Найти в Дзене

Конструктор Геннадий Егоров – философ новой эры судостроения

В 2025 году в первый рейс отправился новый сухогруз Волжского пароходства «Конструктор Егоров» проекта RSD71. Его назвали в честь основателя Морского Инженерного Бюро, крупнейшего проектировщика российского транспортного флота и идеолога отечественного судостроения Геннадия Вячеславовича Егорова (1966 – 2021 гг.). По его проектам построено более 400 судов, создал свыше 1000 научных работ. Долгие годы Волжское пароходство плодотворно сотрудничало с Геннадием Егоровым. В тему: «Волжский Гагарин»: Виктор Полуэктов, капитан-скорость на «крылатых» судах. Геннадий Егоров — создатель и генеральный директор Морского Инженерного Бюро (МИБ), доктор технических наук, профессор Член президиума Научно-технического совета Российского морского регистра судоходства Член президиума Научно-технического совета Российского речного регистра Член Международного Конгресса по конструкции корпусов судов и морских сооружений ISSC на протяжении более 20 лет Почетный член Британского королевского общества корабел
Оглавление
Геннадий Егоров — легендарная личность в судостроении международного масштаба. Фото из архивов.
Геннадий Егоров — легендарная личность в судостроении международного масштаба. Фото из архивов.

В 2025 году в первый рейс отправился новый сухогруз Волжского пароходства «Конструктор Егоров» проекта RSD71. Его назвали в честь основателя Морского Инженерного Бюро, крупнейшего проектировщика российского транспортного флота и идеолога отечественного судостроения Геннадия Вячеславовича Егорова (1966 – 2021 гг.). По его проектам построено более 400 судов, создал свыше 1000 научных работ.

Долгие годы Волжское пароходство плодотворно сотрудничало с Геннадием Егоровым.

В тему:

«Волжский Гагарин»: Виктор Полуэктов, капитан-скорость на «крылатых» судах.

Первый рейс сухогруза «Конструктор Егоров». Фото Волжского пароходства.
Первый рейс сухогруза «Конструктор Егоров». Фото Волжского пароходства.

Справка:

Геннадий Егоров — создатель и генеральный директор Морского Инженерного Бюро (МИБ), доктор технических наук, профессор

Член президиума Научно-технического совета Российского морского регистра судоходства

Член президиума Научно-технического совета Российского речного регистра

Член Международного Конгресса по конструкции корпусов судов и морских сооружений ISSC на протяжении более 20 лет

Почетный член Британского королевского общества корабельных инженеров

Член Американского общества кораблестроителей и морских инженеров

Отмечен множеством наград, в том числе знаком «За заслуги» Российского морского регистра судоходства, знаком «Почетный работник Российского речного регистра».

Геннадий Егоров в детстве на Камчатке. Фото https://mebspb.com
Геннадий Егоров в детстве на Камчатке. Фото https://mebspb.com

Подвиг морских офицеров — ориентир в жизни

Любовь нашего героя к морю и судам родом из детства. Как рассказывал в интервью сам Геннадий Вячеславович, его отец, капитан первого ранга, военный моряк, служил на Камчатке, в Вилючинске, закрытом городе подводников, который тогда назывался «Петропавловск – Камчатский - 50».

Здесь мальчик пошел в школу, здесь же увидел «золотые рыбки» — атомные подводные лодки, а также эсминцы и уникальный флот Тихоокеанской океанографической экспедиции. И не просто издалека, а посещал суда вместе с отцом в поселке Рыбачий, где базировались субмарины Тихоокеанского флота. Именно детство, по его словам, заложило основу для будущей профессии мечты.

«Для меня, как и других детей военных 70-х годов, которые росли на Камчатке, подвиги русских морских офицеров, осваивавших Дальний Восток, действительно были примером и ориентиром в жизни», — признавался Геннадий Егоров.

Он взахлеб читал о русском адмирале Геннадии Невельском, исследователе Дальнего Востока, о шхунах, открытых проливах, островах и суровом море. А в своих альбомах рисовал прекрасные парусники в дальних морях.

В честь своего кумира детства в декабре 2020 года Геннадий Егоров назвал новое грузопассажирское судно PV22 «Адмирал Невельской», спроектированное им для работы на линиях Сахалин — Курилы.
Грузопассажирское судно проекта PV22 «Адмирал Невельской». Фото https://rus.team.
Грузопассажирское судно проекта PV22 «Адмирал Невельской». Фото https://rus.team.

Как студент с главным инженером проекты обсуждал

Поступление на судостроительный факультет Института инженеров морского флота было вполне логичным. И с тех пор вся профессиональная жизнь Геннадия Егорова была связана с судостроением. Увлеченность морем и флотом помогла нашему герою получить красный диплом по специальности «Судостроение и судоремонт», а затем и окончить аспирантуру на кафедре «Строительная механика корабля».

«У меня в институте был принцип — не получать ни одной четверки, это при том, что вообще на занятия не ходил. Я работал на кафедрах — сначала на теории корабля (у профессора Виталия Воробьева), а потом на строительной механике корабля (у профессора Юрия Козлякова). Было чем заниматься, поэтому сессию сдавал через два месяца после начала семестра, и можно было спокойно работать. Кафедра строительной механики корабля была очень активна в плане хоздоговорных научных работ. Я, студент 4-го курса, стал ответственным исполнителем, подчиненные — штатные сотрудники кафедры. Выезжал в пароходства и общался с коллегами вплоть до главного инженера. Представляете, студенту поехать куда-нибудь в Новороссийск, в одно из крупнейших советских пароходств по тоннажу, и пообщаться там с самим Леонидом Константиновичем Крыштыным, главным инженером морского порта!» — вспоминал конструктор.

Так студент Егоров колесил по всей стране, от Находки и Владивостока до Калининграда, от Ленинграда до Батуми. В год несколько месяцев проводил в экспериментальных рейсах на судах советского торгового флота. География — от Канады до Бразилии, от США до Пакистана и Индии, Средиземноморье.

Основное направление работы было связано с программным обеспечением для судов. Егоров создал один из первых в Союзе бортовых программных комплексов по расчету грузового плана, остойчивости, прочности и борьбе за живучесть грузовых судов «Ship.03-06». За несколько лет было установлено более 200 таких аппаратов. В 1993 году молодой ученый защитил кандидатскую диссертацию по теме «Разработка методов оптимизации прочностных решений при эксплуатации судов».

Будущий конструктор судов на кафедре строительной механики корабля. Фото https://mebspb.com.
Будущий конструктор судов на кафедре строительной механики корабля. Фото https://mebspb.com.

Четверть века открытий

Главное детище Егорова — созданная им негосударственная проектно-конструкторская компания «Морское Инженерное Бюро». По словам Геннадия Вячеславовича, в конце 1990-х проектирование новых судов представлялось «ненаучной фантастикой, на уровне полета на Марс во времена Циолковского». Поэтому в начале своего пути бюро занималось повышением грузоподъемности судов, реновацией, проектами модернизации, научными исследованиями. В те годы команда МИБ обеспечила выход в море почти 1500 судов, в том числе «Волго-Балтов».

Тогда Геннадий Егоров, которому едва исполнилось 30, и представить не мог, что за четверть века своей деятельности Морское Инженерное Бюро станет абсолютным лидером по числу спроектированных судов. В портфолио МИБ — более 400 современных единиц водного транспорта. Большинство из них были построены по заказу российских судоходных компаний, Росморречфлота и его подведомственных предприятий.

Параллельно в 2005 году Геннадий Вячеславович успешно защитил докторскую диссертацию — его научная работа была посвящена теме методологии обеспечения надежности и безопасности корпусов судов ограниченных районов плавания.

Интересный факт
В Нижнем Новгороде и Нижегородской области было построено наибольшее количество судов, спроектированных Морским Инженерным Бюро под личным руководством Геннадия Егорова, — более 130.
Головное судно проекта RSD44 — «Капитан Рузманкин». Фото из архива Волжского пароходства.
Головное судно проекта RSD44 — «Капитан Рузманкин». Фото из архива Волжского пароходства.

Прорыв на Волге

Настоящим прорывом в развитии волго-балтийского судоходства эксперты называют проектирование и строительство 10 сухогрузных судов класса «Волго-Дон макс» для Волжского пароходства. Проект RSD44 был разработан МИБ под руководством конструктора Егорова. Первый сухогруз заложили 15 лет назад, в феврале 2010-го.

У судна относительно небольшие габариты (длина по конструктивной ватерлинии — 138,9 м; ширина — 16,5 м; высота борта — 5 м), которые позволяют эксплуатировать его без режима спецпроводки в узких шлюзах. При этом сухогруз проекта RSD44 обладает уникальными характеристиками:

· рекордный дедвейт — около 554 тонн при осадке 3,6 м в реке и 5562 тонны при осадке 3,53 м в море;

· рекордная скорость — в среднем 12 узлов;

· высокая маневренность и хорошая управляемость (за счет формы обводов корпуса, наличия двух винторулевых колонок и мощности главных двигателей).

Суда используются для перевозки по внутренним водным путям. Расположение невысокой рулевой рубки в носовой оконечности и обустройство одноярусных жилых рубок в кормовой части судна позволяют сухогрузам проходить под небольшими неразводными мостами Москва-реки, а также под невскими переправами и Ростовским железнодорожным мостом без их разводки. По мнению экспертов, этот проект совершил переворот в отечественном судовождении.

«Суда проекта RSD44 представляют собой уникальный инженерный комплекс, сочетающий оптимальные для внутренних водных путей габариты с современным оборудованием и навигационной техникой, имеющий значительные преимущества по сравнению с существующими аналогами», — объяснял конструктор Геннадий Егоров.

➡️Подробнее о героях-речниках, в честь которых названы суда проекта RSD44, читайте в нашей статье.

Уникальный сухогруз Волжского пароходства с легкостью проходит под низким мостом без его разводки. Фото из архива Волжского пароходства.
Уникальный сухогруз Волжского пароходства с легкостью проходит под низким мостом без его разводки. Фото из архива Волжского пароходства.

На одной волне с партнерами

Геннадий Егоров — одна из самых значимых фигур отечественного судостроения. На протяжении многих лет он работал с федеральными ведомствами, активно сотрудничал с Волжским пароходством и другими судоходными компаниями.

К.т.н., административный директор Волжского пароходства с 2015 по 2025 г. Рустем Галеев и конструктор Геннадий Егоров.
К.т.н., административный директор Волжского пароходства с 2015 по 2025 г. Рустем Галеев и конструктор Геннадий Егоров.

«Он был талантливым инженером и организатором, умевшим построить равносторонний треугольник понимания между судовладельцем, проектантом и верфью. – вспоминает к.т.н., административный директор Волжского пароходства с 2015 по 2025 г. Рустем Галеев.

Геннадий Вячеславович, с одной стороны, понимал потребности судовладельцев, с другой — прекрасно знал производственную базуи возможности судоверфей. Все эти моменты он учитывал при проектировании судов как для России, так и для других стран. Именно поэтому большинство его проектов были успешными.

Он был человеком отзывчивым, умел слушать, давал очень полезные советы, часто бывал в Волжском пароходстве, всегда заходил, если был в Нижнем Новгороде, находил время, чтобы встретиться, обсудить новинки рынка судостроения, тренды развития отрасли.

Геннадий Егоров занимался серьезной исследовательской деятельностью, изучал существующее состояние флота на всех бассейнах, реально оценивал ресурс судов, построенных еще в советское время, понимал, какие теплоходы нужно поменять в первую очередь. Многие до сих пор в работе используют его аналитические материалы, опираются на них в расчетах. Ведь никто так системно не подходил к вопросу, как он. Каждая его презентация расходилась, как горячие пирожки. Каждое его выступление было событием».

Международное признание и последний проект

Многие из реализованных под руководством Геннадия Егорова проектов высоко оценило международное экспертное сообщество. Например, 12 проектов команды Морского Инженерного Бюро попали в список 50 лучших судов «Significant Ships» Британского Королевского общества корабельных инженеров RINA.

«Профессор Егоров являлся «философом» судов нового поколения. По каждому из типов судов Геннадий Вячеславович выполнил колоссальный объем работ по формированию концепции. Каждое судно из любой линейки детально обсуждалось с заказчиками и эксплуатантами», — писали о нем коллеги.

Кроме вклада в новое судостроение, Геннадий Егоров занимался поддержкой существующего флота. Он создал новый подход к сохранению речного транспорта: конверсии судов, их строительство с использованием элементов судов-доноров. Благодаря этому были построены сухогрузные суда типа «Челси», железнодорожные паромы, пассажирские суда.

Профессор Егоров уделял много времени и преподавательской деятельности — он провел огромное количество лекций, уроков, вебинаров по актуальным вопросам судоходства и судостроения как для профессиональной аудитории, так и для студентов. В 2020 году придумал вебинар для школьников «Что нам стоит судно построить». Большинство сотрудников МИБ начали свой карьерный трек в бюро, еще будучи студентами, по примеру своего наставника.

Профессор Егоров на борту т/х «Георгий Москалев» проекта RT37. 29 мая 2021 года. Фото https://mebspb.com.
Профессор Егоров на борту т/х «Георгий Москалев» проекта RT37. 29 мая 2021 года. Фото https://mebspb.com.

Имя легендарного судостроителя навсегда увековечено на новом сухогрузе Волжского пароходства «Конструктор Егоров» проекта RSD71, разработанного командой МИБ. Это универсальные суда, которые могут эффективно работать как в море (с дедвейтом 7170 тонн), так и на реке (с дедвейтом 4380 тонн). Длина судна — 120 м, что позволяет расширить номенклатуру портов погрузки и выгрузки.

Читайте также:

Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета».