Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Надгробные памятники эпохи модерн и особенности погребальной культуры этого периода

Оглавление

Во второй половине XIX века на фоне индустриальной революции и как реакция на всё происходящее в мире складывается культура романтизма, идеализма и сентиментализма с их культом смерти, ритуалом кладбищенских прогулок, воспевавшихся в элегиях и балладах. В это время возникло эстетическое восприятие некрополя.

Гипогей Камп-и-Нонел (1908-1910). Скульптор Исмаэль Смит-и-Мари
Гипогей Камп-и-Нонел (1908-1910). Скульптор Исмаэль Смит-и-Мари

Особенности погребальной культуры эпохи модерн

Эпоха модерна принесла новые тенденции в погребальную культуру, которые отразились в надгробных памятниках. Они стали более разнообразными и выразительными, отражая индивидуальные особенности и предпочтения ушедших. Надгробия этого периода часто украшались орнаментами, растительными мотивами и абстрактными формами, создавая атмосферу элегантности и изысканности.

Одним из характерных элементов надгробий эпохи модерн является использование природных материалов, таких как мрамор, гранит и бронза. Эти материалы придавали памятникам особую текстуру и цвет, а также создавали ощущение прочности и долговечности. Кроме того, надгробия часто украшались скульптурами, изображающими ангелов, цветов или других символы, связанные с религиозными и культурными традициями.

Ещё одной особенностью погребальной культуры эпохи модерн было внимание к деталям и мелочам. Надгробные памятники часто содержали информацию о жизни и достижениях умершего, а также выражали чувства и эмоции близких людей. Это создавало атмосферу уважения и памяти о тех, кто ушёл.

Таким образом, надгробные памятники эпохи модерн стали не только местом захоронения, но и символом памяти и уважения к умершим. Они отражали индивидуальные особенности каждого человека и его вклад в жизнь общества.

Искусство художественного надгробия всегда развивалось в общем русле с другими видами прикладного искусства и архитектуры, но при этом сохраняло ряд специфических черт. Прежде всего, это условия заказа памятника, в которых личные вкусы заказчика играют не меньшую роль, чем особенности художественного мышления эпохи и уровень мастерства исполнителя.

Формы надгробий, как и обывательские вкусы, весьма консервативны и могут не изменяться десятилетиями. Тем более интересно, что эволюция художественных стилей все же заставляла эволюционировать и этот вид искусства, как никакой другой, придерживающийся традиционных форм. Мемориальная пластика – функциональный по своей природе вид искусства, который не может быть замкнут в чисто эстетических категориях.

Художественная форма надгробного памятника обусловлена традицией, в отдельных элементах настолько глубокой, что они уже не могут быть восприняты во всей полноте и содержательности смысла. В особенности это касается рядовых надгробий простейших форм, воспроизводимых без изменений из поколения в поколение: могильный холм, плита, крест.

Каталония, Испания – страна достаточно консервативная и религиозная, и похороны до сих пор остаются общественным событием. Они включены в семейные ритуалы и тесно связанным с католической Церковью.

Одна из испанских похоронных особенностей состоит в том, что традиционно человека хоронят не позднее 24 часов после его смерти – это может объясняться жарким климатом или влиянием мусульман, несколько веков правивших на Иберийском полуострове.

Хотя, похороны можно откладывать по просьбе родственником умершего, эта культурная установка способствует тому, что испанцы могут делать все процедуры, связанные с похоронами, в большой спешке.

Сами жители страны компенсируют это тем, что часто начинают готовиться к похоронам заранее, например, получив от врачей неутешительный диагноз. В католической стране создание кладбищ, их посещение и уход за могилами имеет не только практический, но и религиозный, а также символический смысл.

Кладбище Монжуик в Барселоне

Кладбище Монжуик в Барселоне — это яркий пример стиля модерн конца 19 — начала 20 века. Оно было создано архитектором Леандром Альбаредой как город-сад, продолжение стиля, охватившего всю столицу Каталонии.

Кладбище расположено на холме Монжуик, который спускается к морю и построено в виде отдельных террас или уровней. Открытие кладбища состоялось в 1883 году, когда Барселона разрасталась и увеличивалось количество её жителей.

Считается, что раньше на этом месте было старинное еврейское кладбище, а само название местности так и переводится — «еврейская гора», от старокаталанского Mont juïc.

-3

Кладбище Монжуик. Склеп Агила Гамбус (Себриа Пажес). Джули Мария Фоссас, 1910
Кладбище Монжуик. Склеп Агила Гамбус (Себриа Пажес). Джули Мария Фоссас, 1910

Кладбище Монжуик. Пантеон семьи Батло (Batlló), 1889. Хосеп Виласек архитектор, Мануэль Фукс скульптор
Кладбище Монжуик. Пантеон семьи Батло (Batlló), 1889. Хосеп Виласек архитектор, Мануэль Фукс скульптор

Кладбище Монжуик. Надгробие Леал де Роза (Leal Da Rosa), 1903. Архитектор Леандр Альбареда (Leandre_Albareda)
Кладбище Монжуик. Надгробие Леал де Роза (Leal Da Rosa), 1903. Архитектор Леандр Альбареда (Leandre_Albareda)

Пантеон Дам-и-Морнтейс на барселонском кладбище Монжуик (Cementerio de Montjuïc).

Кладбище Монжуик. Гробница Марии Буэно-и-Кардиель, 1911. Скульптор Жозеп Ребартер Гасулья (ок. 1861-1928)
Кладбище Монжуик. Гробница Марии Буэно-и-Кардиель, 1911. Скульптор Жозеп Ребартер Гасулья (ок. 1861-1928)

Модернистское кладбище Ллорет-де-Мар - жемчужина наследия «индианос»

В каталонском городке Ллорет-де-Мар (Lloret de Mar) в начале 20 века открылось новое кладбище, которое впоследствии назвали «модернистским». Практически все надгробные памятники выполнены в стиле модерн, который был популярен в то время. Кладбище стало символом новой градостроительной концепции, которая отличалась от традиционных подходов, характерных для маленьких городов и деревень.

Кладбище сочетает в себе элементы неоготики и модерна, что придает ему уникальный эстетический вид. Архитектурные формы, смелые линии и декоративные элементы делают его своеобразным произведением искусства на фоне традиционных кладбищ.

Одной из отличительных черт кладбища является его интеграция в природный ландшафт. Архитектурные сооружения гармонично сочетаются с окружающей природой, создавая умиротворяющую атмосферу для посетителей. Важное внимание уделено растительности и благоустройству территории, что делает кладбище не просто местом для захоронений, но и зоной для медитации и размышлений.

Кладбище Ллорет-де-Мар расположено вдали от центра городской жизни. Оно было построено в 1892 году архитектором Хоакимом Артау и Фабрегасом (Joaquim Artau i Fàbregas), а затем отреставрировано богатыми индейскими семьями Ллорета в период с 1896 по 1901 год.

В период между 1800 и 1840 годами наблюдался бум среди жителей Ллорета, которые отправлялись в Америку и наживали огромные состояния. Принято считать, что cementiri modernista - наследие «индианос». Так называли местных зажиточных жителей, добывших богатства на заработках в Вест-Индии или на Кубе. На заработанные в новом мире деньги они строили особняки в городе Ллорет-де-Мар и делали важные пожертвования, которые оставили свой след, такие как Площадь Jacint Verdaguer и церковь Sant Romà.

Их пантеоны и гипогеи (гробницы в земле со скульптурными украшениями над ними) проектировали ведущие архитекторы того времени. Среди наиболее выдающихся работ на кладбище — пантеоны Коста-Масиа, Касановас-Терратс, Эскеу-Виллалонга и Кабаньяс, а также гипогеи Кампс-и-Нонелл, Дуралл-и-Сурис, Дуралл-и-Каррерас и Вилалонга.

Гипогей

Гипогей или hypogaeum (от греческого hypoghê — подземный) — это подземный храм или усыпальница. Гипогея часто содержит ниши для кремированных человеческих останков или loculi для захороненных останков. Иногда гробницы этого типа называют построенными гробницами.

Термин гипогей также может относиться к любому античному зданию или сооружению, которое использовалось для захоронения умерших.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох