Так ли российским школьникам необходимо знание "языка международного общения" – в обзоре FederalCity.
С сентября 2026 года в образовательных программах для учащихся 5–7 классов предусмотрено сокращение времени, отводимого на изучение английского языка с трёх до двух часов в неделю. Данное решение вызвало широкий общественный резонанс, сопровождаемый критическими замечаниями о возможном негативном влиянии на образовательные перспективы учащихся. Однако, при более детальном анализе, представляется, что данное изменение является более обоснованным и целесообразным, чем может показаться на первый взгляд.
Анализ десятилетнего опыта реализации стандартной программы по изучению английского языка показывает, что средний выпускник не достигает уровня свободного владения языком. Большинство учащихся достигают лишь базового уровня, который позволяет осуществлять элементарное общение в бытовых ситуациях, таких как запрос информации о местоположении или заказ услуг.
Высшее образование не должно стать исключительно уделом элит
Важно отметить, что для подавляющего большинства граждан (около 95%) данный уровень языковой компетенции является достаточным для удовлетворения повседневных потребностей, включая путешествия, общение в туристических зонах, а также взаимодействие в аэропортах и гостиницах. Базовый уровень английского языка, сформированный в рамках школьной и вузовской программ, полностью удовлетворяет потребности в коммуникациях, связанных с бытовым и туристическим аспектами.
В то же время, для специалистов, которым требуются глубокие знания иностранного языка в профессиональной деятельности, таких как инженеры, программисты, врачи и учёные, предусмотрены дополнительные курсы и специализированные программы обучения.
Более того, в некоторых случаях потребность возникает в изучении не английского, а других иностранных языков, таких как немецкий, китайский или даже латинский.
В условиях современной технологической революции, когда искусственный интеллект и нейронные сети обеспечивают перевод текстов, исследований и технической документации с высокой степенью точности и скорости, требование "чтения в оригинале" теряет свою актуальность. В ближайшем будущем способность к чтению на иностранном языке может стать архаичной и утратить свою значимость, подобно умению пользоваться счётами в эпоху калькуляторов.
Ограничительная инициатива МГУ может усугубить кадровый дефицит в России
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным перераспределение учебных часов в школьной программе с акцентом на дисциплины, формирующие фундаментальные знания и навыки, необходимые для развития науки и техники. К таким дисциплинам относятся математика, физика, информатика, инженерные науки, а также углублённое изучение истории России. Именно эти предметы составляют основу для прогресса и развития общества.
Таким образом, сокращение времени, отводимого на изучение английского языка в школьной программе, не является регрессивным шагом, а, напротив, способствует более эффективному использованию учебного времени и подготовке учащихся к решению актуальных задач современности.