Найти в Дзене
Extreme Sound

Прог-рок умер? Как бы не так! 5 альбомов из 80-х, которые доказали обратное (и почему это музыка бунтарей)

Оглавление

«Списанный со счетов как пресный, самодовольный и истеблишментский, он внезапно стал музыкой аутсайдеров. Если ты хотел быть настоящим бунтарем, ты признавался в любви к прогу»: Пять ключевых нео-прог альбомов 80-х.

Движение второй волны продержалось недолго, но его группы оживили жанр с такой энергией и настроем, которые ощущаются и по сей день.

В 2015 году журнал Prog Magazine оглянулся на недолговечную эру нео-прога, выбрав пять альбомов из 80-х, которые иллюстрируют мощь, энергию и непреходящее влияние британского движения второй волны.

Официальная история рока врала?

Такого не должно было случиться. Согласно официальной, одобренной BBC версии истории рока – ну, той самой, где Рик Уэйкман в костюме волшебника, а грузовики Emerson Lake & Palmer катятся по автостраде – прогрессивный рок был отправлен на свалку истории через пять минут после того, как Sex Pistols выругались в прямом эфире. Любой, кто был хоть сколько-нибудь крут, тут же выбросил все свои прог-альбомы, подстригся и принял новые правила игры. Наступил «Нулевой год», и ничто из прошлого не смело больше показывать свое лицо.

Чушь, конечно. Но, тем не менее, к началу 1980-х в музыкальном ландшафте Великобритании произошел, бесспорно, сейсмический сдвиг. Ирония заключалась в том, что музыка, которую всего несколько лет назад клеймили как пресную и самодовольную музыку истеблишмента, теперь стала настоящим андеграундом. В начале 80-х, если ты хотел быть истинным бунтарем, ты выходил из тени как поклонник прог-рока.

Новое поколение бунтарей

Во многом не удивительно, что именно в это время набрало силу новое поколение прог-групп. Это укладывается в обычный десятилетний цикл: те, кто фанател от музыки в 13-14 лет, вскоре берут в руки инструменты и создают свои группы. К своим 20 с небольшим они уже пишут собственную музыку, вдохновленную подростковыми увлечениями.

И они быстро обнаружили, что желающих это услышать предостаточно. К сожалению, время нео-прог сцены в центре внимания оказалось относительно коротким. И вину за это можно смело возложить на крупные британские лейблы.

Взлет и падение (но не забвение)

Pallas, Twelfth Night и IQ подписали крупные контракты после того, как Marillion доказали, что прог все еще может быть коммерческой силой. Но попытки индустрии подогреть интерес к нео-прог сцене были, в лучшем случае, половинчатыми. Когда 80-е сменились 90-ми, большие сделки перестали предлагать, и великая вторая волна прогрессивного рока полностью потеряла обороты.

Но во многих отношениях эта волна дала прогрессивной музыке толчок, с которого она смогла снова подняться. Позже появление интернета помогло группам наладить более эффективные связи с аудиторией и продавать записи и билеты на концерты напрямую фанатам – процесс, впервые опробованный именно нео-прог группами. Оживляющий дух, который они вдохнули в жанр, ощущается до сих пор.

Представляем подборку Prog Magazine из пяти ключевых нео-прог альбомов.

1. Marillion: Script For A Jester’s Tear (EMI, 1983)

-2

Почему это важно: Бесспорно, запись, которая заявила о Второй Волне британского прога на весь мир.
Что внутри: Длинные, продуманные композиции и цепляющая музыкальность (гитарные партии Стива Ротери и клавишные хуки Марка Келли редко были столь же восхитительны) сочетались с харизмой и текстовой остротой, невиданной со времен одной известной группы на букву 'G', с которой Marillion постоянно сравнивали (речь, конечно, о Genesis). Меланхоличная мелодраматичность шести композиций альбома постоянно контрастировала с интенсивным, полным тоски вокалом Фиша, затрагивающим темы разбитого сердца, героиновой зависимости, городской изоляции и проблем в Северной Ирландии.

2. Pallas: The Sentinel (Harvest, 1984)

-3

Почему это важно: Пример амбиций, столкнувшихся с коммерческим давлением.
Что внутри: Изначальное намерение абердинской группы сделать концептуальный альбом из своей сюиты "Atlantis Suite" было сорвано их лейблом, который изменил порядок треков и добавил более коммерческие песни. Тем не менее, это все еще отличная пластинка, даже если центральная концептуальная нить несколько нарушена измененным трек-листом. Напористый синт-рок "Arrive Alive (Eyes In The Night)" хватает за воротник своим мгновенным хуком, а "Cut And Run" и "Shock Treatment" с энтузиазмом усиливают антиутопическую научно-фантастическую тему. Но более долгоиграющее удовольствие можно найти в размашистом симфоническом пафосе финального трека "Atlantis".

3. Pendragon: The Jewel (Elusive, 1985)

-4

Почему это важно: Нео-прог выходит в массы, не теряя души.
Что внутри: К моменту выхода первого полноформатного альбома Pendragon нео-прог уже полностью выбрался из подполья. Оптимистичный прог-поп "Higher Circles", открывающий альбом, отражает отчетливо радио-дружественный стиль, который жанр теперь принимал. Но сюжет значительно усложняется на психоделической, обдуваемой ветрами "Alaska" и стаккато-ритмах "Circus". Тем не менее, на протяжении всего альбома уже ярко выражен тот трогательный, искренний романтизм, который характеризует их лучшие работы с тех пор, благодаря отчетливо английскому, фолковому вокалу Ника Барретта, тяжелым мелодическим рисункам на Муге и пронзительным гитарным пассажам.

4. IQ: The Wake (GEP, 1985)

-5

Почему это важно: Определение фирменного звучания группы, ставшей долгожителем сцены.
Что внутри: Второй альбом выживших нео-прогеров из Саутгемптона по праву считается их определяющим ранним заявлением. Этот лонгплей 1985 года умудряется сочетать характерный, парящий синтезаторный звук с панковским, взбудораженным темпом и по-настоящему головокружительными музыкальными размерами. Хрупкий, беспокойный вокал Питера Николлса обладает странно притягательным качеством «тонущего, а не машущего рукой», даже если годы прослушивания Питера Гэбриэла явно сильно на него повлияли. Что действительно выделяется спустя все эти годы, так это чистая сила мелодий – то, что помогло IQ выстоять как группе и по сей день.

5. Twelfth Night: Fact & Fiction (Twelfth Night, 1982)

-6

Почему это важно: Смелое заявление о том, как новое поколение может встряхнуть "умирающий" жанр.
Что внутри: С жутковатого, детского пения, заполняющего первые такты "We Are Sane", становится ясно, что этот первый студийный альбом от стаи нео-прогеров выбрал совершенно иной путь, нежели текстуры в духе Толкина, ассоциирующиеся с оригинальным прог-движением. Использование сэмплов на этом треке и на "This City" добавляет зловещей атмосферы в звуковую палитру, а в зловещем, театральном вокале Джеффа Манна чувствуются сильные нотки Питера Хэммилла. Манн вскоре покинул группу, и на последующих альбомах коллектив стал придерживаться более широкого, доступного стиля. Но как поразительное заявление о том, как новое поколение может встряхнуть якобы умирающий жанр, этот альбом трудно превзойти.

А какие альбомы нео-прога 80-х вы бы добавили в этот список? Согласны с выбором журнала Prog? Делитесь своим мнением в комментариях! И не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, если любите хорошую музыку и интересные истории о ней!