Найти тему
Закреплено автором
Дамир Исхаков
Дамир Исхаков: Прожил я свою жизнь как националист в лучшем смысле этого слова
7735 · 1 год назад
25:36
Дамир Исхаков
Почему азербайджанцев в Российской империи называли татарами?
7443 · 2 месяца назад
Какие смыслы и верования вкладывали монголы и тюрки в онгоны, огонь, кость, небесные тела и в "вечные камни"?
Автор - Гамирзан Давлетшин В традиционных религиях монголов и древних тюрок много общего. Западноевропейские путешественники, дошедшие до центральных районов Монголии, обратили внимание на языческую религию монголов, их веру и местные обряды. В книге «История монгалов», написанной францисканским монахом Плано Карпини по следам его путешествия в 1245 году, говорится о поклонении монголов (татар) Единому богу — создателю всего видимого и невидимого. Он же сотворил, по их мнению, и людские наслаждения, и муки...
1 день назад
Уфимские краеведы в погоне за юбилеем Уфы состряпали миф о присяге башкир Ивану Грозному
Без сомнения, покровительство уфимским краеведам, желающим отпраздновать круглый юбилей Уфы, со стороны редактора Явдата Хусаинова опиралось на негласную санкцию нового главы Башкирии, первого секретаря обкома Мидхата Закировича Шакирова. Советский режим – это власть номенклатуры, партийной олигархии, которая решала всё. Автор - Михаил Роднов Мидхат Шакиров был необычным правителем края, единственный за всю тысячелетнюю историю – сын историка, да ещё вдобавок коренной уфимец. Он родился в семье любителя...
781 читали · 6 дней назад
Как жители Уфы пронесли чрез века жажду отпраздновать юбилей города?
Одной из спорных тем в уфимском краеведческом, научном, публицистическом сообществе, современном информационном пространстве остаётся дискуссия о дате основания Уфы (1574 или 1586 год?), которая уходит своими корнями в эпоху Российской империи. Автор - Михаил Роднов Разные точки зрения высказывались уже тогда, что приводило в сомнение местных любителей старины. Но в конце концов, опираясь на специальное исследование местного уроженца и первого академика из Уфы П.П. Пекарского, ведущие краеведы второй половины XIX в...
375 читали · 1 неделю назад
О следах Ногайской орды, башкирцах и легендарном нефтяном лендлорде Надыре Уразметове в Татарстане
Современная территория юго-востока Татарстана в XVII–XVIII вв. входила в состав Казанской даруги Уфимского уезда. Ранее, в XV–ХVIвв., территория будущей Казанской дороги Уфимского уезда входила в состав двух государственных образований – Казанского ханства и Ногайской Орды. При этом часть ее территории входила в состав «Беловоложской земли» Казанского ханства (на 1469г.), а позднее, в XVIв., в Ногайский (Мангытский) юрт. В то время (в XVIв.) территория Ногайского юрта была как бы под двойной юрисдикцией – Казанского ханства и Ногайской Орды...
453 читали · 1 неделю назад
Очищение истории татар от башкирских мифов на примере Благоварского района Башкортостана
В период Золотой Орды, с XIII в., современная территория Благоварского района Башкортостана вошла в состав волостей Казанской и Ногайской дорог. Деление на дороги сохранилось до конца XVIII в. По переписи башкирских волостей и их тюб, составленных в 1735 г., в числе 12 тюб Минской волости показаны Чуби-Минская и Кыркули-Минская, часть территории которых ныне приходится на Благоварский район. В данном документе определяется, что Минская волость Ногайской дороги занимает бассейны рек: Демы, Уршака, Чермасана; волости Казанской дороги: Каршинская – Кармасан; Дуванейская, Кандинская – Чермасан...
985 читали · 1 неделю назад
Почему настоящий символ татар - это именно рогатый барс?
Широкое распространение на территории домонгольской Болгарии имели бронзовые зам­ки в виде фигурок барсов, но без всадника, относящиеся к XII - началу XIII вв. Только в Биляре их найдено больше десяти (рис. 50). Замок состоит из двух половинок, соеди­ненных между собой, но не настолько плотно, чтобы их не разомкнуть. Туловище — как у настоящего барса, слегка уд­линенное, лапы короткие, но крепкие, с широкой округлой стопой. Пасть широко раскрыта. На задней части головы наросты, обозначающие уши. Барс украшен циркульным ор­наментом...
541 читали · 2 недели назад
Этот народ - самый гостеприимный в России: немецкие и европейские ученые о татарах в 19 веке
Богатые татарские купцы стали желанными гостями на торжествах, устраиваемых в учрежденном в 1804 г. императорском Казанском университете. Самое восточное высшее учебное заведение империи было призвано стать центром науки и просвещения для включавшего Поволжье, Прикамье, Кавказ, Приуралье и Сибирь Казанского учебного округа. Но его ученые видели свою миссию шире – в сближении Европы и Азии. Для диалога между их представителями идеально подходил восточный напиток чай, одинаково чтимый и там, и здесь...
528 читали · 2 недели назад
Почему у предков татар в Волжской Булгарии был культ собаки?
Как относились волжские болгары к власти? Что для них значил правитель страны и власть как идея и ценность? Вера во что служила опорой для верховной власти в Волжской Булгарии? Какое место в представлениях предков татар занимал культ животных? Какие образы и чувства вызывала собака у волжских булгар? Автор - Гамирзан Давлетшин Начнём с того, что особое положение в болгарском обществе занимали ста­рики. Ибн Фадлан пишет: «...если у сына (какого-либо) человека родится ребенок, то его берет (к себе)...
571 читали · 2 недели назад
О славном гребенском татаре Мамате Ахмаджанове, наводившем в Чечне и Дагестане ужас на большевиков
Мамат Ахмаджанов (1878 – сентябрь 1924) – татарский абрек, защитник народа, активный противник становления советской власти на Северном Кавказе. Как рассказывал Махмуд Нагуманов, Мамат был грозой для врагов. При одном его упоминании враг приходил в замешательство. Большинство информации предоставил внук Мамата, почётный гражданин Чеченской Республики Салимгереев Широтдин Мусаевич. Сформулировал и опубликовал Э.Р. Мухаметшин. Автор - Э.Р.Мухаметшин Мамат родился в 1878 г. в станице Новогладовская, Терской области (ныне станица Гребенская Шелковского района Чечни)...
3 недели назад
Город Татарстана Бавлы, рождённый в земельных спорах между татарами башкирского сословия
Статья посвящена вопросу формирования сословной структуры населения татарских поземельных волостей на примере д. Бавлы. Показано, как происходило формирование башкирского сословия татар, начавшееся после падения Казани и образования Уфимского уезда, в связи с интенсивным экономическим освоением региона татарами Казанского уезда. Во многом этому способствовало сложившееся здесь со времен татарских ханств единое татарское этнокультурное пространство. Автор - Тагир Каримов Вотчинники деревни Бавлы тесно...
1044 читали · 3 недели назад
Как мертвые помогали живым в поверьях предков татар(булгар)?
В основе культа умерших, связанного с культом предков и святых, — вера в загробный мир, в существование души человека после смерти, вера в участие умерших в повседнев­ной жизни живых. В силу этого люди стремились хотя бы символически привлечь усопших к оказанию помощи жи­вым в хозяйственных делах, бытовых заботах и т. п. Как с этим было у булгар? Автор - Гамирзан Давлетшин Для цели привлечь усопших к помощи живым служили разные моления, поминки, трапезы, пос­вященные усопшим. Еще в глубокой древности эти обряды нашли отражение в календарях...
325 читали · 3 недели назад
Этот народ в Сибири был сладко обласкан Москвой, дал татарам ислам и растворился среди них
Одним из наиболее значимых этнических компонентов в структуре сибирских татар на поздних этапах этногенеза (XVI–XX вв.) является группа среднеазиатских переселенцев, известная в исторической литературе как бухарцы или сибирские бухарцы. Автор - Зайтуна Тычинских Их численность в Тобольской губернии, по данным переписи 1897 г., составляла 11 307 человек, т. е. около 1/5 тюрко-татарского населения губернии. В дальнейшем, в течение ХХ в., бывшие переселенцы из Средней Азии ассимилировались с местными татарами, постепенно утрачивая свою «бухарскую» идентичность...
1760 читали · 1 месяц назад