Найти в Дзене
Эстетика Эпох

«Великолепный часослов герцога Беррийского»: шедевр средневековой миниатюры и его создатели

Оглавление

Часосло́в — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.

Своё название эта книга получила от часов служб, которая в ней содержится. В православной церкви ежедневно проводится шесть служб. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.

Считается, что первым составителем Часослова был преподобный Савва Освященный, который включил в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Полагают, что дополнения к Часослову были сделаны святыми Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке. Однако наибольшее распространение они получили в XIV–XV веках, что было связано с ростом грамотности. Эти книги изготавливали в ремесленных мастерских различных стран Европы, но особенно популярными стали французские и фламандские часословы.

Заказчик: Жан Беррийский — аристократ, коллекционер, меценат

Жан Беррийский (1340–1416) — третий сын короля Франции Иоанна II Доброго, брат Карла V и Филиппа Бургундского — вошёл в историю как один из самых страстных коллекционеров искусства позднего Средневековья. Его библиотека, насчитывавшая около 300 рукописей, уступала по объёму собранию брата, но превосходила его в художественном отношении.

За любовь к иллюминированным манускриптам герцога прозвали «королём часословов».

Жан Беррийский заказывал книги у лучших мастеров Европы, превращая их в символы статуса и власти. Его резиденции — замки в Бурже, Меюне и Венсенне — стали центрами искусства, где работали ювелиры, скульпторы и миниатюристы. Герцог не только собирал рукописи, но и лично участвовал в разработке их программ, требуя от художников новаторства и роскоши.

Художники: Братья Лимбург — гении интернациональной готики

Поль, Жан и Эрман Лимбург, уроженцы Неймегена (современные Нидерланды), выросли в семье резчика по дереву. Их дядя, Жан Малуэль, придворный художник герцога Бургундского, сыграл ключевую роль в их судьбе: благодаря ему братья попали в Париж, а позже — ко двору Жана Беррийского.
Их карьера началась с создания «
Нравоучительной Библии» для Филиппа Смелого, но истинную славу принёс «Великолепный часослов».

Работа над ним началась в 1410–1411 годах и прервалась в 1416-м из-за смерти герцога и самих художников, вероятно, ставших жертвами чумы. Хотя некоторые источники допускают, что младшие братья могли прожить до 1430-х годов, их вклад в часослов остался незавершённым.

Шедевр: «Великолепный часослов» — энциклопедия средневековой жизни

В 1410 году Жан Беррийский, герцог Беррийский, заказал братьям Лимбург создать ещё один Часослов. Это был не первый подобный заказ. В 1408-1409 годах они уже работали над «Прекраснейшим часословом герцога Беррийского» (Les Très Belles Heures du duc de Berry). Кроме того, они создали «Прекрасный часослов герцога Беррийского» (Les Belles Heures du duc de Berry), «Малый часослов герцога Беррийского» (Les Petites Heures de Jean de Berry) и «Большой часослов герцога Беррийского» (Les Grandes Heures du duc de Berry).

Коллекция религиозных книг герцога Беррийского насчитывала более тысячи томов, что превышало даже библиотеку его брата Карла V Мудрого, у которого было около 1000 книг. Неудивительно, что герцога Беррийского прозвали «Королём Часословов», учитывая, что у него не было шансов стать королём Франции.

«Прекраснейший часослов герцога Беррийского», 1408-09 — Богоматерь с Младенцем. Братья Лимбурги
«Прекраснейший часослов герцога Беррийского», 1408-09 — Богоматерь с Младенцем. Братья Лимбурги

Новый заказ получил название «Великолепный часослов герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry). Это было поистине великолепное произведение искусства — рукописная книга с потрясающими миниатюрами.

Рукопись, созданная на пергаменте размером 29×21 см, включает 412 страниц с 66 полностраничными миниатюрами и 65 малыми иллюстрациями. Её главная гордость — цикл «Времена года», состоящий из 12 миниатюр, изображающие занятия людей в разные месяцы.

«Великолепный часослов герцога Беррийского» — цикл «Времена года», состоящий из 12 календарных миниатюр
«Великолепный часослов герцога Беррийского» — цикл «Времена года», состоящий из 12 календарных миниатюр

Особенности цикла:

  • Синтез реальности и символики: Каждый месяц изображён через призму жизни аристократии и крестьян. Например, «Январь» показывает пир герцога в синем одеянии, а «Феврарь» — сцены зимних работ.
  • Архитектурные пейзажи: На заднем плане миниатюр — замки Беррийского (Лузиньян, Этамп, Венсенн), что подчёркивает его власть и богатство.
  • Астрономические детали: Верхние полукруги содержат знаки зодиака, солнечные колесницы и лунный календарь, отражающие научные интересы эпохи.

«Великолепный часослов герцога Беррийского» — Средневековый астрологический атлас человека.
«Великолепный часослов герцога Беррийского» — Средневековый астрологический атлас человека.

Миниатюры братьев Лимбург отличаются виртуозной техникой: гуашь с позолотой, тончайшая проработка деталей (ткани, архитектура, природа). Их стиль, впитавший влияние итальянского треченто и фламандской готики, стал вершиной интернациональной готики.

Художник-миниатюрист Жан Коломб

Жан Коломб — французский художник-миниатюрист, который продолжил работу над «Великолепным часословом герцога Беррийского», начатую братьями Лимбургами. Считается, что он создал 23 из 66 больших миниатюр в этом издании. Художник работал над листами, которые были размечены ещё на первом этапе создания часослова, до 1416 года. Также он завершил миниатюры, начатые Лимбургами.

Иногда, чтобы увеличить пространство для большой иллюстрации, Коломб закрашивал текст (две колонки по три-четыре строки), расположенный снизу, и переносил его в другое место в сокращённом виде. Для некоторых миниатюр он делил лист на две части — верхнюю большую и нижнюю меньшую, где размещал сцену, связанную с основной композицией.

Вероятно, на творчество Коломба оказал влияние один из самых талантливых миниатюристов того времени — Жан Фуке. Тем не менее, у Коломба был свой неповторимый стиль.

Черты лиц персонажей на миниатюрах часослова, созданных в мастерской Коломба, «более жёсткие и чётко выявленные». Большие иллюстрации обрамлены богато декорированными архитектурными мотивами в виде мраморных или позолоченных колонн. Действие разворачивается на фоне впечатляющих многоплановых пейзажей с далями, исчезающими в голубой дымке.

Крещение. Одна из больших миниатюр, созданных Жаном Коломбом для цикла кратких ежедневных служб
Крещение. Одна из больших миниатюр, созданных Жаном Коломбом для цикла кратких ежедневных служб

Декор манускрипта

Календарь. Август. Инициал KL, обозначающий первый день месяца
Календарь. Август. Инициал KL, обозначающий первый день месяца

Элементы декора часослова, такие как обрамления больших миниатюр, инициалы с орнаментальными ответвлениями и портретами, а также декоративные полосы вдоль строк, создавались в два разных периода.

Некоторые декоративные элементы, разработанные на первом этапе оформления, были завершены уже в мастерской Жана Коломба, особенно это касается крупных инициалов с портретами.

Судьба рукописи: от Средневековья до музея

После смерти Жана Беррийского часослов сменил множество владельцев, включая Рене Анжуйского и Карла I Савойского. В 1440–1480-х годах над ним работали другие мастера, включая Бартелеми д’Эйка и Жана Коломба, добавивших религиозные сцены.

В 1856 году манускрипт приобрёл герцог Омальский, передавший его в замок Шантийи. С 1898 года он хранится в Музее Конде, а условия завещания запрещают вывозить его за пределы Франции.

Наследие: символ эпохи

«Великолепный часослов» — не просто молитвенник, а зеркало позднего Средневековья. В нём отразились:

  • Социальное неравенство: контраст между пирами знати и тяжёлым трудом крестьян.
  • Научные интересы: астрономия, медицина, астрология.
  • Ренессансные предвестия: индивидуализм в портретах, интерес к природе и перспективе.

Сегодня рукопись остаётся объектом исследований, раскрывая тайны мастерства братьев Лимбург и амбиций их покровителя — человека, превратившего книгу в произведение искусства.

Эстетика Эпох