Однажды в Париже, на блошином рынке, продавец оживленно убеждал его: «Смотрите, какой чудесный женский портрет 18 века!».
Он посмотрел внимательно и быстро все понял. Это не женщина, это светлейший князь Потемкин.
Сергей Подстаницкий уже видел аналогичный.
«На самом деле, – объясняет Подстаницкий. – Большую часть своей жизни Григорий Потемкин провел именно в таком виде — не в мундире с орденами, а в халате».
Купил портрет совсем недорого, оставив продавца с радостной мыслью, как он удачно сбагрил портрет неизвестной толстой женщины:
Вообще Сергей Подстаницкий – искусствовед по образованию, но коллекционер в нем проявился гораздо раньше. В детстве он вдруг обнаружил на помойке старый баташевский самовар, притащил домой. Родители слегка ужаснулись, но не потребовали унести самовар обратно.
У Подстаницкого есть специализация – русский портрет 18-19 веков. Кстати, он говорит, что долгое время русских художников было мало: по нашей странной прихоти заказывали портреты иностранцам, это считалось престижно, а что там какие-то русские могут. Иностранцы, даже посредственные, буквально пухли в России от заказов, они тут зарабатывали куда больше, чем могли бы у себя.
Так что Левицкий или Боровиковский – не просто отличные художники, а люди, что пробивались через сопротивление.
Но Подстаницкий еще и высококлассный эксперт. Он занимается атрибуцией портретов. Сколько таких безымянных героев томится в разных провинциальных музеях, кажется, никто уже не узнает, что за человек изображен.
Сергей Александрович возвращает их «к жизни».
Проще всего, конечно, с военными. Подстаницкий объясняет: «По мундиру и орденам портрету, который сто лет считался безымянным, можно вернуть имя, найти биографию человека».
Но мундир – хорошо, а глаз важней.
Однажды на интернет-аукционе Подстаницкий увидел акварельный портрет неизвестной, автор тоже неизвестен. Стоил очень дешево:
Эксперту хватило взгляда на экран, чтобы понять: это Петр Соколов, некогда популярный художник, племянник Брюллова. А на портрете – княгиня Разумовская. Аналогичный портрет есть в Русском музее.
Быстро купил, был страшно доволен.
Одна из его страстей – портретные миниатюры, это был виртуозный жанр на пластинках слоновой кости, в России не особо распространенный, так что их надо «ловить». Но кажется, у Подстаницкого самое большое их частное собрание.
Он делает выставки, он дарит картины музеям.
Например, такой красивый сюжет. Было три работы немецких баталистов, которые висели у Николая Первого в Царском селе. В 1941 году совсем другие немцы их увезли в Германию. Казалось, утеряны навсегда. Но Подстаницкий обнаружил работы на аукционах. Купил и вернул в Царское село.