Продолжение "Записок доктора Сэмюэля Коллинза", врача царя Алексея Михайловича (пер. с англ. П. Киреевский)
Говоря о Черкасии (chirchass land; здесь Малороссия), я должен описать и народ, населяющий ее. Черкасы - татарского племени, народ грубый и мрачный; женщины их очень некрасивы, грубы и преданы пьянству. Во время угощений они напиваются пьяны еще прежде, нежели начнут подавать кушанья: едою они протрезвляются, потом опять напьются, а потом опять протрезвятся пляской; а пляску они так любят, что презирают того человека, у которого нет в доме скрипача.
Правление их совершенно анархическое; потому что они, возмутившись, уничтожили всё дворянское сословие, и теперь управляются полковниками (collonels), ими самими избранными, с которыми всякий из них обходится за панибрата. Воинов они, на своем языке, называют казаками (cossacks), почему ошибаются многие, считая казаков особенным народом.
Черкасы очень преданы колдовству и считают важной наукою. Им занимаются женщины высшего сословия. Черкасы гостеприимнее русских, и страна их теплее и лучше. Черкасы (chircasses) также, как и русские, исповедуют греческую веру, однако же, не так суеверны и позволяют иноверцам входить в свои церкви.
Правление у русских совершенно монархическое; у них есть присутственные места, которые называются "приказами", и решения судов обыкновенно бывают произвольны; потому что мало писанных законов. Недостаток законов заменяется обыкновениями; но всего сильнее действуют деньги.
Русские потребляют множество бумаги: они излагают дела свои также пространно, как наши писари, пишут на длинных свертках, и хоти столы стоят перед ними, но они не могут писать иначе, как на коленях. Секретари их называются подьячими, а чин дьяка соответствует чину нашего лорда-депутата.
Большая часть русских букв заимствована у греков (всех 42).
Все дела совершаются посредством просьб. Просьбы эти развертываются и проситель держит их перед боярином, который (если в хорошем расположении духа) протягивает за ними руку, и прочитывает их, или отдает своему дьяку, а дьяка проситель должен одарить, чтобы он напоминал боярину о просьбе.
Наружность императора (здесь Алексей Михайлович) красива; он двумя месяцами старее короля Карла II-го и здоров сложением; волосы его светло-русые, он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна; он жесток в гневе, но обыкновенно добр, благодетелен, целомудрен, очень привязан к сестрам и детям, одарён обширной памятью, точен в исполнен церковных обрядов, большой покровитель веры.
Если бы не окружало его густое облако доносчиков и бояр, которые направляют ко злу его добрые намерения, то его, без сомнения, можно бы было поставить на ряду с добрейшими и мудрейшими государями.
Отец его (Михаил Федорович) очень любил англичан, и был человек миролюбивый. Ныне царствующий император имеет дух воинственный и завел с крымцами, поляками и шведами войну, которой успех покажет время. Мне известно только, что государство бедно, малолюдно, и что оно в 10 лет так расстроилось, что едва ли через 40 лет достигнет прежнего благосостояния.
7 лет тому назад погибло от чумы 7 или 8 тысяч человек, а 3 года тому назад крымцы увели с границ 400000 человек в вечный плен. Сверх того еще 300000 человек погибло в различных войнах. Лучшая часть земли опустошена, остальная же не обработана, за недостатком людей. На пространстве 500 верст (проезжая вверх по реке) вы увидите 10 женщин на 1 мужчину.
Всего здесь стало надо; всё вшестеро дороже прежнего, а медные деньги потеряли цену.
Дворец императора до сих пор называется Кремленым городом (crim-castle). Иван Васильевич (прозванный Грозным, the tyrant) был хорошим Государем, но много имел странностей.
Однажды он пришел к своему дьяку, и подал ему бумагу, в которой просил его, чтоб он сделал одолжение, заготовил к назначенному времени 200000 человек войска со всем нужным оружием; потом прибавил, что он очень ему будет благодарен, и будет молиться за его здоровье, и подписался: "Твой покорный слуга, Ванька Московский" (Josky of Moscua).
С этим войском завоевал он Царство Казанское, простирающееся вниз по реке Волга на 1000 верст, Астрахань, находящуюся в 2 тысячах верстах, и Сибирь, в 3 тысячах верстах.
Иван Васильевич был любим народом, потому что с ним обходился хорошо, но жестоко поступал со своими боярами. У него был жезл с острым наконечником, который он иногда, во время разговора, вонзал своим боярам в ноги, и если они выносили удар, не вздрогнув, то оказывал им, после, большое предпочтение.
На одном празднике он делал различные шалости, которым некоторые голландки и англичанки засмеялись; заметив это, он велел привести их во дворец, и приказал в своем присутствии, в комнате, рассыпать перед ними четыре, или пять мешков гороху, и заставил их все подобрать.
Он послал, однажды, в Казань за одним дворянином, имя которого было Тарас Плещеев, а воевода, не расслышавший приказания, подумал, что он велел привести полтораста плешивых людей, потому что его имя сходно было звуками со словом "полтораста" (polteraste).
Итак, собрав 80 и 90 человек плешивцев, воевода поспешно отправил их, извиняясь, что больше не мог найти в одной области. Увидев такое множество плешивых, император перекрестился от удивления; наконец, когда один из присланных подал ему бумагу, он спросил у своего дьяка: что он писал к воеводе?
Дьяк подал список и письма, и таким образом ошибка открылась. Поив плешивых 3 дня допьяна, царь отослал их назад.
Когда жаловались на другого воеводу за то, что он, в виде взятки, принял гуся, наполненного червонцами, царь казалось, не обратил внимания на жалобу; но проходя, однажды, мимо открытой площади, на которой, обыкновенно, бывают казни, он велел палачу отрубить этому воеводе руки и ноги, и спрашивал при каждою ударе: "Вкусен гусь?".
Он очень желал жениться на королеве Елизавете, и очень хорошо расположен был к англичанам. Однажды, боясь заговора, он укрепил Вологду, перевез туда все свои сокровища и, как некоторые думают, хотел, в случае крайности, бежать в Англию. Этому императору Москва обязана самыми красивыми своими зданиями.
Иван Васильевич велел одному французскому посланнику пригвоздить шляпу к голове. Г-н Иероним Баус, который вскоре после того приехал сюда в качестве нашего посланника, явился перед Царем в шляпе; и когда Царь с гневом спросил у него, "знает ли он, как наказан был французский посланник", отвечал:
"Тот посланник был представителем малодушного французского короля, а я посол непобедимой королевы английской, которая не обнажает головы ни перед одним государем и будет уметь отомстить за обиду своего представителя".
"Взгляните на него, - сказал Иван Васильевич своим боярам, - вот молодец! Он смело говорит и действует за свою государыню; кто же из вас для меня то сделает?".
Эти слова навлекли зависть на г-на Иеронима, и придворные уговорили императора, чтобы он дал ему объездить дикую лошадь. Г-н Иероним исполнил приказание, так утомил лошадь, что она мертвая пала на землю; и потом спросил у Его Величества: "Нужно ли еще объездить диких лошадей?". Император, после, очень уважал его; потому что любил таких удальцов.
Когда Иван ездил осматривать свое государство, многие простолюдины и дворяне подносили ему дары. Один честный лапотник, который плел лапти и продавал по копейке пару, не знал, что поднести Царю, спросил у жены совета: "Поднеси пару хороших лапоток",- сказала она.
"Это не редкость! отвечал он, - а есть у нас в саду огромная репа. Мы поднесем ему эту репу, а вместе пару и лаптей". Как сказано, так и сделано.
Император очень милостиво принял подарок, и износил сам одну пару лаптей, заставил всех дворян покупать у крестьянина лапти по пяти шиллингов пару. Это составило крестьянину состояние. Потомки его получили дворянское достоинство, и называются теперь Лапотскими. Есть одно дерево, подле которого стоял прежде дом его и на которое, проходящие, бросают свои старые лапти, в память этого лапотника; это обыкновение до сих пор еще ведется (1662).
Один дворянин, видя, что такая награда получена была "за лапоть", хотел также получить (награду и еще значительнее) за хорошего коня. Но Царь, угадав его намерение, подарил ему взамен ту большую репу, которую получил прежде, и таким образом заставил всех над ним смеяться.
Переодевшись, однажды Иван, просил ночлега в одной деревне, невдалеке от города, и никто не хотел принять его, кроме одного бедняка, жена которого мучилась тогда родами, и родила в то самое время, как Царь был у ее мужа. Царь на другой день до свету ушел и обещал своему хозяину хороших кумовьев.
Исполнив данное слово, он вскоре явился с множеством бояр и богато наградив своего хозяина, сжег всю деревню, кроме его дома, советуя жителям быть вперед гостеприимнее и сказал им: "Вы отказали страннику в приюте, за то сами теперь должны искать пристанища, и скоро узнаете, каково спать на снегу зимой".
Иногда, он, переодетый приставал к шайке воров и советовал им однажды "обокрасть казнохранителя". - Я, говорил он, - покажу вам дорогу.
Но один из воров занёс кулак, и сказал, ударив его по лицу во всю руку: "Негодяй! Как ты смеешь предлагать нам ограбить нашего Государя, который до нас так милостив? Лучше мы обокрадем какого-нибудь богатого боярина, который сам расхищает казну царскую".
Иван очень доволен был его поступком, расставаясь, обменялся с ним шапкой, и велел ожидать себя на дворцовой площади, через которую ммператор часто проходил. "Там, сказал он, я поднесу тебе добрую чарку водки и меду". Вор пришел в назначенное место, и Царь, увидев его, подозвал к себе, советовал "вперед не воровать", отличил его при дворе, и употреблял, впоследствии, для открытия воровских шаек.
Ныне царствующий император происходит от потомков Ивана с материнской стороны. У него был старший брат, который подавал большие надежды, хотя любил ловить голубей и выкалывая одному глаза, говорил: "Ты изменил!". А другому, отрывая голову, приговаривал: "Ты Иван такой то, мятежник, изменивший моему отцу и мне!". Но он умер в молодости.
Все сыновья императорские называются Царевичами, т.е. сыновьями Царя; что же касается до слова "Царь", то оно очень близко к титлу "Цезарь", и потому большое сходство имеет с титлом "Император". Русские утверждают, что "Царь" значит больше, нежели "король" (King), и называют, однако же, Давида Царём, а наших королей - королями, вероятно, от Карла 5-го (Carolus Quintus), история которого им известна.
Ныне царствующий Император называется Алексеем Михайловичем Романовым т. е. Алексеем, сыном Михаила, Римским (the Roman).
Царевича ни народ, ни дворянство не видит прежде 15-летнего возраста, но достигнув этого возраста, он является перед народом; его носят на плечах и ставят на возвышенное место на площади, чтобы предохранить государство от самозванцев, которые часто Россию беспокоили.
Царь всегда женится на своих подданных и избирает невесту из стран, ему подвластных; редко из дворянского сословия. Со смертью царицы, - родственники ее лишаются всех преимуществ, которыми пользовались во время ее жизни.
Илья (здесь Миловский), тесть ныне царствующего императора, произошёл из такого низкого состояния, что 20 лет тому назад он подносил вино некоторым из здешних англичан, а дочь его ходила по грибы и продавала их на рынке. Другая невеста, которая назначена была императору, была дочь одного военного чиновника.
Дворец императорский построен из камня и кирпича, кроме некоторых комнат, где его величество спит и ест целую зиму.
Русские думают, что деревянные комнаты гораздо здоровье, нежели каменные, и не без причины: потому что в их каменных покоях толстые своды издают из себя испарения, когда печи натопленные. Император живёт в третьем ярусе; он пьёт овсяную брагу, хлеб он ест ржаной, потому что рожь, по мнению русских, гораздо питательнее пшеницы.
Царь ложится спать на простыню в сорочке и нижнем платье и одевается богатым собольим одеялом. Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше 300 смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири, и бьют уток и другую дичь. Он охотится над медведями, волками, тиграми, лисицами, или лучше сказать, травит их собаками.
Когда он выезжает, восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных; в прошедшем году, однако же, был у некоторых, и то необыкновенной дорогою, потому что часть стены была разломана.
При рождении Царевича подданные изъявляют радость свою, поднося царю подарки, которые он, однако же, опять возвращает; но если ему что-нибудь полюбится, то он платит настоящую цену.
В субботу, на страстной неделе он посещает некоторые тюрьмы, рассматривает преступления колодников и некоторых освобождает. Недавно был выпущен один англичанин, сидевший в тюрьме за делание фальшивой монеты. Смертью здесь наказывают очень немногих, а большую часть преступников секут кнутом; а это наказание хуже смертной казни.