Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Татарский род Кунграт: зачинатели града на месте Уфы и правители Булгар

Оглавление

Кунграты — одно из татарских племен. Впервые упоминается в надежных китайских и монгольских исторических источниках, относящихся к XII—XIII векам.

Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы")

Самый ранний из них — мемуары китайского посла Чжао Хуна, который в 1221 году посетил монгольского главнокомандующего в Пекине. Второй источник — «Алтан тобчи» («Золотые предания»), написанный монгольским историком XVII века Лубсаном Данзаном на основе монгольских исторических летописей XII—XIII веков. В этих источниках упоминаются татары, соседствовавшие с монголами в детстве Чингисхана, такие как племя Хонгхират/Хунгират (Кунграт) и его вожди.

В татарских письменных источниках имя Кунгратов встречается наряду с этнонимами татар Ногайской Орды в литературно-публицистическом памятнике XVII века «Дафтар-и Чингыз-наме». Историк Рашададдин описывает, что Кунграты являются татарским племенем в своем знаменитом произведении «Джамиг ат-таварих».

Это племя впоследствии достигло дальних берегов реки Днестр, увековечив свой этноним в топониме города Комрат (современная Молдавия). Позже это племя оставило исторические следы и в восточных областях Золотой Орды. Кунграты были известны под именем Конграт-Кенегес среди узбеков, проживающих территории от берегов Арала до Афганистана.

Турецкий историк XVII века, хан Хивы Абульгази Бахадур-хан, в своем произведении «Тарихи шеджере-и тюрк» приводит интересные сведения о древней истории Кунгратов:

«Был человек из рода Кыян. У него было три сына: старший звали Джорлык(Җорлыкъ), второго — Кубай Ширэ(Кобай Ширә), третьего — Тосбодай. Старший Джорлык был мастером стрельбы. Однажды он поссорился с братом Кубай Ширэ. Оба были на лошадях. Он взял лук и натянул тетиву. Кубай Ширэ прижался головой к шее своей лошади. Через некоторое время он поднял голову. Джорлык выстрелил в брата и сказал ему: «Я сделаю это так, чтобы ты испугался, но чтобы не было вреда. У него на ухе была большая серьга, он целился в нее. Стрела прошла сквозь серьгу. У Джорлык был сын по имени Кунграт. Все племя Кунгратов происходит от его рода».

Согласно отдельным преданиям и записям, люди племени Кунгратов достигли Казанского края и берегов реки Агидель.

Нижние Шашы, Атнинский район Татарстана
Нижние Шашы, Атнинский район Татарстана

Например, в легенде, записанной в 1973 году в деревне Нижние Шаши в Атнинском районе Татарстана, рассказывается о предках по именам «Кангырат батыр» и «Әхмәт хуҗа батыр», которые в древние времена прогнали стада соседних деревень к своим землям. Имя соседней деревни Кунгер также звучит близко к этнониму Кунграт.

Деревня Кунгер, Татарстан
Деревня Кунгер, Татарстан

В историческом манускрипте, переписанном Нурмухамматом бин Мухамматджаном в 1864 году, сообщается о том, что на месте современного города Уфы находился город Кунграт. Говорится, что народ Кунграт покинул эти земли и позже добрался до берегов Арала, где был основан новый город с тем же именем.

Когда же племя Кунграт пришло на берега Волги-Иделя?

Что касается вопроса о том, когда племя Кунграт пришло на берега Волги и Урала, опираясь на вышеупомянутые исторические сведения, можно предположить, что они прибыли в составе войск Батыя после 1236 года. Армия Батыя пришла через Урал и в тот год готовилась к захвату города Булгар и Булгарского государства.

После того как татары захватили Среднюю Волгу и берега Урала, здесь осели многие племена. Они смешались с малочисленными уграми и булгарами и начали жить здесь как хозяева с середины XIII века. Это также подтверждается генеалогиями, историями и преданиями татарского народа на берегах Волги и Урала. В данной работе мы познакомимся с информацией о истории племени Кунграт.

В последние годы стало известно о трех текстах генеалогий, связанных с кунгратами, в деревнях Башкортостана и Татарстана. Из них видно, что роды Кунграт связаны с деревнями Илишевского и Шаранского районов в Башкортостане и Бавлинским районом в Татарстане.

Первая версия родословной рода Кунграт

Данное шежере было переписано в 1965 году и отправлено казанским ученым Закиржаном Ахметзяновым (родился в 1893 году) из деревни Кубиязы Аскинского района Республики Башкортостан.

Село Кубиязы, Башкортостан
Село Кубиязы, Башкортостан

Учитывая, что текст генеалогии является одним из важных источников для выяснения этнической истории татар Урала, мы предлагаем его немного сокращенный вариант для широкой аудитории:

«Однако Чингисхан, да будет над ним мир, родился в 594 году по исламскому календарю — в год свиньи, в месяце зулькада. После этого он прожил семьдесят два года. В тринадцать лет он взошел на трон. Страна, где жил Чингисхан, была в Китае. Он покинул этот мир в семидесятом году, в год свиньи, в четырнадцатый день благословенного рамадана.
Имена тех, кто был с ним: первый — Ушин Майкы, второй — Калдар, третий — Урдач, четвертый — Кыбчак, пятый — Тамйан, шестой — Киреит, седьмой — Буртак, восьмой — Тимер Котлы, девятый — Мутйан, десятый — Тамйан, один из оставшихся на пути — Конграт, одиннадцатый — Катай, двенадцатый — Салджуд, тринадцатый — Кыйат. Каждому из них было даны ураны и деревья»

Возможно, наши башкиры происходят от этих родов("Безнең башкорт халыклары шулар нәселендәндер"), и Чингисхан сказал Урдач бею: «пусть твоим деревом будет берёза, птицей — ястреб, боевым кличем — ‘Алач!’, тамгой — “пара птичьих рёбер“» («кот кабырга»?)!

Правление Кунгратов в Булгаре

Среди первых сподвижников, пришедших в город Булгар: первый — Забир бин Джагди, второй — Хантал бин Рабига, третий — Габдерахман бин Забир.

В то время в городе Булгар правил хан Айдар. Сподвижники сказали ему: «Посланник последнего времени, пророк Мухаммад (мир ему) послал вас для призыва к исламу». Хан ответил: «Это будет очень хорошо, у нас есть больная дочь. Если она выздоровеет, мы тоже станем мусульманами».

Сподвижники сказали: «Мы принесем вам молодую ветвь».

Хан ответил: «В эту зимнюю пору невозможно найти молодую ветвь».

В это время Забир бин Джагди положил перед ханом черный сосуд, Хантал бин Рабига положил свою палку на сосуд с именем Аллаха, а Габдерахман бин Забир положил свой меч на палку с именем Аллаха. В этот момент по воле Аллаха эта палка превратилась в ветвистое дерево. Его ветви наполнились листвой. Эту листву принесли хану. В конце концов, дочь хана выздоровела, и увидев эти чудеса, хан вместе со своим народом стал мусульманином. После этого Айдар хан выдал свою дочь замуж за Хантала бин Рабига. У них родился сын, которого назвали Мухамматамином. Его отец стал ханом.

Их родословная: первым был Кунграт, затем его сын Урдач, его сын Сатугали, его сын Сенкысын, его сын Казанпар, его сын Сак, его сын Апартча, его сын Азбирде, его сын Тенчура, его сын Тулбай, его сын Чабчакай... Йерембай Киндзә углы...

Вторая версия шежере рода Кунграт

Текст этой генеалогии был переписан для нас весной 1994 года жителями деревни Калмашбашево в Республике Башкортостан на современной татарской графике. В нем указано, что родословная относится к роду людей из деревни Кугарчи-Буляк в Шаранском районе. Родословная была записана до 1788 года, после чего процесс регистрации новых имен прекратился.

Деревня Калмашбашево, Башкортостан
Деревня Калмашбашево, Башкортостан
Деревня Кугарчи-Буляк, Башкортостан
Деревня Кугарчи-Буляк, Башкортостан

Текст второй версии полностью основан на лексическом, морфологическом, фонетическом и ономастическом материале татарского языка. Его невозможно спутать с материалами других тюркских языков.

Родословная рода Кунграт: третья версия

Данная версия изначально была известна как «Киргизская шежере» и была включена в изданную нами в 1995 году книгу «Татарские генеалогии». Ее первое издание вышло в 1913 году в журнале «Шура» благодаря известному татарскому ученому, нашему земляку Ризаитдину Фахретдину. Наследники «Киргизская шежере» сегодня живут в деревне Ташлы Бавлинского района Республики Татарстан.

Деревня Ташлы, Бавлинский район Татарстана
Деревня Ташлы, Бавлинский район Татарстана

Их предки еще в конце XVII века вошли в башкирское сословие. В этой генеалогии имя «Кунграт би» не упоминается, но имена и порядок прихода его древних предков совпадают с генеалогией деревни Кугарчи-Буляк. Также существует вероятность, что имя «Коркод ата» произошло от имени «Кунграт би». По этой причине мы считаем возможным связать «Киргизскую шежере» с родом Кунграт.

Текст
«Согласно генеалогии, написанной нашими предками, в деревне Ташлы (Бугульминский уезд, Александровская волость) проживают кыргызские башкиры, чья родословная восходит к Кыргыз Йорту на Бухарском пути, от сейедзаде, известного как «Коркод ата».
«Его сын — Ахмет би, затем Мухаммед би, затем Янба би, затем Кушык би. Упомянутый Кушык би жил в деревне «Иске Кыргыз» на берегу реки Татыш у Ак Иделя и основал свой дом. У Кушык би было два сына: один из них — Аккош би, другой — Күккүз би. У Аккош би были сыновья по именам Бутамыш би и Бурамыш би. У Күккүз би были два сына по именам Колчан (в настоящее время это название небольшого села) и Тыныч; эти два человека получили грамоту от нашего великого царя (олугъ шаһымыз) Алексей Михайловича на упомянутую землю. От Колчана происходят Уразгилде, затем Адай, затем Модук, затем Бикмухаммет; эти родственники пришли из Иске Киргиза и жили в деревне Катай. У Бикмухаммета был сын по имени Хусейн, который в 1700 году пришел с родственниками в Александровскую волость Бугульминского уезда, в деревню Ташлы. У Хусейна были сыновья Мухамметамин, затем Гомер, затем Габдельджаббар и другие (и другие — М. Ә.)...
Учитель Ахметгали Халимов (Бугульма)».

Однако не на все факты этой генеалогии можно полностью полагаться. Например, в 1700 году еще не существовало ни города Бугульма, ни уезда. Бугульминский уезд стал известен только с 1850 по 1920 годы. До 1735 года земли, входившие в Бугульминский уезд, принадлежали Казанской губернии. Затем они перешли к Уфимской провинции, а с 1744 года этот регион стал частью Оренбургской губернии.

Также следует специально изучить время вступления в башкирское сословие и миграции к реке Ик, поскольку достоверность этих сведений весьма сомнительна и может относиться к более поздним периодам. Кроме того, Алексей Михайлович был назван царем, этот термин начал использоваться только после Петра I и т.д.

Некоторые исторические сведения, связанные с Кунгратами

Кроме трех шежере, связанных с упомянутым племенем Кунгратов, также находятся исторические сведения, касающиеся его. В последнее время доктор исторических наук Дамир Исхаков обнаружил новые источники, которые позволяют предположить, что каракалпаки владели территориями Средней Волги и Урала в Средние века. Хотя очевидно, что для концепции автора источников недостаточно, его выбранный путь кажется правильным. Его исторические наблюдения связаны с историей города Биляр.

Генеалогии и другие записи сообщают о том, что в средние века в городе Биляр правил легендарный хан по имени Амат-Самат или Амат-Хамат. Исследователи этой генеалогической сюжетной линии предполагают, что под именами Амат-Хамат и Амат-Самат скрываются два разных хана. Также существует мнение, что в этих именах отражены особенности башкирского языка. По одной из точек зрения, фонетическая структура имен Хамат и Самат содержит специфические черты этого языка. Однако в башкирском языке не происходит перехода с > x, возможен только переход с > һ.

Поэтому предположение о переходе звуков в данном случае не объясняет текст. В этом историческом документе, который представляет для нас интерес, написание звуков с и x перепутано из-за близости арабских графем, и мнение о переходе с > x — это всего лишь примитивная текстологическая ошибка. Правильным написанием имени является только Амат-Самат; написание Амат-Хамат является ошибочным.

Конечно, переписчики или составители древних текстов не всегда знали термины и типы имен, существовавшие сотни лет назад, и писали так, как понимали. В древних текстах таких случаев немало.

Загадочный Амат-Самат

Но что же означает название Амат-Самат, встречающееся в генеалогических и исторических документах? Это составное имя или имя двух человек? Давайте проанализируем это. Для этого обратимся к источникам, касающимся тюркских имен в средние века. Например, в тюркско-татарских источниках XIV—XV веков мы можем обратить внимание на наличие следующих примеров составных антропонимов: Кепек мангыт, Бахрам джалайыр, Галибек кунграт, Идигу барлас, Идигу узбек и др. В этих примерах древние антропонимы сопровождаются такими древними татарскими этнонимами, как мангыт, джалайыр, кунграт, барлас, үзбек, что не оставляет сомнений.

В этом ряду можно найти объяснение и для антропонима Амат-Самат. Таким образом, в наших источниках Амат является основным антропонимом, а Самат — этнонимом. Этноним Самат известен среди тюркских народов, особенно связанных с Золотой Ордой. Значительная часть каракалпакского населения происходит от племени Кунгырат, и этноним Самат также относится к этому племени.

Историк Дамир Исхаков сопоставляет Амат-Самат с именем главного героя древнего татарского эпоса «Гыйса углы Амат». Эта точка зрения Д. Исхакова не лишена оснований и может быть принята.

События в поэме «Гыйса углы Амат» происходят в середине XIV века на берегах Иделя. Амат находится в окружении ханов Золотой Орды Джанибека и Бирдебека и в конечном итоге достигает чести стать зятем хана Джанибека. Один из сюжетов поэмы отражает дружбу Амат с сыном Джанибека ханом Бирдебеком. Дело в том, что Амат, похитив дочь Джанибека, скрывается на берегу Иделя в месте под названием «Кыз тавы» у устья реки Свияга. Это место сегодня находится рядом с селом Деушево в Апастовском районе Татарстана и до сих пор известно под названием «Кыз тавы». В последние годы вокруг этого исторического места продолжают появляться новые легенды. Некоторые из них журналист Марди Рафиков использует в своих статьях.

Деревня Деушево, Татарстан
Деревня Деушево, Татарстан

В народной памяти сохранились предания о том, как сын Джанибек хана Бирдибек приезжал летом в деревню Бирдибяково на правом берегу Камы. Эта деревня относится к Рыбно-Слободскому району.

Деревня Бердибяково, Татарстан
Деревня Бердибяково, Татарстан

Жители деревни с уверенностью говорят: «наша деревня - это деревня хана Бирдибека». Место «Кыз тавы», где жил Амат на берегу реки Свияги, и деревня Бердибяково находятся довольно близко друг к другу.

Таким образом, можно считать, что у них была общая жизнь и взаимоотношения.

Амат-Самат, правитель Булгара
Амат-Самат, правитель Булгара

Если обратить внимание на исторические источники, то сохранились сведения о том, что отец Амата, Гыйса, также был зятем Узбека хана. Гыйса би (Гыйса бек) был братом знаменитого Идегея. Исходя из этих фактов, можно предположить, что Гыйса углы Амат-Самат управлял городом Биляр как хан и опирался на племя татар — кунгратов. В поэме «Гыйса углы Амат» говорится о том, что после смерти хана Джанибека Амат присоединился к Бирдибеку и занимал полуханскую должность. Этот факт созвучен с информацией в татарских родословиях о том, что Биляром управлял хан Амат-Самат. Интересно, что родство с Идегеем не принесло ему особого вреда даже во время нашествия Тимура в 1395 году. С одной стороны, он был человеком рода Чингисхана, с другой — братом Идегея. Возможно, он вместе с кунгратами в 1395 году перебрался в сторону Ургенча.

Историки пишут о том, что у Амата углы Гыйсы родился сын по имени Салчы от дочери Джанибека, и что он стал беком в Хаджитархане. В поэме «Гыйса углы Амат» говорится о том, что Салчы был найден людьми, которые отправились на Волгу за бревнами и нашли его в золотой колыбели в лесу, и вернули его во дворец хана. В конце поэмы отдельно подчеркивается, что Салчы — сын Амата углы Гыйсы от дочери Джанибека.

Этот сюжет также перекликается с сообщениями в родословных записях, таких как «Чирүче шәҗәрәсе» и «Нурыш (Кармыш) шәҗәрәсе», найденных в Буинском и Кайбицком районах Татарстана. В этих шежере сообщается о потомках царевича, найденного в золотой колыбели в лесу из родов Чируче и Нурыш. Рассказывается о том, что этот ребенок был найден в зарослях деревьев под названием Чиркэ тал на склоне горы Маныт у деревни Олы Тархан на берегу Волги. Таким образом, поэма «Гыйса углы Амат», родословия Чируче и Нурыш, а также легенды из других мест точно изображают исторические события и следы, оставленные Гыйса углы Аматом в середине XIV века на Средней Волге.

Основываясь на этих источниках, мы можем представить историю правления племени кунгратов вместе с другими татарскими племенами на берегах Волго-Урала. В этом регионе в XIII—XIV веках не осталось места для размышлений о каком-либо независимом Булгарском государстве. Именно кунграты стали одной из основных сил, способствующих татаризации булгар на берегах Камы и угров (иштяков) на Урале.