В предыдущих публикациях о китайских автомобилях мы проанализировали причины, по которым они так быстро становятся популярными на российском рынке, привлекая всё большее число покупателей. А также рассмотрели, какие марки китайских автомобилей сегодня производятся в России, какие выгоды нашей стране и гражданам несёт это сотрудничество и какие возможности оно открывает на ближайшую перспективу.
При этом дискуссия среди подписчиков канала показала, что в России до сих пор сохраняется убелённое сединами мнение о том, что китайские автомобили это что-то не очень качественное, ненадежное и неудобное, сами китайцы их не покупают, а предпочитают немецкие и японские марки.
Давайте посмотрим - прада это или нет. Что на самом деле сегодня предпочитают жители Поднебесной.
Общие тенденции автомобильного рынка в Китае
В 2025 году автомобильный рынок Китая продолжает демонстрировать уверенный рост и динамичное развитие благодаря умелой организации бизнеса, активной поддержке со стороны правительства и увеличению доходов граждан Поднебесной.
Изучение текущих рыночных трендов позволило выявить ключевые характеристики, которые определяют выбор китайскими потребителями своих автомобилей.
Электромобили - главный приоритет
Одним из наиболее заметных изменений является значительный рост интереса к электромобилям. Правительство Китая активно продвигает экологически чистые транспортные средства через различные меры поддержки, включая субсидии и налоговые льготы для владельцев таких машин. Одновременно сами граждане все чаще выбирают электрокары не только ради экономии денег, но и чтобы внести свой вклад в защиту окружающей среды от вредных выбросов.
В России электромобили и гибриды также набирают популярность, в том числе развивается сеть электрозаправок. Мне кажется, что наиболее приемлемыми для наших условий являются гибридные марки, но здесь надо учитывать, что условия могут быть разными и кому-то вполне подойдёт чистая электрика. Страна то большая - от юга до заполярного круга.
Компактность решает всё
Высокая плотность населения в крупнейших городах Китая приводит к дефициту парковочных мест и перегруженности дорог. Именно поэтому многие автолюбители предпочитают небольшие по размерам автомобили, которыми проще маневрировать в условиях тесного городского пространства и легче найти место для парковки.
Проблемы парковочных мест и перегруженности дорог хорошо знакомы и жителям российских мегаполисов. Так что здесь мы с китайскими автолюбителями также мало чем отличаемся друг от друга. Правда в России малолитражки пока не очень популярны. Как говорится - на любителя.
Комфорт и безопасность превыше всего
Важную роль играют современные системы обеспечения комфорта и безопасности пассажиров. Практически каждый новый автомобиль оснащен передовыми технологиями, такими как автоматическое экстренное торможение, система удержания полосы движения, адаптивный круиз-контроль и даже автопилот. Эти функции повышают уровень удобства вождения и обеспечивают дополнительную защиту водителя и пассажиров во время поездок.
Так, например, электрический седан Xiaomi SU7 в модификации Max получил звание самого безопасного автомобиля Китая, превысив средний показатель безопасности на 8,7 процента. По результатам краш-тестов, проведенных по методике C-NCAP, автомобиль заработал пять звезд и среднюю оценку 93,5 процента.
Дизайн и технологии создают образ престижа
Внешний облик автомобиля оказывает существенное влияние на решение покупателя приобрести именно эту модель. Производители стремятся создать оригинальные дизайны экстерьера и интерьера, сочетая стиль и индивидуальность с высокими показателями технического оснащения.
Интерьеры многих автомобилей оснащены сенсорными экранами, голосовым управлением и другими современными гаджетами, подчеркивая премиальный статус авто и привлекая внимание потенциальных клиентов.
Конечно, о вкусах не спорят и понятия красоты у всех разные. Но некоторые общие тенденции мировой автомобильной моды всё же есть и китайские марки не отстают от мировых лидеров, а может они уже и сами - лидеры?
Если проанализировать рейтинги самых популярных брендов и марок легковых автомобилей Китая, составленных по итогам первой половины 2025 года, то можно увидеть, что в качестве лидеров продаж в этом году чаще всего фигурируют модели Geely, BYD и Tesla.
Данные о продажах легковых автомобилей в Китае ежемесячно публикуются Китайской ассоциацией автомобильных дилеров (CADA) при содействии Китайской ассоциации по информации о рынке легковых автомобилей (CPCA). В расчётах используются как официальные сведения от производителей, так и данные о регистрации транспортных средств. При формировании рейтинга учитываются только розничные продажи конечным потребителям.
Топ-10 популярных мировых брендов в Китае
1 место
BYD стал безоговорочным лидером среди всех автомобильных брендов, продав почти 1,5 миллиона машин. Компания увеличила продажи на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако стоит отметить, что первое полугодие для BYD выдалось непростым. У компании возникли проблемы с избыточными запасами на складах дилеров, что привело к снижению производственных мощностей.
Доля рынка BYD выросла на 0,17% с первой половины 2024 года и достигла 13,37%.
2 место
На втором месте оказался немецкий Volkswagen китайского производства.
Эти автомобили производятся в Китае совместными усилиями двух крупных автопроизводителей — SAIC и FAW. Всего было продано 934 тысячи машин.
В конце прошлого года Volkswagen объявил о закрытии своего завода в Китае — предприятия в Нанкине, управлявшегося совместно с китайским партнёром — госкомпанией SAIC Motor. Решение о закрытии было принято на фоне растущей конкуренции на китайском авторынке, в первую очередь со стороны местных концернов, выпускающих электрокары.
Планируется, что закрытие предприятия произойдёт поэтапно, до конца 2025 года. Сборку моделей, которые здесь выпускали, перенесут на соседний завод, а территорию передадут городским властям.
Тенденция, однако...
3 место
Третье место заняла японская Toyota (вернее говорить - японско-китайская), реализовавшая 742 тысячи автомобилей.
В мае 2025 году дебютировало шестое поколение Toyota RAV4, а сейчас японцы готовят версию для Китая.
В Поднебесной кроссовер выпускается на двух заводах, FAW-Toyota и GAC-Toyota. В первом случае сохранено привычное имя RAV4, во втором модель именуется Wildlander. Разница между моделями в дизайне экстерьера и оснащении, а техника и салоны одинаковые.
4 место
Четвёртое место досталось Geely, которая привлекла 672 тысячи клиентов, что на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля рынка Geely увеличилась с 4,52% до 5,7%.
В феврале 2025 года в Китае официально рассекретили обновленный кроссовер Geely Atlas, фотографии и характеристики опубликовал китайский регулятор MIIT.
Передняя часть теперь напоминает Okavango. Автомобиль получил новые фары прямоугольной формы, трапециевидную решетку радиатора с вертикальными ламелями и переработанный передний бампер с увеличенным воздухозаборником.
Покупателям предложат два варианта двигателей: 1,5-литровый турбомотор мощностью 181 л.с. и 2-литровый агрегат на 218 л.с. Оба двигателя работают в паре с 7-ступенчатым «роботом». Привод – только передний.
5 место
На пятой строчке расположился бренд Wuling, который не представлен официально в России. Эта марка специализируется на доступных автомобилях. Было продано 454,8 тысячи машин.
В прошлом году работающая в сегменте лоукост китайская марка Wuling запустила в продажу электрическую версию своего дешёвого минивэна Wuling Hongguang, который в прошлом десятилетии был абсолютным бестселлером китайского авторынка.
Марка Wuling принадлежит совместному предприятию SAIC-GM-Wuling и благодаря экстенсивному модельному ряду она стабильно входит в десятку самых популярных автомобильных марок в Китае.
6 место
На шестом месте оказался Changan, который продал 397 тысяч автомобилей, что на 2,8% больше, чем в предыдущем году.
В июле 2025 года Китае начались продажи лифтбека Changan Uni-V нового поколения. Модель представлена в четырех комплектациях с двумя типами ДВС. Базовая версия новинки доступна по цене 102,9 тысячи юаней (примерно 1,15 млн рублей).
Новый Changan Uni-V — это уже третье поколение модели, которую продают в Китае с 2021 года, а в России — с февраля 2023-го. В целом автомобиль сохранил преемственность со своими прошлыми генерациями, но при этом получил ряд значимых изменений. Например, его решётку радиатора сменила сплошная панель. Данное изменение позволило улучшить аэродинамику кузова до 0,27 Cd.
7 место
Седьмое место в нашем списке заслуживает особого внимания. Его заняла электрическая линейка Geely под брендом Galaxy. В Китае этот бренд считается отдельным. Но за пределами страны такого разделения нет.
Примером служит электрический кроссовер Geely EX5, известный в КНР как Galaxy E5. С января по июнь 2025 года клиентами Geely Galaxy стали 371,6 тысячи человек.
8 место
2025 год стал провальным для Honda. В первом полугодии японский автопроизводитель ещё входил в тройку лидеров. Но в 2025-м он опустился на восьмое место с результатом в 314 тысяч проданных машин.
В этом году компания Honda вывела на китайский рынок среднеразмерный кроссовер S7. Это первый представитель целого нового семейства электромобилей, которое создаётся специально для КНР в рамках совместных предприятий. По большинству параметров он сопоставим с популярной в стране Tesla Model Y, но в базе стоит немного меньше — от 259 900 юаней (около 2 900 000 рублей).
9 место
На девятом месте хорошо нам известная вишенка на торте - Chery. За полгода продажи этой китайской марки выросли на 11,6% и достигли 296 тысяч автомобилей.
В этом году в Китае началось серийное производство обновлённого купе-кроссовера Luxeed R7, созданного совместно Chery и Huawei. Выпуск модели организован на заводе в Уху, рассчитанном на 300 тысяч автомобилей в год, что позволит обеспечить стабильные поставки на внутренний рынок и за его пределы.
Гибридная модификация развивает 520 л.с. и способна проехать до 1500 км в комбинированном режиме, что делает её одним из самых дальнобойных предложений в классе.
Это кроссовер размером с Porsche Cayenne и BMW X6, который оснащен системой помощи водителю третьего поколения от Huawei и самыми современными технологиями.
Машина получила 12,3-дюймовую ЖК-панель приборов, в оснащение входит 15,6-дюймовый экран информационно-развлекательной системы. Сиденья получили функции подогрева, вентиляции и массажа. Кроме того, пассажирское сиденье имеет функцию нулевой гравитации, 18-позиционную регулировку и 10-точечную систему массажа, а также подогреваемую подставку для ног длиной 340 мм. Передние и задние ряды имеют двухслойные звуко- и теплоизоляционные стекла.
10 место
Замыкает топ-10 мировых брендов, представленных на китайском авторынке, - немецкая Audi.
В этом году совместное предприятие FAW Audi готовит к выходу седан A6L e-tron: новинка уже засветилась в каталоге китайского Минпрома с живыми фото и ключевыми характеристиками. Седан получит тяговую батарею емкостью 106,7 кВтч, которая обеспечит запас хода 785 километров (условия испытаний не уточняются).
A6L e-tron построен на платформе PPE и будет оснащен автопилотом Huawei Qiankun. Производство будет осуществляться на заводе Audi FAW New Energy Plant в Чанчуне. Ожидается, что продажи начнутся в 2025 году.
Габариты Audi A6L e-tron — 5073 x 1950 x 1522 мм, колесная база — 3076 мм. Максимальная мощность мотора составит 353 л.с., поставщиком тяговой батареи выступит CATL.
Ранее на этой неделе в Китае представили кроссоверы Audi Q6L e-tron — с автопилотом Huawei, задним приводом и мощностью всего 278 л.с.
Ну ладно, помечтали и хватит. Перейдем к суровой статистике. Так какие же все таки марки автомобилей покупают китайцы? Неужели только европейские и японские, игнорируя своих родных автопроизводителей? Давайте, помотрим правде в глаза! Поехали....
Самые популярные марки автомобилей в Китае
1 место
Среди самых популярных автомобилей по итогам первой половины 2025 года абсолютным лидером стал хэтчбек Geely Xingyuan.
Компания реализует эту модель в сети дилерских центров Galaxy. Тираж Xingyuan составил 204,9 тысячи единиц. Для наглядности поясним, что разброс цен на эту модель составляет 68,8-97,8 тысячи юаней (0,75-1,1 млн рублей).
2 место
На втором месте в иерархии продаж разместился ещё один небольшой хэтчбек – BYD Seagull.
Недавно эту модель признали лучшим городским автомобилем мира. Тираж за 6 месяцев 2025 года составил 174,9 тысячи машин, увеличившись на 4,8%.
Стоимость Seagull для местного рынка лежит в диапазоне 69,8-85,8 тысячи юаней (0,76-0,95 млн рублей).
3 место
Третье место занял самый популярный автомобиль 2024 года – кроссовер Tesla Model Y.
С января по июнь 2025-го эту модель приобрели 171,9 тысячи китайских автомобилистов. Это на 16,9% меньше, чем годом ранее. И это несмотря на рестайлинг, прошедший в начале этого года. Объясняется это усиливающейся конкуренцией со стороны других моделей.
Отметим, что цена Model Y в Китае составляет 263,5-313,5 тысячи юаней (2,88-3,43 млн рублей).
4 место
На четвёртой строчке разместился ещё один китайский компактный электрокар. На этот раз речь о Wuling Hongguang Mini EV.
В прошлом году продажи этого автомобили были очень низкими. Но выпуск в продажу нового поколения Mini EV исправил ситуацию. Этот хэтчбек получил 5-дверное исполнение, а его продажи выросли в два раза, достигнув отметки в 171 тысячу единиц.
Цена Mini EV лежит в диапазоне 32,8-99,9 тысячи юаней (0,36-1,1 млн рублей).
5 место
Пятое место занял седан BYD Qin Plus с электрическим и гибридным вариантами силовой установки. Общие продажи модели составили 163,6 тысячи авто. И этот показатель также оказался провальным – на 32,2% меньше аналогичного результата предыдущего года. Но тут ситуацию можно объяснить тем, что BYD успел вывести на рынок множество более современных альтернатив для Qin Plus, включая седаны Seal 06 и Qin L.
Возвращаясь к седану с приставкой «плюс», его цена составляет 79,8-179,8 тысячи юаней (0,9-1,95 млн рублей).
В 2025 году на рынке Китая представлен BYD Qin Plus DM-i (2025). Автомобиль оснащён гибридной силовой установкой DM-i, состоящей из бензинового двигателя объёмом 1.5 л и электромотора. Совокупная мощность системы достигает 264 л.с., что обеспечивает уверенный разгон до 100 км/ч всего за 7.6 секунды.
Запас хода на электротяге составляет до 120 км, а в гибридном режиме автомобиль способен преодолевать значительные расстояния с минимальным расходом топлива — от 3.8 л/100 км.
6 место
На шестом месте разместился электрический седан Xiaomi SU7.
В этом году на рынок Китая вышел Xiaomi SU7 Ultra. Он получил аккумуляторную батарею емкостью 93,7 кВт·ч и запас хода до 630 км. Продажи SU7 Ultra стартовали в марте 2025 года по цене около 809 тысяч юаней (около 9 млн рублей).
Производителем заявлено, что это «самый быстрый четырехдверный серийный автомобиль на планете». В движение SU7 Ultra приводят один электродвигатель V6 и два электродвигателя V8. Блок V6 на передней оси обеспечивает мощность до 391 л.с., тогда как V8 выдают по 577 л.с. на каждом заднем колесе. Это дает SU7 Ultra общую мощность 1545 л.с.
7 место
Вслед за ним идёт самый популярный бензиновый кроссовер Китая – Geely Monjaro.
Geely Monjaro – это один из успешных «старожилов» китайского рынка. Выйдя в продажу в 2021 году, модель получила всеобщее признание. И даже спустя четыре года присутствия на переменчивом китайском рынке Monjaro смог стать самым популярным бензиновым кроссовером по итогам первой половины 2025 года.
В прошлом году Monjaro незначительно обновили. У кроссовера в Китае появилась модификация под именем Dongfang Yao. Она получила переработанную внешность и салон, а также амортизаторы с регулируемой жёсткостью.
В этом году Monjaro готовятся обновить ещё раз. Кроссовер Geely вновь сменит стиль и станет заметно мощнее.
8 место
Восьмую строчку занял BYD Song Plus.
В этом году BYD официально вывела на домашний рынок кроссовер Song PLUS DM-i 2025. Особенность машины — в совершенно новой гибридной системе DM-i 5.0: ранее ее получили седаны BYD Qin L и BYD Seal 06, и вот сейчас DM-i 5.0 прописалась под капотом кроссовера.
9 и 10 места
А девятое и десятое места достались Volkswagen Lavida и Nissan Sylphy.
Тут особо и сказать нечего. Отмечу лишь, что в этом году Volkswagen представил новую версию седана Volkswagen Lavida Plus, который в Китае также известен под названием Volkswagen Lamando L. Это одноклассник Skoda Octavia и Toyota Corolla.
Модель, оснащенная двигателем 1,4 л с максимальной мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 250 Нм, занимает промежуточное положение между версиями 280TSI DSG Cool Edition и 280TSI DSG Super Flagship Edition. Машина получила 7-ступенчатую сухую коробку передач с двойным сцеплением.
Машина предлагается в Китае по цене около 173 тысяч юаней (1,9 млн рублей)
Кто тут лидер?
Я полагаю приведенные мною данные достаточно красноречиво показывают - на каких автомобилях на самом деле ездят жители Китая и кто сегодня является мировым лидером в автомобилестроении.
Мне кажется Россия правильно сделала, что начала активно сотрудничать с китайскими автопроизводителями. Я верю, что у нас великолепные перспективы. Всё получится.
Заключение
Итак, мы выяснили, что большинство китайцев предпочитают приобретать автомобили, выпускаемые в их родной стране. Рассказы о том, что жители поднебесной сами предпочитают ездить на европейских и японских марках, а свои модели продавать куда-нибудь заграницу, уже не актуальны. Всё, жизнь поменялась. И в Китае. И наша жизнь в России тоже. Живём в новой реальности.
Спасибо, что дочитали до конца.
Прощаемся с Поднебесной. Завтра вылетаем в Японию. Начнем вам рассказывать о стране восходящего солнца.