Найти тему
Андрей Мятиев

"Конь педальный" - детская игрушка 1950-70-х и стойкая идиома, обозначающая человека - "ходячее недоразумение".

Одной из самых желанных детьми крупногабаритных игрушек в СССР периода 1950-70-х годов был так называемый «конь педальный» - трехколесная конструкция в форме беговых дрожек (сулок), с запряженной в них лошадью. Движение осуществлялось возвратно-поступательными движениями педалей, соединенных тягами с кривошипной осью задних колес. Примечательно, что привод осуществлялся только на одно из задних колес – правое, чтобы улучшить управляемость и исключить возможность опрокидывания при повороте. Колеса велосипедного типа имели шины из твердой резины. При движении ноги лошади совершали движения, имитирующие бег. Управлялась конструкция ременными поводьями, соединенными с неким подобием руля, заканчивающегося вилкой с передним колесом меньшего, нежели задние, диаметра. Конструкция состояла из штампованной из стального листа фигуры лошадки, трубчатой сварной рамы и закрепленных на болтах и гайках остальных элементов – передней вилки с рулем, кривошипа, колес, тяг, конских ног, сидения и проч. Грива лошади и её хвост были изготовлены из резины. Они, кстати, и терялись первыми в процессе эксплуатации.

"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Советский «конь педальный» имел прототипом аналогичную игрушку одной из крупных британских компаний G & J Lines and Lines Bros Ltd, принадлежавшей братьям Джорджу и Джозефу Лайнсам. Эта модель выпускалась в Англии в начале 1950-х годов. Покупалась ли Советским Союзом лицензия на производство или нет – мне не известно. Вопреки широко бытующему мнению, СССР часто покупал лицензии и патенты у иностранных производителей. Производство педальной лошадки было освоено на нескольких предприятиях. Первым (или одним из первых) еще в 1950-х годах был Московский Завод Детских Велосипедов (ЗДВ). Профиль производства позволял в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами освоить производство новинки, унифицировав её по некоторым позициям с имеющейся номенклатурой изделий. Другие предприятия выпускали лошадку до 1980-х годов, постепенно внося в её конструкцию изменения. Так, на поздних модификациях колеса уже были изготовлены из пластмассы, а схему окраски упростили. Такой поздний экземпляр этой игрушки также имеется в коллекции Веломузея.

"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1960-х «коня педального» можно было купить в магазинах (в частности в знаменитом на всю страну московском «Детском Мире»), но значительную часть игрушек распределяли по детским дошкольным учреждениям, пионерским лагерям и паркам культуры и отдыха, где они предоставлялись на прокат наряду с педальными автомобилями. В 1970-х годах игрушка стоила 21 р. 50 коп., что было немалой суммой, учитывая среднюю зарплату по стране в 100 рублей. Решение о покупке принималась родителями не только исходя из финансовых возможностей семьи, но и наличия жилплощади - ведь лошадка была довольно крупногабаритным предметом, по размеру чуть ли не вдвое превышающим трехколесный велосипед.

В наше время найти «коня педального» в полном комплекте и хорошем состоянии нелегко, особенно ранних годов выпуска. Традиционные дефекты у имеющихся экземпляров – отсутствие хвоста и гривы лошадки и поломанные колеса.

"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Левое, неприводное колесо игрушки.
"Конь педальный" производства Московского Завода Детских Велосипедов начала 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Левое, неприводное колесо игрушки.

Стойкая идиома «конь педальный», обозначающая неуверенного и нескладного человека, вероятно, образовалась из-за свойств игрушки – из-за специфики рулевого управления ременными поводьями выдерживать прямолинейность движения детям было очень сложно, поэтому лошадки обычно двигались, рыская из сторону в сторону. Естественно, что такое управление часто приводило к столкновениям с любыми предметами. В общем, интересный феномен образования стойкой идиомы из-за свойств детской игрушки. ;-)

Посмотрите обзоры детских велосипедов и педальных машин из коллекции Веломузея:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Фото 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее старт детского заезда на педальных лошадках. Слева стоит "юный инспектор ГАИ".
Фото 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева, запечатлевшее старт детского заезда на педальных лошадках. Слева стоит "юный инспектор ГАИ".
Девочка на педальной лошадке. Фото 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Девочка на педальной лошадке. Фото 1960-х годов из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.