Найти в Дзене
Андрей Мятиев

Шедевр советского «тяжелого самокатостроения» из 1950-х.

Сегодня поговорим об одном весьма интересном экспонате из коллекции Веломузея. Речь пойдет о детском самокате, изготовленном в первой половине 1950-х годов, недавно пополнившим коллекцию. Этот аппарат очень сильно отличается от других самокатов советского производства – в первую очередь своей внешней монументальностью; ну, а во вторую – материалом, из которого он изготовлен и технологией производства. Рама, передняя вилка, платформа для ног и колеса самоката изготовлены из алюминиевого сплава методом литья. Материал и технология диктуют и дизайн изделия – самокат на вид довольно громоздкий. Литье грубое и детали несут следы механической обработки – впрочем, это даже усиливает брутальность предмета. Руль изготовлен из толстостенной трубки небольшого диаметра. Шины резиновые, массивные. Самокат имеет ножной тормоз с приводом на покрышку заднего колеса. Интересной особенностью является наличие звездочки с муфтой свободного хода на заднем колесе – судя по этому элементу, а также по характе

Сегодня поговорим об одном весьма интересном экспонате из коллекции Веломузея. Речь пойдет о детском самокате, изготовленном в первой половине 1950-х годов, недавно пополнившим коллекцию. Этот аппарат очень сильно отличается от других самокатов советского производства – в первую очередь своей внешней монументальностью; ну, а во вторую – материалом, из которого он изготовлен и технологией производства.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Рама, передняя вилка, платформа для ног и колеса самоката изготовлены из алюминиевого сплава методом литья. Материал и технология диктуют и дизайн изделия – самокат на вид довольно громоздкий. Литье грубое и детали несут следы механической обработки – впрочем, это даже усиливает брутальность предмета. Руль изготовлен из толстостенной трубки небольшого диаметра. Шины резиновые, массивные.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Самокат имеет ножной тормоз с приводом на покрышку заднего колеса. Интересной особенностью является наличие звездочки с муфтой свободного хода на заднем колесе – судя по этому элементу, а также по характерному вырезу на платформе, существовали модификации этого самоката с разгонной педалью, качанием которой вверх-вниз можно было набирать скорость – в Европе существовало немало моделей с таким устройством. Однако, на всех имеющихся в коллекции Веломузея исторических фотографиях присутствуют только самокаты без разгонной педали – вероятно, такие модели выпускались в гораздо больших количествах. У моего экземпляра разгонная педаль не предполагалась изначально, судя по отсутствию износа на звездочке и крепления для оси педали. Колеса вращаются на шарикоподшипниках, а вилка – на втулках скольжения. Аппарат не так уж и тяжел, как кажется на первый взгляд – он весит около 8 кг.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Лет десять назад я, увидев на фотографиях подобный самокат, предпринял целое расследование в поисках производителя такого странного агрегата. Эмблема предприятия, рельефно отлитая на головной части рамы, была слишком стилизована и лишена к тому же какого-либо текста, поясняющего хотя бы город, где изготовлен самокат. В результате долгого поиска информации удалось выяснить, что это удивительное транспортное средство выпускалось Одесским Механическим Заводом. Основным производственным профилем этого предприятия был ремонт и изготовление весового оборудования, а также оборудования для пищевой промышленности. Детские самокаты для ОМЗ относились к категории «ширпотреба» - «товаров широкого потребления», которые должны были выпускаться каждым предприятием СССР, помимо изделий основного профиля.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

По косвенным данным, самокаты выпускались на ОМЗ примерно до конца 1950-х годов, причем подвергались за это время некоторой модернизации. Вообще, сведений об этом интересном артефакте нашлось на удивление мало, да и самих самокатов сейчас известно всего несколько единиц.

Примечательно, что на старых фотографиях попадаются изображения детских трехколесных велосипедов, по стилистике и изготовлению весьма схожих с этим самокатом. Производитель этих велосипедиков неизвестен. Возможно, что они также производились на Одесском Механическом Заводе, но это только предположения… Интересно, что в Германии в 1940-50-х годах производились похожие велосипеды, рамы которых также были изготовлены методом литья из алюминиевого сплава. Однако, говорить о копировании не приходится – их внешний вид и конструкция отличается.

Расскажу вкратце об истории предприятия. Завод был основан в 1944-м году, после освобождения Одессы от немецкой оккупации. Территорию до войны занимала макаронная фабрика, но в ходе боев за город она была полностью разрушена. Было построено несколько зданий, в которых разместились мастерские, задачей которых был ремонт оборудования для восстановления сахарных заводов, в первую очередь различных типов весов. Первоначально и сам завод именовался Одесским Весоремонтным.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1947-м году, благодаря упорному труду рабочего коллектива, были сданы в эксплуатацию литейный и чугунный цех. Помимо ремонта оборудования, завод освоил и производство автомобильных весов и другого оборудования для сахарной промышленности. Предприятие получило наименования «Одесский Механический Завод». До 1961-го года было освоено и поставлено на конвейер производство тракторных лопат для погрузки сахарной свеклы, норий для мельниц и экскаваторов, транспортёров мешкозашивочных машин и прочего оборудования для обеспечения эффективной деятельности сахарных заводов. С 1961 по 1971 года производится активное расширение и реконструкция ОМЗ – строятся новые цеха, увеличивается номенклатура выпускаемых изделий. В это же время идёт освоение моечного и банкоукладочного оборудования, корнерезок для предприятий консервной промышленности, запускается производство зернопогрузчиков ЗОС-100 и судовых электрокранов КЭ-26ТД.

В 1970-х предприятие реструктуризируется и получает наименование «Одесский Государственный Машиностроительный Завод». Основной профиль завода – оборудование для пищевой промышленности и агропромышленного комплекса.

Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Детский самокат первой половины 1950-х годов, изготовленный на Одесском Механическом Заводе. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В период экономического кризиса, в который Украина вошла в результате распада СССР, коллектив и управления завода переживает не самые лучшие свои времена. В 6 раз сокращается выпуск продукции, в 3 раза уменьшается численность квалифицированных рабочих, разрываются важные деловые и экономические связи. Завод был реформирован в Открытое Акционерное Общество и к концу 1990-х дела пошли на лад, но это уже другая история…

Посмотрите публикации, посвященные детским велосипедам из коллекции Веломузея:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!