Найти в Дзене

«Всю жизнь посвятил морю». Капитан Владимир Ерыгин управлял судами на Камчатке и портами в Черном море

В 2025 году исполнилось бы 70 лет Владимиру Ерыгину (1955 – 2020), капитану, почетному работнику морского флота, руководителю Администрации морских портов Черного моря. Владимир Владимирович более 40 лет посвятил флоту и развитию морского транспорта. Память о капитане Ерыгине хранится в сердцах всех, кто его знал, а в его честь назван новый сухогруз Волжского пароходства, третий теплоход проекта RSD71. В тему: ➡️Конструктор Геннадий Егоров – философ новой эры судостроения. Владимир Ерыгин родился 25 ноября 1955 год в Петропавловске-Камчатском, в семье военного моряка и учительницы русского языка и литературы. Затем семья переехала в Новороссийск. Владимир Владимирович в своих интервью рассказывал, что с детства мечтал стать капитаном и грезил о море. Окончив школу, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, но отучился всего два курса. «Я понял, что это не мое призвание, бросил учебу и пошел служить в армию. А потом поступил в Новороссийское высшее инженерное морское училищ
Оглавление
Капитан Владимир Ерыгин много лет отдал морю и флоту. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru
Капитан Владимир Ерыгин много лет отдал морю и флоту. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru

В 2025 году исполнилось бы 70 лет Владимиру Ерыгину (1955 – 2020), капитану, почетному работнику морского флота, руководителю Администрации морских портов Черного моря. Владимир Владимирович более 40 лет посвятил флоту и развитию морского транспорта.

Память о капитане Ерыгине хранится в сердцах всех, кто его знал, а в его честь назван новый сухогруз Волжского пароходства, третий теплоход проекта RSD71.

В тему:

➡️Конструктор Геннадий Егоров – философ новой эры судостроения.

Выбор пути и морская наука на Камчатке

Владимир Ерыгин родился 25 ноября 1955 год в Петропавловске-Камчатском, в семье военного моряка и учительницы русского языка и литературы. Затем семья переехала в Новороссийск. Владимир Владимирович в своих интервью рассказывал, что с детства мечтал стать капитаном и грезил о море. Окончив школу, поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, но отучился всего два курса.

«Я понял, что это не мое призвание, бросил учебу и пошел служить в армию. А потом поступил в Новороссийское высшее инженерное морское училище на судоводительский факультет. Выбрал специальность — судовождение на морских путях», — вспоминал Владимир Ерыгин.

В 1984 году наш герой окончил вуз и встал перед выбором. Благодаря высокому среднему баллу в зачетке (4,75) и позиции комсорга факультета, у него была возможность получить распределение в Новороссийское морское пароходство. Но он выбрал более сложный путь и отправился на другой конец страны — штурманом в Камчатское морское пароходство. У Владимира Ерыгина была цель — стать капитаном дальнего плавания. Об этом мечтал его отец, который ушел из жизни, не дожив до этого момента. Владимир дал такое обещание на похоронах отца и впоследствии выполнил его, сдержав свое слово.

«Время было непростое — судов мало, молодых капитанов много. На Камчатке в основном работал на лесовозах, часто рейсы были в Японию, поэтому хорошо знал структуру почти всех японских портов. И вообще этот второй этап жизни был интересным и надолго запомнился: тогда на практике приходилось постигать настоящую морскую науку», — рассказал Владимир Владимирович корреспонденту журнала «Морские порты».

На Камчатке Владимир Ерыгин работал на морских лесовозах, часто ходил в Японию.
На Камчатке Владимир Ерыгин работал на морских лесовозах, часто ходил в Японию.

Владимир Ерыгин с теплотой вспоминал своего наставника и первого капитана — Валерия Алексеевича Жорина. Он научил всему, что нужно знать капитану, заложил серьезную основу навыков, дал рекомендацию нашему герою. И в 1991 году Ерыгин стал капитаном дальнего плавания, исполнив свою заветную мечту.

Кстати, Валерий Жорин, почетный работник морского флота, спустя годы перешел на работу в дипломно-паспортный отдел Администрации морских портов Черного моря, которую возглавлял его ученик Владимир Ерыгин. Валерий Алексеевич работал в Морской квалификационной комиссии и проверял знания молодых судоводителей.

С Камчатки наш герой вернулся в Новороссийск. Диплом капитана дальнего плавания пригодился при работе на танкерах. Через три года перешел капитаном на научно-исследовательское судно «Витязь», которое в то время работало на грузопассажирской линии Новороссийск — Стамбул. На «Витязе» капитан Ерыгин выполнил за три года 95 рейсов.

В 1997 году Владимир Ерыгин пришел на работу в Морскую администрацию порта Новороссийск. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru.
В 1997 году Владимир Ерыгин пришел на работу в Морскую администрацию порта Новороссийск. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru.

«Мы выстояли!»: капитан крупнейшего порта России

В 1997 году Владимира Ерыгина пригласили на работу заместителем капитана порта Новороссийск, крупнейшего по грузообороту в России. Как он сам признавался, предложение было очень неожиданным, но он дал согласие.

«Я на «берег» согласился потому, что к тому времени уже и наплавался, и наскучался по семье, да и двое сыновей требовали участия отца в воспитании. Будущая работа привлекла тем, что не предполагала отрыва от моря», — рассказывал Владимир Владимирович.

Кстати, тогда же ему предлагали еще одну береговую должность — стать начальником морской академии, бывшего НВИМУ, его родного училища. Но Ерыгин отказался — дескать, не педагог и не ученый. Но впоследствии он будет совмещать напряженную работу в порту с научной и педагогической деятельностью.

Так начался третий этап в жизни Ерыгина. Новое направление и руководящая должность в первый же год испытали нашего героя на прочность. 28 мая 1997 года в результате аварии на нефтетерминале Шесхарис в море вытекло около 1500 тонн сырой нефти. Был создан штаб, руководивший операцией по очистке моря и береговой линии. В штабе Владимир Ерыгин отвечал за район нефтегавани Шесхарис. По его словам, эта операция, занявшая три недели, была на тот момент самой сложной и масштабной в стране. Меры удалось принять в рекордно сжатые сроки. Владимир Владимирович называл это событие своим «непредвиденным и непредсказуемым крещением».

Второе событие — сильнейший шторм в декабре 1996 – январе 1997-го, когда скорость северо-восточного ветра достигала 65 м/с при температуре воздуха до минус 26 С. Работа Владимира Ерыгина по внедрению новых стандартов безопасности и действий в критических ситуациях уже дала свои плоды. Три дня шла борьба со стихией. «В итоге мы выстояли, сумели спасти флот, причалы. Конечно, повреждения были», — говорил Владимир Ерыгин.

Новороссийский морской порт, который возглавлял Владимир Ерыгин, — крупнейший в России. Фото Группы НМТП.
Новороссийский морской порт, который возглавлял Владимир Ерыгин, — крупнейший в России. Фото Группы НМТП.

В 2004-м Владимир Ерыгин был назначен начальником Морской администрации порта Новороссийск, а с 2008 года по январь 2014 года занимал должность капитана морского порта Новороссийск. Теперь он постоянно объезжал порт, филиалы в портах Сочи, Геленджик и Анапа. В случае возникновения ЧС лично руководил спасательными операциями.

С января 2014 года в результате реформирования учреждения Владимир Владимирович был назначен руководителем ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря». Головное учреждение расположено в Новороссийске, филиалы — в 10 морских портах Черного моря (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория). В результате объединения в одну структуру штат Администрации насчитывал почти 700 человек.

Как опытный руководитель, он смог выстроить работу всех подразделений и собрать сильную команду профессионалов высокого уровня и единомышленников.

Владимир Ерыгин руководил коллективом из почти 700 человек и 11 портами в Черном море. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru.
Владимир Ерыгин руководил коллективом из почти 700 человек и 11 портами в Черном море. Фото Морской коллегии России, marine.org.ru.

Интересный факт

За всё время своей работы Владимир Ерыгин лично осуществлял руководство 60 поисково-спасательными операциями, в ходе которых помощь получили более 400 терпящих бедствие на море людей.

26-27 января 2006 года, в шторм, при минусовой температуре воздуха, была проведена аварийно-спасательная операция на сирийском судне «Фейсал», загоревшемся на рейде. Владимир Ерыгин координировал действия спасателей и береговых служб. Были спасены все 12 членов экипажа, успешно ликвидирован пожар, судно отбуксировали к причалу. По оценкам специалистов, удалось предотвратить экологическую катастрофу в Цемесской бухте. Капитан порта также участвовал в поисках и подъеме самописцев разбившегося в море пассажирского самолета в районе Сочи, за что был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Спуск сухогруза «Владимир Ерыгин».
Спуск сухогруза «Владимир Ерыгин».

Работа порта по науке

Владимир Ерыгин в работе делал ставку на науку. Под его руководством служба капитана порта Новороссийск внедрила много передовых технологий по организации контроля за безопасностью мореплавания и порядком в порту.

При Владимире Владимировиче получили внедрение 22 инновационных разработки, причем практически все из них впервые в морской отрасли. Запустили уникальную систему автоматического сбора гидрометеоданных, которая позволяет с точностью до 3 часов определить наступление штормовой погоды.

Впервые в стране в нефтегавани Шесхарис установили систему лазерной швартовки крупнотоннажных судов. Кстати, Владимир Ерыгин сам активно участвовал в этой разработке, по ней защитил диссертацию на ученую степень кандидата технических наук. В итоге, по словам Владимира Владимировича, значительно снизились риски навалов судов на причалы, их вероятность была практически сведена к нулю.

Впервые в отрасли в порту Новороссийск в 2008 году начат мониторинг поверхности моря с помощью спутникового зондирования. Специалисты Администрации морских портов Черного моря научились контролировать несанкционированные сбросы с судов за борт, выявлять нарушителей, совмещая спутниковые изображения с картой движения по данным автоматической идентификационной системы (АИС). Как отметил Владимир Ерыгин, европейцы к такому ноу-хау пришли только в 2012-м.

С 2002 года начали проводить мониторинг биологического состояния воды в Цемесской бухте, заключив договор с Южным научным центром РАН на проведение первых в стране исследований. Разработали систему, которая позволяла ежегодно совместно с учеными Российской академии наук проводить мониторинг как донных отложений, так и всей воды бухты и определять ее биологический состав. Благодаря практической работе, проводимой на основе этих исследований, состав воды в бухте улучшился в 7 раз.

Когда-то Владимир Владимирович отказался стать руководителем морской академии, но в педагогику все-таки пришел: возглавлял государственную экзаменационную комиссию факультета эксплуатации водного транспорта и судовождения ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Памятный горельеф в честь Владимира Ерыгина установлен на здании Администрации морских портов Черного моря. Фото admnvrsk.ru.
Памятный горельеф в честь Владимира Ерыгина установлен на здании Администрации морских портов Черного моря. Фото admnvrsk.ru.

В память о профессионале

Владимира Ерыгина не стало в 2020 году. Он всю свою жизнь посвятил морю, 20 лет отдал развитию портов Черного моря.

«Считаю, что всегда был полезен, и этим горжусь, потому что сделал много нужного людям, своей стране. Окажись в машине времени и став снова молодым, на вопрос: «Повторил бы все прожитое снова?» — не задумываясь, ответил бы: «Да, только сделал бы все еще лучше», — рассказывал он в интервью.

В июле 2021 года в Новороссийске состоялось открытие памятного горельефа, посвященного Владимиру Владимировичу Ерыгину. Доска установлена на здании ФГБУ «АМП Чёрного моря».

А уже в 2022 году Волжским пароходством было заложено судно, названное в честь заслуженного капитана. Для отечественного судостроения это третий теплоход нового проекта RSD71, тип «река-море».

На спуске сухогруза присутствовали супруга Владимира Владимировича Валентина, сын Александр и внучка Ангелина. Именно Валентина Сергеевна стала крестной матерью нового теплохода.

В первый рейс «Владимир Ерыгин» отправился в начале августа 2025 года.

 Капитан т/х «Владимир Ерыгин» Сергей Овчинников и крестная мать судна Валентина Ерыгина.
Капитан т/х «Владимир Ерыгин» Сергей Овчинников и крестная мать судна Валентина Ерыгина.

«Постройка и ввод в эксплуатацию судна с именем «Владимир Ерыгин» – это важное событие не только для семьи нашего замечательного наставника и друга, это знаковое событие для всей отрасли. Слова благодарности хочу выразить Волжскому пароходству за реализацию этого благородного проекта. А также руководству Федерального агентства морского и речного транспорта – за всемерную поддержку идеи коллектива, которым руководил Владимир Ерыгин.

Представьте себе это событие. Фамилия Ерыгин была известна всем в Новороссийске на протяжении десятков лет. И вот, Инспекцией государственного портового контроля объявляется, что в порт заходит судно «Владимир Ерыгин»! Нечего добавить. Радость. Уважение к памяти замечательного человека. И слезы на глазах…», - говорит Олег Зуйков, заместитель руководителя Администрации морских портов Черного моря, проработавший под руководством Владимира Ерыгина 16 лет.

Читайте также:

➡️Капитан навсегда. История прирожденного волгаря Василия Москалева.