Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Что мешало производить в СССР кроссоверы

Оглавление

В первой части статьи приводились доказательства, почему советский автопром, официально не признавая факт по выпуску собственных кроссоверов, все же малыми партиями, в основном по спецзаказу, собирал некоторое количество созданных советскими инженерами модели автомобилей.

Теперь, когда более-менее ясны основные причины, можно продолжить список отечественных внедорожников, по характеристикам похожими на зарубежные аналоги кроссоверов, которые, пусть и малыми партиями, советские автопредприятия все же выпускали.

ГАЗ 24-95

Из сохранившейся информации, этот проект создавался по специальному распоряжению генсека, Л.И. Брежнева, который в отличие от Н.С. Хрущева потребовал хорошую модель легкового автомобиля для езды по охотничьим угодьям.

Леонид Ильич был страстным охотником и по всей стране имелось немало мест, где специально под «дорогого товарища» были подготовлены охотничьи места, доступ к которым в период дождей был весьма проблемным.

Инженерам Горьковского автозавода как всегда пришлось самостоятельно решать эту проблему, хотя раздумья были недолгими.

За основу проекта решили использовать характеристики двух автомобилей: УАЗ-469 и 24-ю модель Волги.

Арку конструкторы как таковую решили упростить, установив на рессорных подвесках два ведущих моста и УАЗовскую раздатку, дополнив высоту 15-и дюймовыми колесами.

Чтобы упростить комплектацию машины, колеса взяли с «Чайки», при том, резина была в зимнем варианте, что подразумевало лучшую сцепку с грунтом.

Чтобы не тратить время на другие разработки двигатель и коробку решили оставить такими как есть и здесь конструкторы не прогадали: эти узлы автомобиля были по качеству сборки практически вечными.

Заводчане всего собрали 5 экземпляров этой серии, две из которых были оставлены на месте как подарок Горьковскому обкому. Одну машину заводчане оставили у себя, так, на всякий случай, но, а оставшиеся две передали в гараж генсека.

ГАЗ 64/67/67Б

Мало кто знает, но ГАЗ 64, выпущенный еще в 1941 году, стал одним из первых внедорожников, который создавался специально для армейцев.

Офицеры красной армии, в основном средний состав, остро нуждался в технике, которая бы можно было эксплуатировать в полевых условиях, особенно в период, когда начинались дожди и полевые дороги раскисали.

-2

Горьковские конструкторы создали простую в ремонте и обслуживании модель, с довольно мощным, в 50 л. с. двигателем, объем которого был тоже, с весьма с впечатляемыми характеристиками: 3,3 л.

4-х ступенчатая КПП, с полноприводной системой трансмиссии отличались высоким качеством сборки и это часто выручало армейцев, ведь на войне ремонты требовали времени, а его часто не было.

-3

За два года от начала серийного выпуска было выпущено всего 762 машины, что очень мало, но так как модель хорошо себя зарекомендовала как внедорожник, было принято решение путем модернизации дорабатывать проект.

На 67-м ГАЗе установили практически тот же, разве что чуть мощнее двигатель, но вот по техническим доработкам было сделано действительно очень многое.

Модель серийно начали выпускать сразу после закрытия проекта по предыдущей, в том же 1943 году и продолжали выпускать до конца 1953 года.

За весь период армейцам и работникам сельского хозяйства было передано 90 тыс. экземпляров, которые даже после списания покупали гражданские и ездили на них еще не один десяток годов. Эта модель стала одним из самых первых массовых отечественных кроссоверов.

ГАЗ-69

В начале 1952 года, взамен технически устаревшей 76-й модели Горьковский завод начинает выпуск внедорожника, который запомнился тем, что из-за необычного внешнего вида в народе сразу получил несколько самых разный, включая не совсем безобидных, названий.

-4

«Бобики» как их чаще всего называли, предназначались для работников сельского хозяйства, и большая часть выпущенных машин была передана заводом колхозам, совхозам и другим похожим предприятиям.

Что интересно, это первый советский внедорожник, который можно было найти в свободной продаже, правда, только в одном магазине, «Березка», торговому заведение, в котором расплачивались исключительно валютой.

Модель не имела практически ни каких комфортных условий, как для водителя, так и для пассажиров. Единственно, что предусмотрели создатели модели, это наличие, пусть брезентовой, но все же крыши над головой, которая хоть немного защищала от дождя, открытого солнца и холодного ветра.

Тем не менее, «бобики» отличались отличной проходимостью в условиях езды по бездорожью и легко ремонтировались, что было весьма не маловажным фактором.

Если учесть, что машины оказались выносливыми, а этот факт подтверждал писатель М. Шолохов, купивший в свое время ГАЗ-69 на полученные от зарубежных издателей гонорары, то становится понятным, почему, и за что, сельские жители любили эти неказистые «бобики».

ЛуАЗ

Еще одну удивительную по своим техническим характеристикам и внешнему виду модель, которую смело можно вписывать в категорию внедорожников, начали выпускать под конец 60-х годов работники Луцкого автопредприятия.

-5

Не смотря на отвратительное качество сборки и отсутствия какого-либо намека на комфорт, машина быстро стала популярной. Купить ЛуАЗ было крайне сложно, так как Луцкий завод выпускал всего 10 тыс. экземпляров в год.

Причин, почему завод так мало собирал машин были, хотя о них мало кто из гражданских людей знал. Дело в том, что Луцкое автопредприятие выполняло в основном заказы от Министерства обороны.

Даже тот факт, что ЛуАЗы выпускались в двух вариантах, мало кто знал. Военная модель создавалась с учетом эксплуатации на переднем плане боевых действий и предназначалась не только для передвижения в условиях бездорожья, но и для взятия водных преград.

Армейцы прозвали ЛуАЗ 969М «луноходом» и не особо уважали модель за частые поломки. До 80-х годов модель выпускалась практически без изменений, хотя инженеры завода давно имели наработки для нового проекта, где базой была б эта машина.

УАЗ

Эту легендарную модель внедорожника, которую снова-таки советский автопром, по непонятным причинам не захотел вписать в категорию кроссоверов, начали выпускать на Ульяновском автозаводе в 1972 году.

-6

Эту машину эксплуатировали, где только можно, притом, самым беспощадным образом и в армии и сельском хозяйстве и даже геологии, как будто испытывая на прочность.

Проект оказался фантастически удачным и первыми кто отметил это из зарубежных профессиональных водителей, стали итальянские автогонщики братья Марторелли.

Спортсмены и бизнесмены одновременно, братья заключили с Ульяновским автозаводом договор на сборку моделей, на которых вместо оригинального силового агрегата было предложено устанавливать двигатель Peugeot, на которых они и выиграли не одну международную гонку.

Это только усилило популярность модели, что и стало причиной того, что некоторую часть машин завод изготавливал исключительно на экспорт.