В конце 1999 года один-единственный альбом вызвал сейсмический сдвиг на прог-рок сцене. Этим альбомом был "Metropolis, Pt. 2: Scenes from a Memory" от Dream Theater. Он задал новый стандарт для жанра и стал прототипом для того стиля прог-метала, который будет доминировать в следующем десятилетии. 2000-е стали великой эпохой для прогрессивного рока. В то время как ветераны, такие как Dream Theater, начали показывать признаки усталости, на передний план вышли новые герои, и один из них — Стивен Уилсон — стал, пожалуй, самой важной фигурой десятилетия.
(Примечание: список включает как прогрессив-рок, так и прогрессив-метал, так как эти поджанры часто пересекаются).
10. The Mars Volta – Octahedron (2009)
Краткость — сестра таланта
Многие скажут, что здесь должны быть "De-Loused in the Comatorium" или "Frances the Mute". И да, эти альбомы сделали The Mars Volta знаменитыми. Но именно на "Octahedron" участники группы стали более сплоченными и зрелыми авторами песен. Проблема их ранних работ — даже по меркам прог-рока они были слишком длинными и хаотичными. "Octahedron" же, напротив, сосредоточен на более коротких и плотно сбитых композициях.
Результат великолепен: группа написала свою самую красивую балладу со времен "Televators" — "Since We’ve Been Wrong" — и доказала, что их невероятное мастерство может быть эффективно продемонстрировано и в коротком формате, как в грувовой "Cotopaxi".
9. Tool – 10,000 Days (2006)
Странность как залог успеха
Как и в случае с The Mars Volta, многие бы предпочли видеть здесь "Lateralus" (2001). Но на "10,000 Days" авторский стиль Tool стал гораздо более отточенным. Альбом идеально смешивает короткие, структурированные песни с авангардными экспериментами. Это самая разнообразная пластинка Tool: здесь есть и шизофренический угар ("Rosetta Stoned"), и медитативные, вдохновленные Востоком композиции (заглавный трек), и мощные прог-метал джемы ("Vicarious"). Но главный бриллиант — это "The Pot", самый запоминающийся трек с альбома, с виртуозным вокалом Мэйнарда Джеймса Кинана и, возможно, лучшей басовой партией в их истории.
8. OSI – Blood (2009)
Супергруппа, которая смогла
Среди множества прог-рок супергрупп OSI легко могли затеряться. Но на своем третьем альбоме они стали чем-то большим, чем просто сайд-проектом. В состав вошли гитарист Fates Warning Джим Матеос, экс-клавишник Dream Theater Кевин Мур и барабанщик Porcupine Tree Гэвин Харрисон. "Blood" — это идеальное сочетание прогрессив-метала, в котором силен Матеос, и электроники, в которой мастер Мур. Даже вокал Мура, который часто критиковали, здесь идеально вписывается в мрачную, обволакивающую атмосферу.
7. Pain of Salvation – BE (2004)
Философский трактат в форме рок-оперы
Даже по меркам концептуальных альбомов, "BE" — это безумие. Его цель — ни много ни мало, исследование природы Бога, человечества и их взаимоотношений. Pain of Salvation исследуют эту сложную тему через множество жанров, которые на бумаге не должны сочетаться: кельтский фолк, дельта-блюз, бродвейские баллады и металл.
Но каким-то образом все это сплетается в амбициозное звуковое полотно. Композиция "Vocari Dei" использует прекрасную акустическую инструменталку как фон для аудиозаписей, где люди оставляют сообщения Богу. Это звучит банально, но на деле оказывается пронзительным и душераздирающим опытом.
6. Steven Wilson – Insurgentes (2008)
Портрет художника в образе безумца
Казалось бы, зачем Стивену Уилсону, лидеру Porcupine Tree, выпускать сольный альбом? Но "Insurgentes" доказывает необходимость этого шага. Эта пластинка объединяет все звуковые миры Уилсона, с особым акцентом на нойз и дрон.
Песни здесь строятся вокруг запоминающихся припевов и риффов, но неизбежно срываются в шквал шума и статики, как в великолепной кульминации "Significant Other". Это сложный и не для всех, но невероятно красивый и честный портрет артиста на пике его творческой свободы.
5. Neal Morse – Sola Scriptura (2007)
Духовность и виртуозность
После ухода из Spock’s Beard в 2002 году, Нил Морс решил сделать свою христианскую веру центральной темой своего творчества. И, в отличие от многих, его музыка от этого только выиграла. "Sola Scriptura" — это великолепный, сложный и мощный альбом. Длинные, лабиринтообразные композиции демонстрируют как техническое мастерство Морса, так и его глубокую духовную убежденность. Это произведение искусства, созданное музыкантом, богатым как технически, так и духовно.
4. Dream Theater – Octavarium (2005)
Дань уважения всему прогрессив-року
На этом альбоме Dream Theater пошли на смелый шаг: они не только продемонстрировали свое мастерство в проге, но и поиграли с другими жанрами. Да, баллада в стиле U2 "I Walk Beside You" звучит немного банально, но она запоминается. Однако величие этого альбома заключается в одном треке — 24-минутном заглавном эпосе "Octavarium". Это дань уважения всему, чем был и остается прогрессивный рок. Песня начинается с соло на Continuum от Джордана Рудесса и заканчивается, возможно, величайшим гитарным соло Джона Петруччи под аккомпанемент оркестра. Это титаническое достижение, которое ни на секунду не кажется скучным.
3. Blackfield – Blackfield II (2007)
Прогрессивный рок для разбитых сердец
Многие скажут, что это не совсем прог-рок. И будут правы. Но дух прога здесь жив. Проект израильской рок-звезды Авива Геффена и Стивена Уилсона исследует темы разбитого сердца и меланхолии. "Blackfield II" — это идеальный «альбом для расставания» для поклонника прог-рока. Он короткий, прямолинейный, но обладает такой эмоциональной честностью, какую нечасто встретишь в этом жанре. Уилсон и Геффен напоминают, что прог — это не только сложные инструменталы, но и, прежде всего, эмоции.
2. Opeth – Blackwater Park (2001)
Идеальный баланс между светом и тьмой
"Blackwater Park" остается вершиной творчества Opeth. Это альбом, на котором они достигли идеального баланса между дэт-металом своих ранних работ и прогрессив-роком, который расцветет в их более поздних релизах. Продюсером альбома выступил Стивен Уилсон, и его влияние здесь неоценимо. Каждый трек — шедевр, но особенно выделяется 12-минутная заглавная композиция, которая сплетает воедино фолк, мощные метал-риффы и великолепную джазовую гитару.
1. Porcupine Tree – Fear of a Blank Planet (2007)
Манифест «пустого поколения»
Хотя прорывным для Porcupine Tree стал альбом "In Absentia" (2002), именно на "Fear of a Blank Planet" они довели свою новую формулу до совершенства. Это концептуальный альбом о том, как масс-медиа и потребительская культура превратили молодежь западного мира в «пустое поколение», жаждущее следующей таблетки или яркого экрана.
Критика Уилсона точна и беспощадна, но еще лучше — музыка. 17-минутный эпос "Anesthetize" с его среднетемповой частью в духе Meshuggah — возможно, лучший трек в их карьере. А короткая баллада "My Ashes" — это прекрасное, поэтическое размышление об одиночестве в современную эпоху. С этим альбомом Porcupine Tree закрепили за собой статус самой важной прог-рок-группы десятилетия.