Найти в Дзене
Машуля Красотуля

Театр как отражение эпохи: почему простые спектакли собирают полные залы

Оглавление

Моя коллега, женщине шестьдесят, она, театралка со стажем, любительница балета, Чехова, Мейерхольда, да и просто зритель с опытом. Недавно она чуть не выронила кофе, увидев афишу гастрольного спектакля "Модильяни" с Павлом Табаковым и Юлией Хлыниной. И рядом, «Варшавская мелодия» с Мариной Александровой и Антоном Васильевым.

Павел Табаков и Юлия Хлынина
Павел Табаков и Юлия Хлынина

Два актера на сцене! кипела она. Это даже не камерная постановка, это халтура. Театр ведь — это коллектив, ансамбль, творческое напряжение между разными голосами. А тут просто известные лица и гастроли по провинциям.

Сначала я молча кивала. Но потом задумалась. А что, если не всё так однозначно?

Театр ушёл из центра культуры?

Когда-то театр был пространством откровения. Сюда шли не только смотреть, но и думать. Не случайно в советские годы театры были переполнены не потому, что там было весело, а потому что там говорили правду, пусть и между строк.

Сегодня театр не ушёл он изменился. И публика изменилась вместе с ним.

Актёры из телесериалов появляются на сцене, потому что именно их хочет видеть зритель. Люди платят не за постановку, а за ощущение близости к экранной "звезде". Кто-то скажет: «обмельчало искусство». А кто-то уточнит: «изменился фокус».

Поколение опыта

Раньше мы ходили в театр за эмоцией, за внутренним катарсисом. Сегодня мы приходим за контентом. За фото в видосик. За поводом выйти из дома. За возможностью сказать: «А я вчера был на спектакле. Да, с Табаковым, тем самым».

Это не хорошо и не плохо. Это новая реальность.

Если раньше «театр» ассоциировался с бархатными креслами и затянутыми антрактами, то теперь — это «ивент», событие, способ разбавить рутину. Платформа, на которой можно прожить эмоцию, пусть и в упрощённой форме.

Почему два актёра — это не всегда «халтура»

Коллега говорит: два актера на сцене — это не театр, а самодеятельность.

Но разве моноспектакли не имеют права на существование?

А «Варшавская мелодия»? Это же классика жанра — камерная драма, где всё держится на двух людях. Да, если актёры плохи — зритель уйдёт. Но если они точны, живы, если химия между ними ощутима — это может быть мощнее, чем десяток массовок и роскошные декорации.

Можно не любить Табакова-младшего или Александрову. Но упрекать их только за то, что они снимаются в сериалах, это всё равно что осуждать врача, который ведёт соц. сети: одному другому не мешает.

А что насчёт обнищания культуры?

Да, в обществе нарастают тревожные признаки: театр становится менее массовым, меньше государственная поддержка, меньше молодежи в зале. Но давайте честно: когда культура жила спокойно? Даже в советское время театр часто существовал вопреки, а не благодаря.

Обнищание не в театре. Оно в равнодушии.

Театр не погибает. Он просто трансформируется, подстраивается. Искусство, как и язык, как и одежда, меняется вместе с эпохой. Не хотим смотреть на Чехова, смотрим на шоу. Не хотим думать, хотим отвлечься. И в этом, честность времени.

Воспоминания о «большом» театре

Когда я училась в университете, билеты на спектакли были недоступной роскошью. Стипендия —1200 рублей, а хороший билет — 800. Разве потратишь? На эти деньги можно было две недели питаться.

Мы ходили на местные постановки, иногда раздавали бесплатные пригласительные. На московские гастроли смотрели, как на мечту.

Сегодня, другая крайность. Билеты есть, и даже недорогие. Но качество стало спорным, а звёздность заменяет профессионализм.

Парадокс, правда?

А может, мы просто не готовы принять новое?

Культура — это не бронзовый бюст. Она живая. И если сегодня публика хочет спектаклей-дуэтов с именами из телевизора — значит, именно это сейчас востребовано.

Может быть, пройдет время, и сегодняшние «псевдозвезды» вырастут в настоящих мастеров. А может, на смену придёт другое поколение, которое вернёт театру серьёзность, тяжёлую глубину, ансамбль и душу.

Пока же — театр существует таким, каким его делает публика. Не продюсеры, не афиши, а зритель.