Найти в Дзене
Дневник трейдера в юбке

ЦБ считает, что банки должны разъяснять клиентам причины блокировки счетов

Оглавление

Вчера Банк России опубликовал информационное письмо и пояснил, что когда происходит приостановка операций по счету и ограничение доступа к дистанционному обслуживанию, банки должны разъяснять клиентам на основании чего было принято решение и что следует сделать, чтобы обслуживание было восстановлено. Данное письмо содержит не много информации и основная беда заключается в том, что в случае блокировки, клиентам приходится собирать информацию по кусочкам из интернета. И поскольку у меня в семье уже была история с блокировкой, а недавно подписчик присылал мне очень хорошую статью из Т-Ж по этому поводу, попробую собрать свои знания воедино в этой статье.

https://t.me/centralbank_russia/2860
https://t.me/centralbank_russia/2860

В галереи ниже можно посмотреть весь текст письма Банка России.

Причины блокировок

Причиной блокировки может стать как ошибка банка, так и операция, которая оказалась мошеннической, хотя может у вас и не было цели кого-то обмануть. Например, в моей семье уже однажды Т-Банк блокировал счет, а все дело в том, что мы с мужем решили купить машину и нам надо было перегнать деньги в Локо-Банк. Тогда еще не было переводов по СБП и мы вносили деньги еще в Тинькофф банк, а оттуда делался бесплатный перевод в Локо. Это позволило сэкономить на комиссиях. А через некоторое время Т-Банк заблокировал счет и даже не пояснил за что. Но мы-то с мужем все поняли. Подробнее об этом я писала вот тут.

В нашем случае все было понятно, по карте прогнали больше миллиона рублей, что в общем не типично, банк спохватился. Но он ничего не пояснил, какая операция или группа операций вызвала вопросы. А люди, у которых большие объемы операций, могут и не понимать, какая именно транзакция привела к блокировке. Вот таким банки должны будут это разъяснить. Так же банк должен будет дать конкретную ссылку на пункт закона по которой произошла блокировка. Таким образом клиент будет понимать он получил ограничения по 161-ФЗ и банк подозревает, что операция является подозрительной или по № 115-ФЗ и тут что-то смахивает на отмывание доходов. И как показывает практика 115-ФЗ и 161-ФЗ - это две большие разницы.

Что дальше делать?

А теперь самое веселое, надо разобраться куда обращаться и что делать. В письме указано, что банки должны разъяснять "порядок дальнейших действий клиентов". То есть именно от банка надо требовать разъяснение куда писать и что прикладывать. К сожалению опыт других людей тут не всегда показателен.

И вот тут я как раз хочу обратиться к статье, которую я читала на Т-Ж. Автор там пишет, что словил блокировку и сразу же написал в приемную Банка России. Но если вы откроете приемную и раздел "информационная безопасность", то увидите, что ЦБ принимает обращения только по 161-ФЗ. Раздела, куда они советуют подгрузить документы по 115-ФЗ нет. То есть автор изначально писал не туда.

https://t-j.ru/161-fz/
https://t-j.ru/161-fz/

И дальше в той же статье есть ответ ЦБ, ниже вставила его скриншот. И там говорится, что оператор - банк внес вас в реестр, вот к оператору и обращайтесь. Никого не защищаю и не оправдываю, то логика мне понятна, есть оператор, который делает свою работу, вот с ним и разбирайтесь. А если вы считаете, что оператор сделал ее не корректно, то пишите жалобу на оператора, но не просите Банк России выполнять работу оператора. Тем более, что именно у оператора есть в быстром доступе информация о всех счетах и транзакциях. Но опять же не призываю писать необоснованные жалобы, от них к сожалению не будет толку.

https://t-j.ru/161-fz/
https://t-j.ru/161-fz/

В комментариях к этой статье еще один человек поделился своим опытом по разблокировке счета. И вот его пример мне очень понравился. Он продал криптовалюту, получил за нее рубли. Далее тот, кто отправлял рубли сказал, что его обманули мошенники. Банк заблокировал счет добросовестного продавца крипты. И этот продавец пошел ва-банк и написал, что он сам стал жертвой мошенников, но готов вернуть деньги, чтобы банк не считал его мошенником. В результате банк снял с него блокировку.

И кстати, автор статьи в Т-Ж после получения двух отказов от ЦБ написал в свой банк. Он вернул деньги по спорной операции и банк снял с него блокировку. Но не уверена, что такой финал можно назвать хеппи эндом.