Сиенский собор
Интерьер Сиенского кафедрального собора, поражающий пышностью готического убранства, хранит в себе скромную, но драгоценную жемчужину — Библиотеку Пикколомини.
Строительство нынешнего собора началось в конце XII века. Традиционно считается, что он был освящен в 1179 году. На протяжении веков он претерпевал множество модернизаций. Завершилось строительство в 1667 году, когда при участии Дж. Л. Бернини был возведён фонарь купола.
Сокровище, скрытое в стенах собора
Небольшая дверь в северной стене, слева от главного алтаря, ведёт в зал, который искусствоведы называют одним из самых совершенных интерьеров Тосканы.
Этот зал так и не стал полноценной библиотекой. Здесь можно увидеть лишь несколько книг, принадлежавших Папе Пию II, — богослужебные манускрипты, богато украшенные миниатюрами. Большинство книг из папского собрания сейчас находятся в различных хранилищах Италии.
Библиотека, построенная в 1485 году кардиналом Франческо Пикколомини, будущим папой Пием III (1439—1503, папа Римский в 1503 (всего 27 дней)), задумывалась как мемориал его дяди — Энеа Сильвио Пикколомини, папы Пия II (1405—1464, папа Римский с 1458). Однако её истинная ценность — не в книгах, а в уникальных фресках кисти Бернардино Пинтуриккио, превративших стены в живую летопись эпохи Возрождения.
Энеа Сильвио Пикколомини: гуманист на папском престоле
Энеа Сильвио Пикколомини — фигура, воплотившая идеал ренессансного человека. Выпускник Сиенского университета, дипломат, поэт, историк и библиофил, он прошёл путь от автора фривольных новелл (как «О двух влюблённых») до папы Римского.
Его автобиография «Записки о достопамятных деяниях», написанная на изысканной латыни и не лишенная самовосхваления, создана на широком историческом фоне. Будучи кардиналом, Пикколомини служил секретарем при нескольких европейских государях и имел отношение к сложной политической и церковной жизни своего времени. Автобиография до сих пор публикуется Ватиканом с купюрами, что лишь подчёркивает её смелость.
Пикколомини, папа Пий II, оставил после себя множество впечатляющих проектов. Он превратил свою родную деревню Корсиньяно в идеальный город — Пьенцу, который можно назвать «ренессансной мечтой в камне». Этот город стал образцом для многих итальянских и европейских городов и сегодня входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Другой его страстью стала борьба с османской угрозой: он пытался объединить Европу для крестового похода, а когда попытка провалилась, отправился в Анкону лично возглавить флот. Он надеялся на поддержку европейских стран. Когда стало известно, что корабли не придут, разочарованный и больной, он скончался в 1464 году.
В глазах современников Пий II был небезупречным человеком и Папой. Его поступки и сочинения часто вызывали разные оценки.
В предисловии к «Запискам о достопамятных деяниях» он писал:
«Покуда Пий Второй живет среди нас, его порицают и осуждают, когда угаснет, его же будут прославлять и о нем будут тосковать, тогда как он будет уже недосягаем».
Возможно, именно эти слова Папы вдохновили кардинала Франческо Тодескини Пикколомини на создание мемориальной библиотеки.
Библиотека как художественный манифест
В 1502 году кардинал Франческо Пикколомини поручил Пинтуриккио создать цикл фресок, прославляющих жизнь дяди.
Особое внимание привлекает первая фреска цикла — «Энеа Сильвио отправляется на Базельский собор». Пинтуриккио изобразил грозу с радугой, что стало новаторством для европейской живописи.
Десять сцен на стенах библиотеки — словно страницы иллюстрированной книги. Здесь молодой Энеа Сильвио предстаёт перед королём Шотландии, получает лавровый венок от императора Фридриха III, становится Папой и призывает Европу к крестовому походу.
Немецкий искусствовед Карл Вёрман сравнивал эти работы с новеллами: они «занимательны и полны жизни».
Cтены библиотеки Пикколомини стали словно огромными книжными страницами, на которых мы можем прочитать историю жизни Папы.
Фрески полны деталей: пейзажи с панорамами городов, толпы придворных, костюмы, архитектурные кулисы. Латинские подписи и иллюзорные арки усиливают сходство с рукописным манускриптом.
Пинтуриккио: мастер «сказочного настроения»
Пинтуриккьо («маленький художник») (1454 — 1513) — настоящее имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо — создал интерьер, который Александр Бенуа назвал «сказочной детской книжкой». Его стиль — это изящество, яркие краски, обилие золота и любовь к орнаменту. Потолок библиотеки, украшенный гербами Пикколомини, гротесками и мифологическими сценами, напоминает ювелирное изделие. Даже пол с бело-голубым орнаментом в форме полумесяца (символ рода) подчёркивает единство замысла.
Пинтуриккьо — представитель умбрийской школы кватроченто. Учился у Фьоренцо ди Лоренцо, вместе с Рафаэлем — у Перуджино, которому помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482).
Наиболее известные работы этого художника — росписи в церквях Санта-Мария-дель-Пополо, Санта-Мария-ин-Арачели и апартаментах Борджиа в Риме, а также в Сиенском соборе, в библиотеке Пикколомини. В его фресках часто встречаются «гротески» — элементы растительного и архитектурного орнамента. Из станковых полотен особенно выделяется «Портрет мальчика», который хранится в Дрезденской галерее старых мастеров.
Хотя Пинтуриккио часто критиковали за «поверхностность», его дар декоратора неоспорим. Достаточно вспомнить его работы в Сикстинской капелле или апартаментах Борджиа. В библиотеке же он проявил себя как виртуоз перспективы и рассказчик, чьи фрески захватывают даже тех, кто далёк от истории.
«Три грации»: античность в сердце христианства
Центр зала венчает мраморная группа «Три грации» — римская копия эллинистического оригинала. Кардинал Франческо приобрёл её как символ возрождения античных идеалов. Однако обнажённые фигуры вызывали споры: в XIX веке Папа Пий IX назвал их присутствие в соборе «преступлением», и скульптуру перенесли в музей. Сегодня скульптура вернулась на место, напоминая о связи Ренессанса с классическим наследием.
Библиотека Пикколомини — не просто часть Сиенского собора. Это самостоятельный шедевр, где архитектура, живопись и скульптура сливаются в единый организм. Её стены хранят память о Папе-гуманисте, чьи мечты о единстве Европы и торжестве культуры остаются актуальными. А фрески Пинтуриккио, как писал Бенуа, дарят ощущение праздника, «словно слышишь весёлую музыку и вдыхаешь садовые ароматы» — дух Возрождения, застывший в веках.