Обычные школьные отметки могут исчезнуть для целого ряда предметов — что это значит для учеников и родителей? В ближайшие годы школы ждёт настоящая перезагрузка подходов к успеваемости. Почему привычная система утрачивает актуальность, на что будут смотреть учителя, и повлияет ли это на атмосферу в классе — разбираем, что грядёт для всех участников образования.
Зачем ломать старую систему: новые идеи школьных оценок
В этом году в российском образовании намечается сдвиг, который вызвал бурные обсуждения среди родителей, учителей и самих детей. Теперь вопрос о том, будут ли отменять оценки по физкультуре, музыке, труду и изобразительному искусству, стал одной из самых обсуждаемых тем на форумах и в соцсетях. Депутаты и специалисты отмечают, что движение к отказу от строгих баллов продиктовано не только заботой о детской психике, но и стремлением вывести творческие и прикладные дисциплины на новый уровень качества обучения.
Стресс из-за отметок — реальность для школьника сегодня. Многие вспоминают, что даже стараясь на физкультуре, музыке или ИЗО, нередко получаешь средний балл просто потому, что не хватило спортивных способностей, нет художественного таланта или природного музыкального слуха. Для детей, не обладающих уникальными талантами, привычный пятибалльный формат часто становится источником тревоги и утраты интереса к предмету. Учитывая этот психологический аспект, разработчики реформы подробно объясняют, что отмена привычных оценок по предметам творчества и труда даст каждому ребёнку равный старт.
Почему предметы творчества требуют другого подхода
В России активно обсуждается, как должна выглядеть идеальная система оценки результатов школьника. Если математику или русский можно проверить чёткими тестами, то искусство и физкультура — это сферы, где вовлечённость, мотивация и процесс важнее «правильного ответа». И сейчас всё больше родителей ищут информацию, как изменится система оценивания в этом году и влияет ли отсутствие баллов на желание учиться.
Образовательное сообщество указывает, что жесткая пятибалльная шкала для художественно-эстетических и прикладных занятий не даёт объективной картины успехов. Например, ученику, который старается, но не может сдать норматив по бегу, не хочется после этого делать зарисовки или учиться шить. У одних есть природная ловкость, у других — творческое воображение, и все это требует совсем иной формы поддержки и развития, а не сравнения по единому критерию.
Новые формы оценки: что появится вместо баллов
Реформа не означает хаос — наоборот, появится больше осознанности. Ученики получат возможность собирать портфолио работ, а учителя — давать качественную обратную связь. Уже сейчас обсуждается вариант зачетов или подробных характеристик: «выполнил/не выполнил», «участвует с интересом», «достиг значительного прогресса». Такая практика широко распространена в мировых образовательных системах, но в России её нет. Конечно, новая система оценок многих просто пугает, как всё неизведанное, и уже сейчас родители всё чаще интересуются, зачем нужна новая система оценки в школах и как проверить успехи ребёнка без привычных отметок.
Для учителей это станет шансом сосредоточить внимание на развитии мотивации и индивидуальных прогрессах школьников, а не на бесконечных сравнениях учеников между собой. В этом году школы начнут экспериментировать с разными методами, а лучшие из найденных решений будут внедрены на уровне всей страны.
Эксперимент с поведением: новый вызов для всех
Не только художественные дисциплины попадут под реформу — в текущем году стартует эксперимент по выставлению оценок за поведение в российских школах. В стране 84 образовательные организации уже с нового учебного года примут участие в пилотном проекте: классные руководители будут не просто следить, а фиксировать уровень воспитанности, активности и отношения к обществу через специальные отметки.
Стоит ли оценивать поведение школьников формально, или это создаст больше конфликтов и проблемных ситуаций? Поделитесь своим мнением и опытом — важно услышать ваши реальные истории!
Опыт других стран: что показала мировая практика
За рубежом переход на схожие подходы начался ещё несколько десятилетий назад. Например, в Финляндии упор делается не на оценку «на ленте», а на качественном, развернутом анализе успехов. В Канаде и Нидерландах используют модульные зачёты и опору на портфолио работ, что позволяет увидеть настоящую динамику развития ребёнка, а не только конечный результат. Всё больше российских экспертов изучают, как устроена система образования без привычных отметок, и каким образом опыт мира поможет улучшить атмосферу в школах России.
Какие плюсы и риски несёт новая система
Реформаторы уверены, что смягчение системы оценивания в школах России по предметам искусства и труда снимет дополнительное напряжение для миллионов детей. Это позволит раскрыть личные таланты, не сдерживать инициативу и сформировать правильную мотивацию — заниматься ради удовольствия и новых знаний, а не ради подстраивания под шаблонную оценку. Дети с разными способностями смогут действовать в рамках своих интересов, не испытывая давления.
Однако нельзя забывать о противоположной точке зрения. Некоторые педагоги опасаются, что без оценки мотивация к занятиям пропадёт, а часть детей перестанут относиться к предметам серьёзно, или вовсе будет их игнорировать.
Поддерживаете ли вы идею отмены балльных оценок по искусству, труду и физкультуре? Был ли у вашего ребёнка опыт негативного отношения к этим предметам из-за заниженных отметок?
Что ждёт российские школы к 2030 году
По оценкам российских и международных аналитиков, такие реформы — лишь старт большой перезагрузки школы. Через 5–10 лет на первый план выйдут индивидуальные траектории развития, а успех ребёнка будут измерять не только по итогам ЕГЭ, но и по портфолио, проектной работе, учебной активности. Сильнее утвердится модель, где школа отвечает за формирование развитой, уверенной в себе личности, а не только за средний балл итогового аттестата.
Влияние реформ уже затронет родителей, так как нужно будет больше вовлекаться в проекты учеников, поддерживать мотивацию и следить за настоящими успехами, а не за баллами. И уже сейчас всё чаще на многих форумах появляются советы, как помочь ребёнку успешно сдать физкультуру или музыку в новой системе без привычных отметок, и как объяснить значимость творческого развития наравне с математикой.
А что вы думаете по этому поводу?
*****
Читайте и другие статьи:
Медицинская помощь школьникам и дошкольникам теперь будет оказываться по новым правилам
Установлены новые даты для оплаты коммунальных услуг
Теперь за неправильную парковку будут наказывать по-новому и двойными штрафами
Длинные праздники в январе и в мае планируют отменить
Переводы под пристальным контролем: что изменится для обычных пользователей
Что изменится для школьников с сентября этого года – новая важная реформа образования
Вводится новый размер материнского капитала – прогрессивная шкала
Изысканная королевская шарлотка: секрет идеального яблочного крема внутри
Старинный тертый пирог: тот самый секретный рецепт для вкуснейшей выпечки с любой начинкой
Грузинские крылышки в ароматном маринаде: секреты из Тбилиси
Готовим самые сочные и вкусные свиные котлеты: секреты приготовления
Говядина по-бургундски: все секреты классического французского рецепта
Домашний хлеб с ароматной хрустящей корочкой: простой рецепт для начинающих
Домашняя колбаса без специального оборудования
*****
Подписывайтесь на канал, ставьте «палец вверх», делитесь статьей с друзьями в социальных сетях! Впереди будет много полезного и интересного))