Найти тему
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Автора можно поддержать разовым переводом
Закреплено автором
Дамир Исхаков
Дамир Исхаков: Прожил я свою жизнь как националист в лучшем смысле этого слова
7740 · 1 год назад
25:36
Дамир Исхаков
Почему азербайджанцев в Российской империи называли татарами?
7501 · 2 месяца назад
Татары в 21 веке получили в себе смесь из остатков совка, кондового традиционализма и дикого капитализма
Автор - Дамир Исхаков В силу ряда обстоятельств, татарскому обществу настало пора серьёзно задуматься о своём будущем – как о близком, так и более отдаленном. Первая попытка такого рода, связанная с подготовкой «Стратегии развития татарской нации», как известно, не увенчалась успехом. Но потребность в прогностическом, концептуального характера документе, никуда не исчезла, о чём представители татарской интеллектуальной элиты время от времени напоминают. Конечно, современная российская действительность не слишком располагает к глубоким размышлением о будущем...
4 дня назад
Миф о присяге башкир Грозному придумали для юбилея Уфы с Брежневым, но он так и не приехал
Автор - Михаил Роднов Фальшивый юбилей и фальшивая присяга башкир русскому царюы В сентябре 1974 г. Уфа окрасилась транспарантами, началась подготовка к обещанному празднеству. «Вечерняя Уфа» с 20 сентября почти в каждом номере публикует материалы к юбилею, исполком горсовета рассмотрел вопрос «О работе горжилуправления по подготовке к 400-летию Уфы». Город приводили в порядок, труженики предприятий Уфы выступили с инициативой «по развёртыванию социалистического соревнования за достойную встречу 57-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 400-летия Уфы»...
800 читали · 1 неделю назад
Как башкирский историк Асфандияров отдал основание Уфы татарам?
Автор - Михаил Роднов В послевоенные годы была подготовлена первая обобщающая история Башкирского края, где автором раздела стал известный историк Николай Владимирович Устюгов (1896–1963) из того же московского института истории СССР. Авторитетнейший специалист разобрал споры о двух датах основания Уфы, сделав категоричный вывод: «Мнение П.П. Пекарского, основанное на точных указаниях источников, и должно быть принято». Он также привёл данные академика М.Н. Тихомирова, который нашёл летописные сведения об основании Уфы в 1586 г...
816 читали · 1 неделю назад
Какие смыслы и верования вкладывали монголы и тюрки в онгоны, огонь, кость, небесные тела и в "вечные камни"?
Автор - Гамирзан Давлетшин В традиционных религиях монголов и древних тюрок много общего. Западноевропейские путешественники, дошедшие до центральных районов Монголии, обратили внимание на языческую религию монголов, их веру и местные обряды. В книге «История монгалов», написанной францисканским монахом Плано Карпини по следам его путешествия в 1245 году, говорится о поклонении монголов (татар) Единому богу — создателю всего видимого и невидимого. Он же сотворил, по их мнению, и людские наслаждения, и муки...
2 недели назад
Уфимские краеведы в погоне за юбилеем Уфы состряпали миф о присяге башкир Ивану Грозному
Без сомнения, покровительство уфимским краеведам, желающим отпраздновать круглый юбилей Уфы, со стороны редактора Явдата Хусаинова опиралось на негласную санкцию нового главы Башкирии, первого секретаря обкома Мидхата Закировича Шакирова. Советский режим – это власть номенклатуры, партийной олигархии, которая решала всё. Автор - Михаил Роднов Мидхат Шакиров был необычным правителем края, единственный за всю тысячелетнюю историю – сын историка, да ещё вдобавок коренной уфимец. Он родился в семье любителя...
997 читали · 3 недели назад
Как жители Уфы пронесли чрез века жажду отпраздновать юбилей города?
Одной из спорных тем в уфимском краеведческом, научном, публицистическом сообществе, современном информационном пространстве остаётся дискуссия о дате основания Уфы (1574 или 1586 год?), которая уходит своими корнями в эпоху Российской империи. Автор - Михаил Роднов Разные точки зрения высказывались уже тогда, что приводило в сомнение местных любителей старины. Но в конце концов, опираясь на специальное исследование местного уроженца и первого академика из Уфы П.П. Пекарского, ведущие краеведы второй половины XIX в...
416 читали · 3 недели назад
О следах Ногайской орды, башкирцах и легендарном нефтяном лендлорде Надыре Уразметове в Татарстане
Современная территория юго-востока Татарстана в XVII–XVIII вв. входила в состав Казанской даруги Уфимского уезда. Ранее, в XV–ХVIвв., территория будущей Казанской дороги Уфимского уезда входила в состав двух государственных образований – Казанского ханства и Ногайской Орды. При этом часть ее территории входила в состав «Беловоложской земли» Казанского ханства (на 1469г.), а позднее, в XVIв., в Ногайский (Мангытский) юрт. В то время (в XVIв.) территория Ногайского юрта была как бы под двойной юрисдикцией – Казанского ханства и Ногайской Орды...
538 читали · 4 недели назад
Очищение истории татар от башкирских мифов на примере Благоварского района Башкортостана
В период Золотой Орды, с XIII в., современная территория Благоварского района Башкортостана вошла в состав волостей Казанской и Ногайской дорог. Деление на дороги сохранилось до конца XVIII в. По переписи башкирских волостей и их тюб, составленных в 1735 г., в числе 12 тюб Минской волости показаны Чуби-Минская и Кыркули-Минская, часть территории которых ныне приходится на Благоварский район. В данном документе определяется, что Минская волость Ногайской дороги занимает бассейны рек: Демы, Уршака, Чермасана; волости Казанской дороги: Каршинская – Кармасан; Дуванейская, Кандинская – Чермасан...
1290 читали · 1 месяц назад
Почему настоящий символ татар - это именно рогатый барс?
Широкое распространение на территории домонгольской Болгарии имели бронзовые зам­ки в виде фигурок барсов, но без всадника, относящиеся к XII - началу XIII вв. Только в Биляре их найдено больше десяти (рис. 50). Замок состоит из двух половинок, соеди­ненных между собой, но не настолько плотно, чтобы их не разомкнуть. Туловище — как у настоящего барса, слегка уд­линенное, лапы короткие, но крепкие, с широкой округлой стопой. Пасть широко раскрыта. На задней части головы наросты, обозначающие уши. Барс украшен циркульным ор­наментом...
648 читали · 1 месяц назад
Этот народ - самый гостеприимный в России: немецкие и европейские ученые о татарах в 19 веке
Богатые татарские купцы стали желанными гостями на торжествах, устраиваемых в учрежденном в 1804 г. императорском Казанском университете. Самое восточное высшее учебное заведение империи было призвано стать центром науки и просвещения для включавшего Поволжье, Прикамье, Кавказ, Приуралье и Сибирь Казанского учебного округа. Но его ученые видели свою миссию шире – в сближении Европы и Азии. Для диалога между их представителями идеально подходил восточный напиток чай, одинаково чтимый и там, и здесь...
628 читали · 1 месяц назад
Почему у предков татар в Волжской Булгарии был культ собаки?
Как относились волжские болгары к власти? Что для них значил правитель страны и власть как идея и ценность? Вера во что служила опорой для верховной власти в Волжской Булгарии? Какое место в представлениях предков татар занимал культ животных? Какие образы и чувства вызывала собака у волжских булгар? Автор - Гамирзан Давлетшин Начнём с того, что особое положение в болгарском обществе занимали ста­рики. Ибн Фадлан пишет: «...если у сына (какого-либо) человека родится ребенок, то его берет (к себе)...
601 читали · 1 месяц назад
О славном гребенском татаре Мамате Ахмаджанове, наводившем в Чечне и Дагестане ужас на большевиков
Мамат Ахмаджанов (1878 – сентябрь 1924) – татарский абрек, защитник народа, активный противник становления советской власти на Северном Кавказе. Как рассказывал Махмуд Нагуманов, Мамат был грозой для врагов. При одном его упоминании враг приходил в замешательство. Большинство информации предоставил внук Мамата, почётный гражданин Чеченской Республики Салимгереев Широтдин Мусаевич. Сформулировал и опубликовал Э.Р. Мухаметшин. Автор - Э.Р.Мухаметшин Мамат родился в 1878 г. в станице Новогладовская, Терской области (ныне станица Гребенская Шелковского района Чечни)...
1 месяц назад