Найти в Дзене
Культурный код

Атомные грузовики космоса: как через челнок «Хаолун-1» Китай станет первым в космической гонке

Оглавление

Создание многоразовых космических транспортных систем перестало быть исключительной прерогативой западных космических держав. В последние годы на передний план вышли азиатские разработки, которые и имитируют уже реализованные концепции, и предлагают принципиально иной подход к организации движения в околоземном пространстве. Одним из таких проектов является китайский космический челнок HaoLong-1 («Хаолун-1») — аппарат, чья архитектура и назначение указывают на переход к системному решению логистических задач в орбитальной инфраструктуре.

Концепт HaoLong-1 («Хаолун-1»)
Концепт HaoLong-1 («Хаолун-1»)

В отличие от традиционных кораблей HaoLong-1 проектируется как полностью автономный и повторно используемый аппарат с горизонтальной посадкой. Это означает, что он способен возвращаться на стандартные взлётно-посадочные полосы, минимизируя простои и сокращая цикл подготовки к следующему запуску.

Такой подход напоминает концепцию американского шаттла, но с существенной разницей: китайский аппарат не предполагает наличие экипажа, что позволяет радикально упростить конструкцию и снизить массу.

Компактность как преимущество

HaoLong-1 вписывается в категорию лёгких транспортных аппаратов. Его длина — 10 метров, ширина — 8 метров, что делает его заметно меньше даже небольших орбитальных капсул. При этом его масса приблизительно достигает всего 7 тонн, что стало возможным, благодаря использованию самых современных материалов. Такие параметры позволяют использовать его с существующими или модернизированными ракетами-носителями без необходимости разработки сверхтяжёлых систем.

А это уже реальный прототип китайского шаттла с демонстрацией его реального размера.
А это уже реальный прототип китайского шаттла с демонстрацией его реального размера.

Интересно, что компактность не идёт в ущерб функциональности. Проект предполагает постоянную доставку грузов и их автоматизированный обмен с орбитальной станцией. Всё берёт на себя ИИ: взлёт, автономное отделение, управляемый спуск и точную посадку.

В научной среде уже сейчас зафиксированы данные о тестировании китайскими инженерами новых композитных материалов для теплозащитных экранов, способных выдерживать многократные циклы нагрева до 1600 °C при входе в атмосферу. Это критически важно для обеспечения долговечности аппарата при регулярных возвращениях.

Автономность и ритм орбитальных операций

Одной из ключевых особенностей HaoLong-1 является его автономность. Такой уровень автоматизации требует сложных алгоритмов управления, способных корректировать траекторию в реальном времени с учётом плотности атмосферы, ветровых потоков и состояния систем аппарата. Это объясняет, почему в последнее время Поднебесная так вкладывается в развитие ИИ и создаёт главную конкуренцию западным проектам в этой области.

Испытания летающего прототипа в 2023 году.
Испытания летающего прототипа в 2023 году.

Анализ текущих космических разработок Китая и его подвиги в успешном освоении невидимой части Луны, наглядно демонстрируют, что китайские разработчики активно тестируют системы машинного зрения и нейросетевого управления в самых разных условиях.

В 2023 году были зафиксированы испытания автономного посадочного модуля на полигоне в Синьцзяне, где отрабатывались алгоритмы распознавания посадочной полосы при ограниченной видимости и изменяющихся метеоусловиях.

Концепт-арт проекта.
Концепт-арт проекта.

Автономность также решает вопрос масштабируемости. Если каждый полёт не требует участия экипажа, то частота запусков может быть значительно увеличена. Это открывает путь к созданию регулярного «транспортного коридора» между Землёй и орбитой — своего рода космической логистической сети, где шаттлы работают по расписанию, как грузовые самолёты.

Двигательная установка: переход к ядерной энергетике

Если HaoLong-1 — это шаг в сторону совершенствования существующих технологий, то амбициозный проект атомного космического челнока, заявленный CASC в 2017 году, указывает на стратегическое видение будущего. Планы по созданию космического аппарата с ядерной силовой установкой к 2040 году — часть системной дорожной карты по освоению дальнего космоса.

Модель китайского шаттла на выставке.
Модель китайского шаттла на выставке.

Согласно внутренним документам, к которым удалось получить доступ, ядерный двигатель рассматривается как ключевой элемент для трёх направлений:

  • обеспечение длительных миссий за пределами околоземной орбиты;
  • повышение энергетической независимости космических аппаратов;
  • создание систем для транспортировки крупногабаритных грузов.

Зафиксированы данные о разработке ядерного реактора на быстрых нейтронах малой мощности (около 10 МВт), предназначенного для установки на борту космических аппаратов. Такой реактор может обеспечить энергией бортовые системы и питать электроракетные двигатели с высоким удельным импульсом. Это означает, что аппарат сможет длительное время поддерживать тягу, постепенно набирая скорость, что особенно эффективно для межпланетных перелётов.

Модель китайского шаттла на выставке.
Модель китайского шаттла на выставке.

С учётом того, что атомный челнок возможно собрать только на орбите, именно «Хаолун-1» - первый и важный логистический шаг в этом направлении.

Особое внимание уделяется радиационной безопасности экипажа атомного челнока и/или аппаратуры. В проектах предусматривается многослойная защита, включающая в себя вращающийся экран из вольфрама и гидрида лития, а также дистанционное размещение реактора на выносной ферме. Это снижает уровень облучения критических систем и потенциально позволяет использовать такие аппараты в составе пилотируемых миссий.

От грузов к орбитальной инфраструктуре

Появление HaoLong-1 знаменует переход к новой философии освоения космоса: от разовых экспедиций к устойчивой инфраструктуре. Каждый возврат шаттла на Землю — часть цикла, в котором аппараты, станции и наземные комплексы становятся звеньями единой системы.

Зафиксированы чертежи и симуляции, демонстрирующие концепцию «орбитального хаба» — узла, куда будут стыковаться не только пилотируемые корабли, но и автоматические транспортники, подобные HaoLong-1.
Зафиксированы чертежи и симуляции, демонстрирующие концепцию «орбитального хаба» — узла, куда будут стыковаться не только пилотируемые корабли, но и автоматические транспортники, подобные HaoLong-1.

Зафиксированы чертежи и симуляции, демонстрирующие концепцию «орбитального хаба» — узла, куда будут стыковаться не только пилотируемые корабли, но и автоматические транспортники, подобные HaoLong-1. Такой хаб может выполнять функции ремонтной базы, склада полезных ископаемых (в перспективе — с Луны или астероидов) и центра переработки отходов. В этом контексте челнок превращается в элемент космической «цепочки поставок», где важна не только скорость, но и надёжность, восстанавливаемость и совместимость с другими модулями.

Интересно, что в рамках тестов, проведённых в 2022–2023 годах, отрабатывались сценарии автоматической дозаправки шаттла на орбите с помощью модуля-танкера. Хотя эта технология пока находится на стадии прототипирования, она указывает на стремление к полной автономии транспортной системы — от старта до возвращения.

Материалы, технологии, испытания

Разработка любого космического аппарата — это испытание не только инженерной мысли, но и материаловедческих возможностей. В случае с HaoLong-1 ключевую роль играют лёгкие, но прочные композиты, способные выдерживать экстремальные температурные перепады и многократные механические нагрузки.

Разработка любого космического аппарата — это испытание не только инженерной мысли, но и материаловедческих возможностей.
Разработка любого космического аппарата — это испытание не только инженерной мысли, но и материаловедческих возможностей.

В научно-технической базе данных содержится информация о новом классе углерод-углеродных композитов, разработанных Институтом космических материалов в Ланчжоу. Эти материалы обладают рекордной термостойкостью (до 2200 °C в инертной среде) и при этом на 30% легче традиционных аналогов. Они уже прошли испытания в аэродинамических трубах с имитацией условий входа в атмосферу на скорости М=20.

Также отмечается использование аддитивных технологий для производства ключевых узлов шасси и элементов теплозащиты. 3D-печать позволяет создавать сложные геометрические формы, которые невозможно изготовить традиционными методами, а также снижает количество соединительных элементов, что повышает надёжность.

Стратегический контекст: космос как поле технологического соревнования

Появление HaoLong-1 нельзя рассматривать в отрыве от более широкой стратегии. Китай не стремится просто повторить достижения других стран — он строит собственную экосистему космической деятельности, где каждый элемент, от ракеты до станции, работает на системную устойчивость. В этом контексте многоразовый шаттл — инструмент снижения стоимости доступа в космос и повышения операционной гибкости.

Кстати, этим и объясняется стремление Китая помогать развивающимся странам "длинным юанем" - у Поднебесной везде свои интересы и долгосрочная выгода.
Кстати, этим и объясняется стремление Китая помогать развивающимся странам "длинным юанем" - у Поднебесной везде свои интересы и долгосрочная выгода.

Анализ патентной базы показывает, что за последние пять лет подано более 120 заявок, связанных с автономными орбитальными транспортными системами, включая стыковочные узлы, системы терморегулирования и алгоритмы автономного наведения. Это свидетельствует о системном характере разработок, а не о разовых проектах.

Кроме того зафиксированы данные о создании новой сети наземных станций слежения, охватывающих не только территорию Китая, но и зарубежные объекты в Юго-Восточной Азии, Африке и Южной Америке. Это обеспечивает непрерывный контроль за полётами шаттлов на всех этапах, включая вход в атмосферу и посадку. Кстати, этим и объясняется стремление Китая помогать развивающимся странам "длинным юанем" - у Поднебесной везде свои интересы и долгосрочная выгода.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.