Завод им. Лихачева, в отличие от многих других предприятий советского периода имел все возможности спасти свое положение во время распада страны.
Этот гигант советского автопрома, занимался не только серийным выпуском самой различной техники, но и разрабатывал новые, перспективные и своевременные проекты.
Сейчас вопрос о целесообразности содержания символа технического совершенства советского автопрома, сосредоточивши целую систему промышленности, сейчас многим не дает покоя.
Теперь, когда есть возможность проанализировать то, что уже навсегда осталось в необратимом прошлом, многие склоняются к мысли, что одной из главных причин краха завода стала модель грузовика ЗиЛ 131.
Гордость завода, проект неоднократно проходил модернизацию, что и привело к популяризации грузовиков этой серии за довольно короткий период.
А все началось с появления проекта грузовика ЗиЛ-130, модели в целом удачной, но с множеством технических недоработок.
Как разрабатывался проект и причины множества различных недоработок
С появлением в середине 50-х годов модели грузовика ЗиЛ-157, заводу было дано указание расширять производственные мощности для увеличения количества выпускаемых машин.
Первоначально модель предназначалась для работников сельского хозяйства, но позже по специальному указанию Министерства обороны было принято решение провести несколько этапов модернизации.
По техническим характеристикам грузовик можно было использовать в различных войсковых частях, в том числе и артиллерийских, в качестве седельного тягача.
Модель, получившая в народе оригинальное и необычное имя «колун» имела дополнительные элементы укомплектования, такие как лебедка, которая использовалась в случае увязания машин.
В военном исполнении было разработано несколько различных проектов, но, несмотря на большие потребности в такой технике, более поздние модификации, такие как КДВ и КД, количество собираемых машин было ограничено, не более 300 экземпляров в год.
Также на базе 157-й модели разрабатывали и другие проекты, легкие эвакуационные тягачи, КЭТ-Л, задачей которых являлось сопровождение грузовых колон, модели серии «Т» (тропический, с проводкой отличавшейся повышенной герметичностью), «Ю» (без тепло-обогревателя), грузовики-амфибии БТР-152В1 и ЗИЛ-485А и различная спецтехника, например ПМЗ-27, пожарные машины.
В СССР многие модели техники десятилетиями выпускались без усовершенствований, и это было нормой советского автопрома, но только не для работников завода им. Лихачева.
Уникальностью проекта стала частота обновлений проекта за счет модификации. Такие темпы модернизации грузовых машин даже для зарубежного производителя было довольно сложным мероприятием, а в этом случае и подавно, ведь по сути, ЗиЛ не обладал исключительными техническими характеристиками.
Причина заключалась в том, что с появлением проекта ЗиЛ-157 инженеры для модернизации использовали часть агрегатов «Захара», хотя нельзя сказать, что в новых моделях не присутствовали и другие разработки.
Были установлены новый тип подвески, сцепление однодискового типа, амортизаторы, ручной барабанный тормоз, а также, конструкторы решили уделить внимание кабине шофера, отличавшейся до этого малым пространством и отсутствием комфорта.
Начало серийного выпуска ЗиЛ-131
Первый трехосный грузовик из серии ЗиЛ выпустили в 1967 году и с этого момента до распада СССР, завод не прекращал сборку этой уникальной модели.
Полноприводная модель была рассчитана на грузоподъемность в 4 т., и главным заказчиком к тому периоду оставалось Министерство обороны страны.
Большая часть комплектующих совпадала с базовой моделью ЗиЛ-130, что позволяло упростить обслуживание и производство.
Грозно и внушительно, грузовик для того периода выглядел очень престижно и главное, вызывал доверие.
И все же, вполне резонный вопрос, была ли модель настолько универсальной, как предполагали инженеры, и все ли было так хорошо по техническим характеристикам даже сейчас вызывает споры.
Уже после распада страны, когда не было смысла что-то скрывать или не договаривать, стали известны многие противоречивости, указывающие на то, что для предприятия модель создавала массу различных проблем.
Что пошло не так с моделью ЗиЛ-131
Модель, разработанная на основе своего предшественника, ЗиЛ-157, должна была бы, логически размышляя, стать более совершенной в плане технических новшеств.
157-й или «Колун» обладал, пусть и устаревшими, но довольно надежными техническими характеристиками, например, сбалансированной и простой конструкцией, маломощным, но качественным шестицилиндровым двигателем, позволяющим уверенно преодолевать самые сложные участки бездорожья.
Та же рама, отличающаяся гибкостью, не цеплялась за неровности, а колеса имели отличную сцепку с дорожным покрытием.
Эти особенности считались очень важными и инженеры завода должны были учесть, что все изменения при модернизации могли разрушить целостность проекта.
С появлением нового, более мощного и технически лучшим двигателя сразу же появились проблемы с проходимостью: машина, а на модель к тому же установили вместо мягких шин с низким давлением стандартные, даже на простых участках бездорожья буксовала.
Инженерам пришлось менять тип шин на КИ-113, более мягкие, но и это не решило проблему.
Не менее важным вопросом, который собственно так и остался не решенным, стала разница в весе. 157-й в соотношении с 131-м был на целую тонну легче, хотя колесная база и карданы нового ЗиЛа была короче, а общие габариты оставались одинаковыми.
Появление веса предписывалось новой, прошедшей модернизацию кабине, установка которой требовала изменений в конструкции.
Тем не менее, эта казалось бы, мелочь ухудшила общие технические характеристики 131-й модели, а главное, снизила проходимость грузовика в условиях бездорожья.
Проблемы создавали и военные эксперты, которые требовали изменения в конструкции.
Улучшающие панорамный обзор цельные лобовые стекла вызывали недоверие относительно целесообразности использовать такой элемент в условиях боевой реальности.
Еще одним примером стало требование со стороны военных заменить обтекаемой формы крылья на плоские, улучшающие доступ к двигателю и даже позволяющих, в случае нестандартных боевых ситуаций, устанавливать на ровную поверхность сошки ручного пулемета.
Абсурд конечно, ведь сами по себе крылья не давали никакой защиты от огня неприятеля и в боевых условиях стрелки редко когда использовали ровную площадку крыла для стрельбы.
Единственное, что действительно было правильным, это то, что на ровном участке крыла было удобно стоять в случае, когда требовалось обслуживать машину.
Ловушка для завода и крах гиганта автопромышленности периода СССР
Популяризация модели привела к тому, что грузовик собирали исключительно большими партиями. ЗиЛ можно было встретить в самых различных сферах страны и не только в сельскохозяйственных и военных.
Эти машины работали на самых больших стройках страны, их использовали для решения задач в лесных хозяйствах, некоторая часть машин эксплуатировалась коммунальными службами.
По средним показателям в год завод выпускал до 50 тыс. машин, что даже для таких огромных предприятий было довольно сложной проблемой.
И эта же особенность и стала ловушкой и необратимым механизмом, разрушившим завод.
Экономическая система СССР, планировавшая наперед распределение машин, была своеобразной гарантией для больших предприятий от всяческих сбоев в заказах, как со стороны поставщиков, так и для различных организаций, нуждающихся в технике.
Внезапные проявления, нарушившие общую схему с поставщиками и заказчиками, привели к тому, что складские сооружения, не вмещали продукцию предприятия, которую завод не прекратил выпускать.
Накапливание техники в большом количестве привели к тому, что на заводском дворе стало некуда ставить готовые к передаче технику.
Военные, где тоже творился настоящий хаос, отказались от новых поставок, более того, они решили избавляться и от старой техники, которую решили продавать практически за гроши.
Именно вопрос поставок военным стал главной ловушкой для завода-гиганта, так как модели, выпускаемы по отдельным заказам по эксплуатационным характеристикам были неудобными для других отраслей.
Критическая ситуация привела к тому, что лишившись основного заказчика завод уже не мог существовать так, как работал до этого.
Руководящий состав завода принял решение сократить количество рабочих и оставить некоторые линии без работы.
Так как предприятие полностью насыщало внутренний рынок страны и практически не имело выхода на зарубежный рынок поставок, поэтому большую часть техники пришлось попросту распродавать по цене, которая была меньше реальной.
Огромные убытки, хаос, неопределенность и неспособность вывести продукцию на международный уровень, которая к тому же оказалась не конкурентоспособной в сравнении с зарубежной техникой, привели к тому, что предприятие оказалось в короткие сроки на грани банкротства.
История с заводом им. Лихачева для многих так и осталась непонятной, с горьким привкусом поражения.
О самом же грузовике, который и сейчас еще можно встретить на дорогах страны еще долго будут вспоминать с гордостью, как о технике, которая символизирует, целую эпоху в развитии отечественного автопрома.