Китайские специалисты оценили степень и динамику развития чайного туризма в основных чайных регионах Китая за период с 2013 по 2022 год. Разработав для этой оценки специальную методику, которая в статье под ссылкой тоже изложена полностью, с формулам и результатами их применения.
Так как Китай является пока единственной страной, в которой к чайному туризму подходят масштабно и системно, то все эти методики-формулы за пределами Китая едва ли имеют смысл. Но вдруг кому пригодятся.
И да, самый развитый чайный туризм в Китае сейчас в провинции Фуцзянь. Как-то даже и не удивительно ни разу.
Замечу также, что при оценке чайного туризма наши китайские коллеги первоочередное внимание уделяли интеграции чайного туризма в другие сферы деятельности. В чайную индустрию, в транспортную инфраструктуру, в индустрию гостеприимства, аттракционы, торговлю, в информационные сервисы, в экологические проекты, в государственную программу борьбы с бедностью, в образование и так далее. Ну потому что без такой интеграции весь чайный туризм обычно сводится к разрозненным диким экспедициями. На которых спорадически могут зарабатывать отдельные люди — но не может системно зарабатывать регион.
А еще замечу, что ничто так не вправляет мозг чайным романтикам, как развитая и циничная инфраструктура чайного туризма. Которая лучше всяких слов дает понять, что чай — это именно отрасль экономики и индустрия, а не результат запретной любви дракона и феникса, который случайно попал в продажу. Особенно региональные чайные музеи в этом смысле убедительны. Большие, пустые и довольно скучные.
Ну и, конечно, дикому и экспедиционному чайному туризму чайный туризм индустриальный никак не мешает. Спрос на маршруты «не для всех», выходящие за рамки музеев, пикников и школьных экскурсий, будет всегда. А значит будет и предложение.