Представьте: вы покупаете машину за $30,000, а через год она стоит всего $20,000. Кошмар? Нет, реальность рынка автомобилей. Финансовый эксперт и инвестиционный банкир Ниша Шах объясняет, что лучший способ сохранить деньги и при этом ездить на современном авто — выбирать подержанные машины возрастом 3–5 лет.
Почему мы доверяем Нише Шах? Потому что она известный финансовый аналитик, умеющий видеть всю картину: цену, пробег, скорость обесценивания, остаточную стоимость и долгосрочные расходы на обслуживание. Ее советы подтверждаются цифрами и реальными примерами, которые она демонстрирует на своем канале YouTube и в публикациях для американской версии The Sun. Ее опыт позволяет водителям избежать ловушек, сэкономить тысячи долларов и выбрать авто, которое как минимум несколько лет будет работать как новое.
Сколько теряет новая машина
«Новый автомобиль теряет 15–35 % стоимости за первые 12 месяцев», — говорит Ниша. Это значит, что машина стоимостью $12,700 уже через год может стоить около $8,250. Потеря почти $4,500 за первый год — это только начало. К концу третьего года обесценивание часто достигает 50 %, что превращает покупку нового авто в дорогостоящий эксперимент.
Парадоксально, но чем дороже новая машина, тем быстрее она теряет стоимость. Например, кроссовер за $50,000 может потерять почти $25,000 за первые три года, хотя его ремонт и страховка остаются сопоставимыми с дешевым седаном.
Приведем свежие данные TheMoneyCalculator.com по США (основные сегменты, популярные модели):
Электрические авто (EV)
- Tesla: среднее снижение стоимости – 45% за 3 года
- Nissan Leaf: снижение стоимости – 59% за 5 лет
- Rivian R1T: снижение стоимости – 29% за 3 года
Пикапы
- Ford F-150: снижение стоимости – 40% за 3 года
- Chevrolet Silverado 1500: снижение стоимости – 55% за 3 года
- Ram 1500: снижение стоимости – 45% за 3 года
Легковые авто
- Honda Civic: снижение стоимости – 50% за 3 года
- Toyota Camry: снижение стоимости – 35% за 3 года
- BMW 3 Series: снижение стоимости – 35% за 3 года
Минивэны и кроссоверы
- Honda Odyssey: снижение стоимости – 50% за 3 года
- Toyota Highlander: снижение стоимости – 35% за 3 года
- Ford Explorer: снижение стоимости – 40% за 3 года
Спортивные авто и люксовые бренды
- Ferrari: снижение стоимости – 15% за 3 года
- Lamborghini: снижение стоимости – 15% за 3 года
- Porsche: снижение стоимости – 25% за 3 года
- Cadillac: снижение стоимости – 65% за 3 года
- Jaguar: снижение стоимости – 50% за 3 года
Почему же некоторые модели дешевеют медленнее, а другие быстро теряют в цене?
Toyota Tacoma, Subaru Outback, Honda CR-V и Mazda CX-5 сохраняют до 60 % стоимости спустя три года. Эти автомобили известны своей долговечностью, относительно низкой стоимостью обслуживания и высокой востребованностью на вторичном рынке. Покупатели уверены, что такие машины прослужат долго без крупных вложений, поэтому цена держится выше.
Rav4, Nissan Rogue и Hyundai Tucson также теряют в цене медленнее, чем большинство кроссоверов среднего класса, подтверждая тенденцию: надежные, популярные и экономичные модели пользуются стабильным спросом.
Роскошные внедорожники, вроде Range Rover, BMW X5 и Mercedes GLE, напротив, иногда теряют до 55 % стоимости за те же сроки. Высокие цены на ремонт, дорогие детали и сложная электроника делают их более рискованными на вторичном рынке, поэтому стоимость падает быстрее, чем у проверенных «рабочих лошадок».
Трех-пятилетки — «золотая середина»
Ниша подчеркивает: «Трех- и пятилетние автомобили — это золотая середина между ценой и качеством. Вы получаете современное авто с максимальной выгодой».
Средний пробег таких машин — 48–80 тыс. км (≈30–50 тыс. миль), что соответствует оптимальному диапазону для двигателя и трансмиссии.
Пример из практики: новый кроссовер Honda HR-V 2.0 за $35,000 с пробегом 40 тыс. миль через три года продается за $21,000. При этом машина остается на гарантии, оснащена современными системами безопасности, мультимедиа с поддержкой смартфонов, камерами кругового обзора и ассистентами водителя. Отличный вариант!
Не попадайтесь на мелкие проблемы
При покупке б/у авто нужно учитывать некоторые технические нюансы:
- У Honda HR-V 2.0 2022 года часто выходит из строя датчик давления в шинах.
- В Toyota C-HR 2.0 встречаются редкие проблемы с адаптивным круиз-контролем после обновления ПО.
- Mazda CX-30 2.0 иногда требует регулировки электрических стеклоподъемников, особенно после зимы.
Эксперты советуют тщательно проверять состояние подвески, тормозной системы, электроники, ассистентов водителя и уплотнителей дверей и багажника: на компактных кроссоверах 2021–2023 гг. встречаются протечки при сильном дожде.
Особое внимание уделяйте проверке документов: сервисной книжки, отчетов о ремонтах, истории ДТП и залогов. VIN на кузове, двигателе и документах должен совпадать.
Почему это выгодная инвестиция
Покупка автомобиля 3–5 лет позволяет сэкономить десятки тысяч долларов и при этом ездить на современных, безопасных и комфортных машинах. На вторичном рынке доступно больше комплектаций, цветов и моделей, чем среди новых авто, выпускаемых ограниченными партиями.
«Стратегическая» покупка позволяет в будущем продать машину с минимальными потерями и приобрести следующую «трехлетку». Таким образом, владение авто превращается в разумную инвестицию, а не в источник постоянных финансовых потерь», — подчеркивает Ниша Шах.
Даже автомобили с небольшим пробегом, которые долго стояли на стоянках, иногда вызывают больше проблем, чем «трехлетки», которые регулярно обслуживались!
В тему: дополнительная статистика и мнения экспертов
- Согласно данным RAC, примерно 25 % автомобилей меняют владельцев через год, 20 % — через 3 года, далее наблюдается стабильный ежегодный процент до 13-го года, когда машины массово списываются.
- Эксперты Family Handyman отмечают: «Оптимальный возраст автомобиля — 3–6 лет с пробегом до 60 000 миль (≈96 000 км). Лучшее соотношение цены и надежности — 3–5 лет с пробегом 40 000–80 000 миль (≈64–128 тыс. км)».
- Согласно исследованию Carmoola и Brego, в Великобритании Porsche Macan теряет всего 19,9 % стоимости за три года, что делает его одним из самых «сохраняющих цену» автомобилей в своем классе. Jaguar I-PACE теряет более 65 % стоимости за тот же период.
- Данные CarGurus.сom показывают, что средняя цена подержанного автомобиля Tesla впервые опустилась ниже средней цены по рынку, составив $27,814 по сравнению с $28,039 для всех подержанных автомобилей. Cybertruck рекордно подешевел более чем на 30 %.
- По данным Black Book, в январе 2025 года трехлетние автомобили сохраняли в среднем 65 % своей стоимости, что выше допандемийного уровня на 10 %.
Источники: Thesun.co.uk, Сargurus.com