Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Библиотека Пикколомини в Сиене: шедевр эпохи Возрождения

Оглавление

Сиенский собор

Интерьер Сиенского кафедрального собора, поражающий пышностью готического убранства, хранит в себе скромную, но драгоценную жемчужину — Библиотеку Пикколомини.

Строительство нынешнего собора началось в конце XII века. Традиционно считается, что он был освящен в 1179 году. На протяжении веков он претерпевал множество модернизаций. Завершилось строительство в 1667 году, когда при участии Дж. Л. Бернини был возведён фонарь купола.

Сиенский собор. Деталь скульптурного убранства фасада
Сиенский собор. Деталь скульптурного убранства фасада

Сокровище, скрытое в стенах собора

Небольшая дверь в северной стене, слева от главного алтаря, ведёт в зал, который искусствоведы называют одним из самых совершенных интерьеров Тосканы.

Потолок. Библиотека Пикколомини в Сиене
Потолок. Библиотека Пикколомини в Сиене

Этот зал так и не стал полноценной библиотекой. Здесь можно увидеть лишь несколько книг, принадлежавших Папе Пию II, — богослужебные манускрипты, богато украшенные миниатюрами. Большинство книг из папского собрания сейчас находятся в различных хранилищах Италии.

Библиотека, построенная в 1485 году кардиналом Франческо Пикколомини, будущим папой Пием III (1439—1503, папа Римский в 1503 (всего 27 дней)), задумывалась как мемориал его дяди — Энеа Сильвио Пикколомини, папы Пия II (1405—1464, папа Римский с 1458). Однако её истинная ценность — не в книгах, а в уникальных фресках кисти Бернардино Пинтуриккио, превративших стены в живую летопись эпохи Возрождения.

Энеа Сильвио Пикколомини: гуманист на папском престоле

Энеа Сильвио Пикколомини — фигура, воплотившая идеал ренессансного человека. Выпускник Сиенского университета, дипломат, поэт, историк и библиофил, он прошёл путь от автора фривольных новелл (как «О двух влюблённых») до папы Римского.

Его автобиография «Записки о достопамятных деяниях», написанная на изысканной латыни и не лишенная самовосхваления, создана на широком историческом фоне. Будучи кардиналом, Пикколомини служил секретарем при нескольких европейских государях и имел отношение к сложной политической и церковной жизни своего времени. Автобиография до сих пор публикуется Ватиканом с купюрами, что лишь подчёркивает её смелость.

Пикколомини, папа Пий II, оставил после себя множество впечатляющих проектов. Он превратил свою родную деревню Корсиньяно в идеальный город — Пьенцу, который можно назвать «ренессансной мечтой в камне». Этот город стал образцом для многих итальянских и европейских городов и сегодня входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Другой его страстью стала борьба с османской угрозой: он пытался объединить Европу для крестового похода, а когда попытка провалилась, отправился в Анкону лично возглавить флот. Он надеялся на поддержку европейских стран. Когда стало известно, что корабли не придут, разочарованный и больной, он скончался в 1464 году.

В глазах современников Пий II был небезупречным человеком и Папой. Его поступки и сочинения часто вызывали разные оценки.

Папа Пий II, изображённый на фреске, расположенной в «библиотеке Пикколомини» в Сиене, написанной Пинтуриккьо
Папа Пий II, изображённый на фреске, расположенной в «библиотеке Пикколомини» в Сиене, написанной Пинтуриккьо

В предисловии к «Запискам о достопамятных деяниях» он писал:

«Покуда Пий Второй живет среди нас, его порицают и осуждают, когда угаснет, его же будут прославлять и о нем будут тосковать, тогда как он будет уже недосягаем».

Возможно, именно эти слова Папы вдохновили кардинала Франческо Тодескини Пикколомини на создание мемориальной библиотеки.

Библиотека как художественный манифест

В 1502 году кардинал Франческо Пикколомини поручил Пинтуриккио создать цикл фресок, прославляющих жизнь дяди.

Особое внимание привлекает первая фреска цикла — «Энеа Сильвио отправляется на Базельский собор». Пинтуриккио изобразил грозу с радугой, что стало новаторством для европейской живописи.

Энеа Сильвио Пикколомини (фигура на белом коне) отправляется на Базельский собор
Энеа Сильвио Пикколомини (фигура на белом коне) отправляется на Базельский собор

Десять сцен на стенах библиотеки — словно страницы иллюстрированной книги. Здесь молодой Энеа Сильвио предстаёт перед королём Шотландии, получает лавровый венок от императора Фридриха III, становится Папой и призывает Европу к крестовому походу.

Немецкий искусствовед Карл Вёрман сравнивал эти работы с новеллами: они «занимательны и полны жизни».

Cтены библиотеки Пикколомини стали словно огромными книжными страницами, на которых мы можем прочитать историю жизни Папы.

Фрески полны деталей: пейзажи с панорамами городов, толпы придворных, костюмы, архитектурные кулисы. Латинские подписи и иллюзорные арки усиливают сходство с рукописным манускриптом.

Пинтуриккио: мастер «сказочного настроения»

Пинтуриккьо («маленький художник») (1454 — 1513) — настоящее имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо — создал интерьер, который Александр Бенуа назвал «сказочной детской книжкой». Его стиль — это изящество, яркие краски, обилие золота и любовь к орнаменту. Потолок библиотеки, украшенный гербами Пикколомини, гротесками и мифологическими сценами, напоминает ювелирное изделие. Даже пол с бело-голубым орнаментом в форме полумесяца (символ рода) подчёркивает единство замысла.

Пинтуриккьо — представитель умбрийской школы кватроченто. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем — у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482).

Наиболее известные работы этого художника — росписи в церквях Санта-Мария-дель-Пополо, Санта-Мария-ин-Арачели и апартаментах Борджиа в Риме, а также в Сиенском соборе, в библиотеке Пикколомини. В его фресках часто встречаются «гротески» — элементы растительного и архитектурного орнамента. Из станковых полотен особенно выделяется «Портрет мальчика», который хранится в Дрезденской галерее старых мастеров.

Пинтуриккьо на фресках капеллы Бальоне
Пинтуриккьо на фресках капеллы Бальоне

Хотя Пинтуриккио часто критиковали за «поверхностность», его дар декоратора неоспорим. Достаточно вспомнить его работы в Сикстинской капелле или апартаментах Борджиа. В библиотеке же он проявил себя как виртуоз перспективы и рассказчик, чьи фрески захватывают даже тех, кто далёк от истории.

«Три грации»: античность в сердце христианства

Центр зала венчает мраморная группа «Три грации» — римская копия эллинистического оригинала. Кардинал Франческо приобрёл её как символ возрождения античных идеалов. Однако обнажённые фигуры вызывали споры: в XIX веке Папа Пий IX назвал их присутствие в соборе «преступлением», и скульптуру перенесли в музей. Сегодня скульптура вернулась на место, напоминая о связи Ренессанса с классическим наследием.

Библиотека Пикколомини — не просто часть Сиенского собора. Это самостоятельный шедевр, где архитектура, живопись и скульптура сливаются в единый организм. Её стены хранят память о Папе-гуманисте, чьи мечты о единстве Европы и торжестве культуры остаются актуальными. А фрески Пинтуриккио, как писал Бенуа, дарят ощущение праздника, «словно слышишь весёлую музыку и вдыхаешь садовые ароматы» — дух Возрождения, застывший в веках.

Эстетика Эпох