Найти в Дзене
История. А вы знали?

Самая засекреченная миссия: Что делали подлодки в Ладоге во время блокады Ленинграда

Оглавление

В 2021-м году у Министерства обороны в планах было модернизировать подводную лодку проекта «Пиранья». Предполагалось, что у нее увеличат водоизмещение с 370-ти тонн до 1400. Появится новая энергетическая установка и модернизированная шлюзовая камера, которая сможет выпускать шесть подводных диверсантов.

Но судя по тому, что одна из «Пираний» появилась в 2022-м на Истринском водохранилище в экспозиции ВМФ, планы по модернизации «Пираний» до сих пор не осуществились. А между тем перед созданием этого проекта у СССР были подлодки «Малютка. Именно они в Великую Отечественную сыграли большую роль в защите Ленинграда.

«Дорога Победы»

В самом начале 1943-го года Красная армия провела операцию «Искра», благодаря которой удалось прорвать блокаду Ленинграда. Полосу в 11 километров, которая тогда оказалась освобожденной, прозвали «Дорогой Победы».

Именно здесь пошли первые грузовики с продовольствием для измученных голодом горожан. Но через несколько месяцев ситуация настолько изменилась, что новая блокада замаячила на горизонте. Финны и немцы пришли в себя, и наделись с помощью контрнаступления снова окружить Ленинград кольцом. Нашим срочно нужны были разведанные, чтобы предупредить новый удар.

-2

«Малютка»

Северные районы, откуда нужны были данные разведки, находились на расстоянии 240 км. Учитывая советские ограниченные ресурсы, осуществить такое на катерах было просто нереально. В то же время это можно было сделать с помощью подводных лодок, но для этого нужно было запустить их в Ладогу.

При этом немцы не могли догадываться о подобной дерзости. У СССР были нужные субмарины класса «М», которые на флоте все называли «Малютками». Такими они и выглядели – 3 метра в ширину и 37 в длину. На них даже капитан имел всего лишь откидной диван и не имел своего отдельного помещения. Для матросов вообще имелись только матрасы, на которых они спали на своих рабочих местах.

Перевезли по железной дороге

Две «Малютки» стояли на приколе недействующие. Когда началась блокада Ленинграда, их использовали для подачи электричества на местные фабрики. Своим ходом по Неве они дойти до озера не могли. Поскольку суда были маленькими, изначально при их строительстве был расчет на то, что их можно будет перевозить посуху.

-3

Так эти лодки, построенные в Николаеве, когда-то перевозили по железной дороге во Владивосток. Отдельно корпус и отдельно начинку, а после на месте собирали вновь. Лодки подняли краном из реки ночью, демонтировали пушки, корпуса замаскировали, чтобы воздушная разведка немцев ничего не заподозрила.

«Тулоксинский десант»

И все равно по пути следования даже приходилось провода поднимать в месте прохождения лодок. Лодки к Ладоге доставили, но теперь нужно было им добавить балласт, потому что в пресной воде полного погружения не получалось. Наконец все было готовы, немцы и финны даже не догадывались, что за ними с рассвета до ночи наблюдают в перископ.

Экипажи должны были только наблюдать и докладывать о передвижении врагов. Обнаруживать себя, или вступать в бой, им было категорически запрещено. Кроме того в их задачу входила доставка диверсантов на вражеский берег.

-4

Благодаря «Малюткам» и их разведывательной деятельности 23 июня 1944-го года была проведена операция «Тулоксинский десант». Тогда неожиданно для врага рядом с их берегами оказались 78 советских кораблей.

Радуйте, пожалуйста, автора своими лайками и делитесь нашими статьями в ваших соцсетях.