Найти в Дзене
Диана Тевосова

Цифровое слабоумие: как гаджеты влияют на детский мозг?

Оглавление

Правда ли гаджеты вредны для детского мозга? Почему экранное время буквально лишает детей творческого мышления и памяти? И как противостоять вредному воздействию гаджетов? Об этом и многом другом рассказывает генеральный директор Детского центра «Имена Продакшн» Диана Тевосова. 

Давно замечено: чем больше времени ребенок проводит в гаджетах, тем хуже развивается его память и способность концентрировать внимание, снижается мотивация и способность к творческому мышлению. А недавно для этого явления появилось отдельное название «цифровое слабоумие». Как защитить от него ребенка?

Что такое «цифровое слабоумие»?

Цифровое слабоумие — это снижение когнитивных функций мозга из-за ненормированного использования гаджетов, просмотра коротких видео и потребления некачественного контента.

 Впервые о таком диагнозе заговорили в Южной Корее — стране, где зависимость от гаджетов среди подростков очень высока. Там заметили, что у детей, которые проводят много времени в телефоне, появляются симптомы, похожие на деменцию. Особенно страдают участки мозга, ответственные за принятие решений, целеустремленность, коммуникацию, творчество, концентрацию внимания. Сейчас термин «цифровое слабоумие» распространился по всему миру. Россия не стала исключением. 

Несколько лет назад компания MediaScope провела опрос среди детей и подростков 4-17 лет. Их спрашивали про то, как они взаимодействуют с гаджетами. Результаты поражают: около 35% пятилетних детей уже имеют свой телефон, а почти 90% из них имеют свободный доступ интернет! К 12 годам телефон есть уже у 90% российских школьников, и более 50% несовершеннолетних пользователей проводит в гаджетах более трех часов день. 

Однако дети, которые увлечены реальной жизнью, и дети, которые погружены в виртуальный мир, очень отличаются. Когда у ребенка появляется ненормированное экранное время, он теряет способность к творческому мышлению, начинает руководствоваться в жизни шаблонными схемами, мыслить в заданных рамках.

Почему так происходит?

Чтобы детское развитие шло естественно, необходимо постоянное взаимодействие с разными стимулами: тактильными, аудиальными, визуальными. Ребенок должен двигаться, играть, общаться со сверстниками, заниматься творчеством. Ему необходимы культурные мероприятия, беседы с родителями, приобретение новых навыков. Именно через непосредственный и постоянный контакт с миром дети формируют свою личность, расширяют кругозор, получают опыт. 

 Если понаблюдать за маленькими детьми в природной среде, то можно заметить: они очень быстро находят себе занятие. Воображение включается мгновенно, и окружающий ландшафт становится полем для свободной игры. Это и есть настоящая развивающая среда — место, где ребенок может сам придумывать правила и не ограничен в своей фантазии. 

 Виртуальный мир — не является развивающей средой. Даже в так называемых развивающих компьютерных играх все ходы запрограммированы заранее, ребенок должен лишь нажать на нужные кнопки. Это лишает процесс обучения творчества, фантазии, выбора из неограниченного количества творческих возможностей. Эксперимент, проведенный в 2010 году, показал, что чем больше ребенок сидит в телефоне, тем меньше нестандартных идей выдает его мозг, он теряет способность к юмору, не развивает воображение. 

 Кроме того, по данным MediaScope (на 2023 год), наибольшей популярностью среди подростков пользуется видео-формат, особенно короткие видео. Однако ученые нашли связь между просмотром шортс-контента и СДВГ у детей и взрослых. Такие ролики буквально «выжигают» мозг: происходит гиперстимуляция мозга, ухудшается память, снижается концентрация. При регулярном просмотре коротких роликов мозг перестает «откладывать» информацию в долгосрочную память. То есть ребенок почти сразу забывает, что посмотрел, — именно так происходит у пожилых людей с деменцией.

Как помочь ребенку?

К сожалению, проблема подростковой интернет-зависимости сегодня очень распространена. В наш Центр часто обращаются родители с просьбой «оторвать» ребенка от гаджета. Психологи «Имена Продакшн» проводят консультации с родителями таких детей и с самими детьми. У нас есть специальные программы для коррекции поведения интернет-зависимых детей, но это долгий и кропотливый процесс.

 Прежде всего, стоит ввести ограничения на использование гаджетов. Обсудить с ребенком, когда, где и сколько он будет взаимодействовать с телефоном. С детьми это сделать проще, с подростками — сложнее, но нужно договариваться и искать компромиссы.

Чем позже гаджет попадет в руки ребенка, тем лучше. Я читала исследование, что у 2-3 летних малышей использование телефона даже с благой, казалось бы, целью (развивающие мультики, игры) приводит к отставанию интеллектуального и речевого развития. А у подростков даже простое нахождение гаджета в поле зрения серьезно нарушает концентрацию внимания.

 Необходимо отфильтровать контент, который потребляет ребенок. Пусть интернет будет помощником для обучения, способом узнать что-то новое и договориться с друзьями о встрече. Если ребенок использует телефон для просмотра видео, пусть это будет видео не менее 20 минут (именно столько нужно, чтобы информация перешла в долгосрочную память). Иногда бывает полезно отдать ребенка на компьютерные курсы, программирование. Это помогает сформировать учебную мотивацию.

 Важно создать альтернативы — чем будет заниматься ребенок вместо гаджетов. Прекрасно, если у него есть хобби, интересы, друзья. В ином случае полезно найти для него детский центр с опытными педагогами, которые помогут понять его способности, раскроют таланты. 

 Кроме того, необходима активная включенность родителей в жизнь детей: совместный досуг, беседы, семейные традиции, совместное чтение. Родителям необходимо интересоваться жизнью детей, создавать для них развивающую среду, чтобы телефон перестал быть интересным. Если у ребенка проблемы в учебе или в отношениях со сверстниками, родитель должен помочь их решить: найти репетитора, психолога, связаться со школьным учителем и т.д.

 Родители должны научить детей правильно расставлять приоритеты и показать: реальная жизнь — дружба, творчество, путешествия — интереснее и лучше виртуальной. Только поняв эту ценность и освободясь от интернет-зависимости, человек сможет раскрыть свой потенциал, проявляться творчески, расти интеллектуально, социально и духовно.