Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Почему этот успешный грузовик оказался катастрофой для предприятия

Оглавление

Завод им. Лихачева, в отличие от многих других предприятий советского периода имел все возможности спасти свое положение во время распада страны.

Этот гигант советского автопрома, занимался не только серийным выпуском самой различной техники, но и разрабатывал новые, перспективные и своевременные проекты.

Сейчас вопрос о целесообразности содержания символа технического совершенства советского автопрома, сосредоточивши целую систему промышленности, сейчас многим не дает покоя.

Теперь, когда есть возможность проанализировать то, что уже навсегда осталось в необратимом прошлом, многие склоняются к мысли, что одной из главных причин краха завода стала модель грузовика ЗиЛ 131.

Гордость завода, проект неоднократно проходил модернизацию, что и привело к популяризации грузовиков этой серии за довольно короткий период.

А все началось с появления проекта грузовика ЗиЛ-130, модели в целом удачной, но с множеством технических недоработок.

Как разрабатывался проект и причины множества различных недоработок

С появлением в середине 50-х годов модели грузовика ЗиЛ-157, заводу было дано указание расширять производственные мощности для увеличения количества выпускаемых машин.

-2

Первоначально модель предназначалась для работников сельского хозяйства, но позже по специальному указанию Министерства обороны было принято решение провести несколько этапов модернизации.

По техническим характеристикам грузовик можно было использовать в различных войсковых частях, в том числе и артиллерийских, в качестве седельного тягача.

Модель, получившая в народе оригинальное и необычное имя «колун» имела дополнительные элементы укомплектования, такие как лебедка, которая использовалась в случае увязания машин.

-3

В военном исполнении было разработано несколько различных проектов, но, несмотря на большие потребности в такой технике, более поздние модификации, такие как КДВ и КД, количество собираемых машин было ограничено, не более 300 экземпляров в год.

Также на базе 157-й модели разрабатывали и другие проекты, легкие эвакуационные тягачи, КЭТ-Л, задачей которых являлось сопровождение грузовых колон, модели серии «Т» (тропический, с проводкой отличавшейся повышенной герметичностью), «Ю» (без тепло-обогревателя), грузовики-амфибии БТР-152В1 и ЗИЛ-485А и различная спецтехника, например ПМЗ-27, пожарные машины.

В СССР многие модели техники десятилетиями выпускались без усовершенствований, и это было нормой советского автопрома, но только не для работников завода им. Лихачева.

-4

Уникальностью проекта стала частота обновлений проекта за счет модификации. Такие темпы модернизации грузовых машин даже для зарубежного производителя было довольно сложным мероприятием, а в этом случае и подавно, ведь по сути, ЗиЛ не обладал исключительными техническими характеристиками.

Причина заключалась в том, что с появлением проекта ЗиЛ-157 инженеры для модернизации использовали часть агрегатов «Захара», хотя нельзя сказать, что в новых моделях не присутствовали и другие разработки.

-5

Были установлены новый тип подвески, сцепление однодискового типа, амортизаторы, ручной барабанный тормоз, а также, конструкторы решили уделить внимание кабине шофера, отличавшейся до этого малым пространством и отсутствием комфорта.

Начало серийного выпуска ЗиЛ-131

Первый трехосный грузовик из серии ЗиЛ выпустили в 1967 году и с этого момента до распада СССР, завод не прекращал сборку этой уникальной модели.

-6

Полноприводная модель была рассчитана на грузоподъемность в 4 т., и главным заказчиком к тому периоду оставалось Министерство обороны страны.

Большая часть комплектующих совпадала с базовой моделью ЗиЛ-130, что позволяло упростить обслуживание и производство.

Грозно и внушительно, грузовик для того периода выглядел очень престижно и главное, вызывал доверие.

-7

И все же, вполне резонный вопрос, была ли модель настолько универсальной, как предполагали инженеры, и все ли было так хорошо по техническим характеристикам даже сейчас вызывает споры.

Уже после распада страны, когда не было смысла что-то скрывать или не договаривать, стали известны многие противоречивости, указывающие на то, что для предприятия модель создавала массу различных проблем.

Что пошло не так с моделью ЗиЛ-131

Модель, разработанная на основе своего предшественника, ЗиЛ-157, должна была бы, логически размышляя, стать более совершенной в плане технических новшеств.

157-й или «Колун» обладал, пусть и устаревшими, но довольно надежными техническими характеристиками, например, сбалансированной и простой конструкцией, маломощным, но качественным шестицилиндровым двигателем, позволяющим уверенно преодолевать самые сложные участки бездорожья.

Та же рама, отличающаяся гибкостью, не цеплялась за неровности, а колеса имели отличную сцепку с дорожным покрытием.

-8

Эти особенности считались очень важными и инженеры завода должны были учесть, что все изменения при модернизации могли разрушить целостность проекта.

С появлением нового, более мощного и технически лучшим двигателя сразу же появились проблемы с проходимостью: машина, а на модель к тому же установили вместо мягких шин с низким давлением стандартные, даже на простых участках бездорожья буксовала.

Инженерам пришлось менять тип шин на КИ-113, более мягкие, но и это не решило проблему.

Не менее важным вопросом, который собственно так и остался не решенным, стала разница в весе. 157-й в соотношении с 131-м был на целую тонну легче, хотя колесная база и карданы нового ЗиЛа была короче, а общие габариты оставались одинаковыми.

Появление веса предписывалось новой, прошедшей модернизацию кабине, установка которой требовала изменений в конструкции.

Тем не менее, эта казалось бы, мелочь ухудшила общие технические характеристики 131-й модели, а главное, снизила проходимость грузовика в условиях бездорожья.

-9

Проблемы создавали и военные эксперты, которые требовали изменения в конструкции.

Улучшающие панорамный обзор цельные лобовые стекла вызывали недоверие относительно целесообразности использовать такой элемент в условиях боевой реальности.

Еще одним примером стало требование со стороны военных заменить обтекаемой формы крылья на плоские, улучшающие доступ к двигателю и даже позволяющих, в случае нестандартных боевых ситуаций, устанавливать на ровную поверхность сошки ручного пулемета.

Абсурд конечно, ведь сами по себе крылья не давали никакой защиты от огня неприятеля и в боевых условиях стрелки редко когда использовали ровную площадку крыла для стрельбы.

Единственное, что действительно было правильным, это то, что на ровном участке крыла было удобно стоять в случае, когда требовалось обслуживать машину.

Ловушка для завода и крах гиганта автопромышленности периода СССР

Популяризация модели привела к тому, что грузовик собирали исключительно большими партиями. ЗиЛ можно было встретить в самых различных сферах страны и не только в сельскохозяйственных и военных.

Эти машины работали на самых больших стройках страны, их использовали для решения задач в лесных хозяйствах, некоторая часть машин эксплуатировалась коммунальными службами.

По средним показателям в год завод выпускал до 50 тыс. машин, что даже для таких огромных предприятий было довольно сложной проблемой.

-10

И эта же особенность и стала ловушкой и необратимым механизмом, разрушившим завод.

Экономическая система СССР, планировавшая наперед распределение машин, была своеобразной гарантией для больших предприятий от всяческих сбоев в заказах, как со стороны поставщиков, так и для различных организаций, нуждающихся в технике.

Внезапные проявления, нарушившие общую схему с поставщиками и заказчиками, привели к тому, что складские сооружения, не вмещали продукцию предприятия, которую завод не прекратил выпускать.

Накапливание техники в большом количестве привели к тому, что на заводском дворе стало некуда ставить готовые к передаче технику.

Военные, где тоже творился настоящий хаос, отказались от новых поставок, более того, они решили избавляться и от старой техники, которую решили продавать практически за гроши.

Именно вопрос поставок военным стал главной ловушкой для завода-гиганта, так как модели, выпускаемы по отдельным заказам по эксплуатационным характеристикам были неудобными для других отраслей.

Критическая ситуация привела к тому, что лишившись основного заказчика завод уже не мог существовать так, как работал до этого.

-11

Руководящий состав завода принял решение сократить количество рабочих и оставить некоторые линии без работы.

Так как предприятие полностью насыщало внутренний рынок страны и практически не имело выхода на зарубежный рынок поставок, поэтому большую часть техники пришлось попросту распродавать по цене, которая была меньше реальной.

Огромные убытки, хаос, неопределенность и неспособность вывести продукцию на международный уровень, которая к тому же оказалась не конкурентоспособной в сравнении с зарубежной техникой, привели к тому, что предприятие оказалось в короткие сроки на грани банкротства.

История с заводом им. Лихачева для многих так и осталась непонятной, с горьким привкусом поражения.

О самом же грузовике, который и сейчас еще можно встретить на дорогах страны еще долго будут вспоминать с гордостью, как о технике, которая символизирует, целую эпоху в развитии отечественного автопрома.