступления. Такими были Николай Фролович Артамонов, Николай Андреевич Воробьев, Иван Яковлевич Дунаев и многие другие. Был даже один совсем удивительный случай, когда Валентин Петрович Пургин, советский мошенник, выдал себя за ветерана, приписал себе вымышленные подвиги и отправил документы в Президиум Верховного Совета СССР. Совет присвоил ему звание Героя. Правда эта история мошенника и сгубила. Его потом приговорили к расстрелу.

Все перечисленные и не перечисленные (на всех не хватит места в статье) выше люди были наказаны за какой-то поступок. Кто-то получил слишком строгое наказание. Кто-то вполне соизмеримое проступку. Но были и те, кого лишали звания по ложным обвинениям. Среди таких можно выделить Героя разведчика партизанского отряда Петра Евсеевича Брайко. Мы уже писали о боевом пути Петра Евсеевича и о случае, которому он был свидетелем.

Петр Евсеевич Брайко
Петр Евсеевич Брайко

Сегодня хотелось бы остановиться на лагерном пути Героя. Вернувшись с войны Петр Евсеевич был арестован 18 сентября 1948 года по обвинению в антисоветской деятельности. Как впоследствии стало известно из судебного процесса над следователем Рюминым: от Брайко требовали, чтобы он дал показания против Маршала Советского Союза Георгия Жукова. При этом к ветерану и герою не гнушались применять пытки:

Девять месяцев надо мной издевались, пытали. Затем по решению так называемого Особого совещания (ОСО) по статье 58-10 части 1-й отправили на десять лет в бериевский лагерь медленно умирать. (Воспоминания Петра Евсеевича Брайко)

Следствие над Брайко вели следователи Рюмин и Пигида. Героя лишили всех наград. Зато в связи с его боевым прошлым в лагере охрана встретила его как героя. Майор на пересыльном пункте даже заявил:

— И такого человека отправили к нам!
— Это не ваша, — говорю, — вина. Меня отправил сюда человек из наших органов, но это человек не наш. Это враг. Но война есть война…
(Воспоминания Петра Евсеевича Брайко)

После этого на пересылке Петра Евсеевича покормили "супом с треской", посадили в закрытую машину и отвезли в лагпункт Зимка. По приезде Петра Евсеевича отвели сперва в санчасть, где его встретил молодой человек в румынской форме. Это был главный врач лагпункта Александр Цэцулеску. Попал он сюда, так как раньше был главным врачом командующего румынской армии.

- Вот что, молодой человек, — говорит. — Я вашу историю знаю. Если вас пошлют на лесоповал, через три-четыре месяца вы там сгорите как свеча. Я хочу оставить вас при санчасти, поселить в стационаре и сделать из вас медика. (Воспоминания Петра Евсеевича Брайко)
Работы в лагере
Работы в лагере

Конечно же у Петра Евсеевича не было никакого медицинского образования. Однако румынский доктор познакомил его с советским врачом "Владимиром Федоровичем", доктором наук. Буквально за месяц Владимир Федорович обучил Брайко многим премудростям медицинского дела. Конечно же профессиональным доктором бывший разведчик не стал. Но и диагнозы у заключенных не отличались разнообразием. Как и набор медикаментов, которые можно было использовать для их лечения.

Когда Петр Евсеевич начал вести прием, то вскоре обнаружилась еще одна проблема. Каждый день нужно было принимать по полсотни человек. И каждый хотел получить освобождение от работы и полежать какое-то время в санчасти. Петру Евсеевичу приходилось проводить тщательный осмотр, чтобы выяснить, кто из узников больше всего нуждался в помощи. А вскоре Владимир Федорович предложил ему другое докторское ремесло:

«Хочешь быть стоматологом? Тут лес, витаминов мало, люди зубы теряют, а стоматолога нет, зато есть аппарат и кресло». Конечно, я согласился. Только кресло оказалось не кресло, а обычный стул. А вместо бормашины — крестьянская прялка, которую вертишь ногами. Ну и вот этот инструмент скоро сделали. (Воспоминания Петра Евсеевича Брайко)
Осмотр лагерных больных
Осмотр лагерных больных

Удивительно, но даже с таким оборудованием доктор-разведчик вызывал у пациентов доверие. Как он сам вспоминал: к нему ездили лечиться даже из Сыктывкара. Петр Евсеевич имел привилегированные условия по сравнению с другими заключенными. Он мог писать письма не два раза в год, как все остальные, а каждый день. Но писал он не родственникам, а в Москву. Руководителям, министрам, премьеру. В письмах он заявлял, что арестовали его не заслуженно. Ответа не поступало.

Однако все изменилось со смертью Сталина. 24 октября 1953 года Герой был полностью реабилитирован. Ему вернули все награды. Через много лет Михаил Евсеевич отыскал того самого доктора, который ему помог. Тот жил в Мытищах вместе с женой и был очень болен. Они поговорили и больше никогда не встречались.

Петр Евсеевич был зачислен слушателем Военной академии Фрунзе. Затем стал заместителем командира одной из частей Внутренних войск. В 1959 году его назначили начальником Внутренних войск МВД Казахской ССР.

Что касается следователей, то 17 марта 1953 года был арестован уже сам следователь Михаил Рюмин:

Судебным следствием установлено, что Рюмин... действуя, как скрытый враг Советского государства... стал на путь фальсификации следственных материалов, на основании которых были созданы провокационные дела и произведёны необоснованные аресты ряда советских граждан, в том числе видных деятелей медицины… Рюмин, применяя запрещённые советским законом приёмы следствия, принуждал арестованных оговаривать себя и других лиц в совершении тягчайших преступлений — измене Родине, вредительстве, шпионаже и др. (Из заседания 2—7 июля 1954 года. Военная коллегия Верховного Суда СССР).
Герой Советского Союза Петр Брайко
Герой Советского Союза Петр Брайко

Михаила Рюмина уже самого лишили всех наград и званий и расстреляли 22 июля 1954 года. Второй следователь Пигида избежал наказания. И даже был отмечен правительственными наградами. Петр Евсеевич хотел с ним встретиться, чтобы посмотреть в глаза, но так и не решился:

И еще одного человека я искал. Моим арестом руководил начальник контрразведки Пигида, он командовал всем. Год назад я узнал его адрес. Весь год я хотел к нему поехать, но каждый раз отказывал себе в этом желании. Знаете… простить его я не мог. Для меня он мерзкий человек, мне он противен. Он сделал на мне карьеру, заработал орден, стал большим начальником, получил квартиру под Пушкином и живет там, если жив. Я к нему не поехал. Что я могу? Его посадить? Но у него много друзей, они будут его защищать… Поговорить, устыдить? Это нервы, стресс, это нежелательно для здоровья…Вы меня извините, мне уже 94 года, я уже жду последнего дня и все думаю: что мне делать?..

После выхода на пенсию Петр Евсеевич создал более двадцати художественных исторических произведений. Он ушел из жизни 7 апреля 2018 года в возрасте 99 лет. Ушел из жизни честным человеком никого не предав и не оклеветав. И вернув звание Героя Советского Союза, которое честно заслужил в боях.

Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые статьи.