Найти в Дзене

К 225-летию со дня рождения Александра Фомича Вельтмана (8/20 июля 1800, Санкт-Петербург – 11/23 января 1870, Москва)

Многосторонний талант Александра Фомича Вельтмана (Вельдмана) вызывал искреннее восхищение у современников: он был прозаиком, поэтом, историком, археологом, филологом. Он – автор богатого культурного наследия, объединившего художественные произведения – романы, сказки, песни и романсы – с научными трудами в области истории, этнографии и языкознания. Его перу принадлежат переводы, учебники и просветительские издания, его творческие искания оказались весьма полезными для последующих поколений русских писателей, таких как Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, М.А. Булгаков, Вс.В. Иванов, И. Ильф и Е. Петров и др.

Портрет А.Ф. Вельтмана. 1835 г. Цинкография с оригинала Ф. Берже 1835 г. РГАЛИ. Ф. 96. Оп. 2.
Портрет А.Ф. Вельтмана. 1835 г. Цинкография с оригинала Ф. Берже 1835 г. РГАЛИ. Ф. 96. Оп. 2.

А.Ф. Вельтман происходил из шведской дворянской семьи, проживавшей в середине XVIII века в Ревеле. Его отец, Томас Вельдман, в 1786 году покинул родной дом и переехал в Санкт-Петербург. Он принял российское подданство и стал именоваться Фомой Федоровичем. Столь решительный шаг стоил молодому человеку наследства, и он был вынужден поступить на военную службу. В 1799 году Фома Вельдман, тогда уже поручик Санкт-Петербургской военной команды, женился на дочери придворного чиновника Марии Петровне Колпаничевой. В июле 1800 года у супругов родился первенец – Александр. Вскоре после этого Ф.Ф. Вельдман вышел в отставку, и семья переехала сначала в уездный город Тотьму Вологодской губернии, а затем в 1803 году обосновалась в Москве.

Вспоминая о своем детстве, А.Ф. Вельтман писал: «При мне был дядька Борис. Он был вместе с тем отличный башмачник и удивительный сказочник. Следить за резвым мальчиком и в то же время строчить и шить башмаки было бы невозможно, а потому, садясь за станок, он меня ловко привязывал к себе длинной сказкой, нисколько не воображая, что со временем и из меня выйдет сказочник». Предсказание оказалось верным, подтверждением чему строки А.А. Бестужева-Марлинского: «Вельтман. Чародей Вельтман, который выкупал русскую старину в романтизме, доказал, до какой прелести может доцвесть русская сказка, спрыснутая мыслию…»

Стихотворение А.Ф. Вельтмана «К Овидию». 1820-е гг. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2591. Оп. 1.
Стихотворение А.Ф. Вельтмана «К Овидию». 1820-е гг. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2591. Оп. 1.

Несмотря на весьма скромные материальные условия, в которых жила семья, А.Ф. Вельтман смог получить достойное образование, с раннего возраста проявив заметные способности к учебе. Чтению и письму он обучился дома под чутким руководством матери, доброй и образованной женщины. В восьмилетнем возрасте был зачислен в московские лютеранские пансионы Плеско и Гейдена, куда его, по ошибке, приняли как ребёнка из бедной немецкой семьи. Здесь А.Ф. Вельтман осваивал основы гуманитарных наук, изучал французский и немецкий языки, учился играть на скрипке и гитаре.

В 1811 году для способного мальчика открылись двери Благородного пансиона при Московском университете. Однако обучение было прервано Отечественной войной 1812 года. Из охваченной пожаром Москвы семья Вельдманов бежала в Кострому.

Стихотворение А.Ф. Вельтмана «Свершая жизни трудный путь…». Москва, 17 октября 1839 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1.
Стихотворение А.Ф. Вельтмана «Свершая жизни трудный путь…». Москва, 17 октября 1839 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 436. Оп. 1.

Возвращение в опустошённую и сожжённую столицу произвело на будущего писателя глубокое впечатление. Эти переживания нашли отражение в его первом драматическом сочинении – трагедии в стихах «Пребывание французов в Москве».

В 1814 году А.Ф. Вельтман благодаря своему поэтическому таланту смог продолжить обучение частном пансионе братьев Терликовых, а в 1816 году за успехи в учёбе и проявленные способности был принят в Московское училище колонновожатых – одно из передовых военных учебных заведений того времени, готовившее младших офицеров, обладающих знаниями в области математики, инженерного дела, топографии, артиллерии, а также навыками ведения делопроизводства и историко-документальной работы. И здесь он зарекомендовал себя как усердный и одаренный воспитанник, демонстрировавший склонность как к точным, так и к гуманитарным наукам. Будучи еще воспитанником учебного заведения, молодой человек написал и опубликовал свой первый учебник «Начальные основания арифметики». Эта скромная работа не только помогла семье будущего писателя, находившейся в тяжелом материальном положении, но и ознаменовала его первые шаги в научной и просветительской деятельности.

Письмо А.Ф. Вельтмана к Л.К. Боде. 30 июня 1846 г. РГАЛИ. Ф. 96. Оп. 1.
Письмо А.Ф. Вельтмана к Л.К. Боде. 30 июня 1846 г. РГАЛИ. Ф. 96. Оп. 1.

По окончании училища в марте 1818 года в звании прапорщика А.Ф. Вельтман был направлен в Бессарабию для прохождения службы в военно-топографической комиссии. Талантливый и усердный офицер делал большие успехи на военном поприще: в 1823 году получил чин поручика и должность обер-квартирмейстера 6-го пехотного корпуса, а в 1826 году стал старшим адъютантом штаба 2-й армии. В 1825 году за организацию пограничной службы на юге России А.Ф. Вельтман был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В период Русско-турецкой войны 1828–1829 годов он принимал участие в нескольких ключевых военных операциях, включая форсирование Дуная, осаду Силистрии, сражения при Кадикной и Кулевче, и был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени.

Военная служба, протекавшая в Бессарабии, оказалась важной для будущего писателя не только с точки карьеры, она позволяла ему изучать историю и быт края, обогатила опытом, впечатлениями и знакомствами. А.Ф. Вельтман был весьма популярен в местном обществе, выделяясь как своей внешностью, так и художественными талантами. Он дружил с будущими декабристами В.Ф. Раевским и М.Ф. Орловым, приятельствовал с А.С. Пушкиным, который, отбывал в тех краях ссылку. Как вспоминал их общий знакомый И.П. Липранди, великий поэт «умел среди всех отличить А.Ф. Вельтмана», который один из немногих «мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина».

Письмо А.Ф. Вельтмана к П.И. Бартеневу.17 апреля 1865. РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 1.
Письмо А.Ф. Вельтмана к П.И. Бартеневу.17 апреля 1865. РГАЛИ. Ф. 46. Оп. 1.

В свободное от службы время А.Ф. Вельтман много писал. Помимо стихотворений и сатирических произведений на кишиневское общество работал над первым своим научным трудом — «Начертанием древней истории Бессарабии» (1828), под влиянием пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» сочинил свою романтическую поэму «Этеон и Лаида» (1825).

Литературный дебют писателя состоялся в 1825 году, когда журнал «Сын Отечества» напечатал отрывок из его поэмы в стихах «Беглец», полный текст которой после многократных изменений и исправлений А.Ф. Вельтман решился издать только спустя шесть лет. В том же 1831 году была напечатана и его драматическая поэма «Муромские леса, или Выбор Атамана». Эта история с весьма занимательным сюжетом стала настолько популярной, что была поставлена на сцене Большого театра, а песня разбойников из нее – «Что отуманилась, зоренька ясная» – впоследствии считалась народной.

Письмо А.Ф. Вельтмана к М.П. Погодину. 25 декабря 1868 г. РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1.
Письмо А.Ф. Вельтмана к М.П. Погодину. 25 декабря 1868 г. РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1.

После выхода в отставку в 1831 году А.Ф. Вельтман вернулся в Москву и полностью посвятил себя литературе и научной деятельности. В 1831–1832 годах увидел свет роман «Странник», ставший по своему художественному материалу итогом 12-летнего бессарабского периода жизни писателя. Роман не только принес ему широкую известность, но и обозначил уникальный художественный стиль, в котором автор органично соединил романтизм, историзм и элементы фантастики. А.С. Пушкин считал, что в этом сочинении чувствуется настоящий талант, даже намеревался написать о нем статью и потом жалел, что не осуществил своего замысла.

В 1832 году А.Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Петровне Вейдель. Семейная жизнь была сопряжена с дополнительными расходами, и писатель поступил на службу в Коммерческий суд, однако уже в 1834 году отказался от карьеры судейского чиновника, полноценно сосредоточившись на занятиях литературой и историей.

В 1830-е – 1850-е годы А.Ф. Вельтман опубликовал пятнадцать крупных романов и множество повестей. Его творчество отличалось необыкновенной широтой тематики и форм, оригинальностью художественного мышления и жанровыми экспериментами. «Воображение его было самое необузданное, упрямое, смело скакавшее через всякие пропасти, которые других устрашили бы, но не было такой пропасти, которая устрашила бы почтеннейшего Александра Фомича», – отмечал в своих воспоминаниях поэт и переводчик Н.В. Берг. Писатель смело сочетал прозу и поэзию, эпическое и лирическое, трагическое и ироническое. В таких его произведениях, как «МММCDXLVIII год», «Кощей Бессмертный», «Святославич, вражий питомец», «Александр Филиппович Македонский», «Ротмистр Чернокнижников», «Сердце и думка», «Генерал Каломерос», А.Ф. Вельтман соединил элементы исторического романа и фантастики, народной сказки и философской притчи. Особенно новаторским был роман «Александр Филиппович Македонский», в котором писатель впервые в русской литературе использовал приём путешествия во времени. Его утопический роман «МММCDXLVIII год» стал первым произведением, написанным в жанре фэнтези на русском языке.

Помимо художественной литературы, А.Ф. Вельтман активно занимался научной и просветительской деятельностью. Его перевод «Слова о полку Игореве» стал одной из первых попыток переложить древнерусский памятник на современный литературный язык XIX века. Стремясь сохранить поэтический дух оригинала, автор одновременно делал текст более понятным и доступным для читателя своего времени.

Как ученый А.Ф. Вельтман опубликовал ряд историко-этнографических исследований, среди которых — «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Древние славянские собственные имена» (1840), «Достопамятности Московского Кремля» (1844), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856–1860) и др. Хотя эти труды не всегда соответствовали строгим академическим стандартам, они свидетельствовали о стремлении А.Ф. Вельтмана популяризовать национальную историю и культуру для широкой читательской аудитории.

В эти годы писатель состоял в ряде уважаемых научных обществ, среди которых – Общество любителей русской словесности, Общество истории и древностей российских. Его вклад в историко-культурные исследования был отмечен признанием со стороны академического сообщества: в 1854 году он стал членом-корреспондентом Императорской академии наук.

Его московский дом, отличавшийся атмосферой интеллигентности, открытости и уважения к свободе мысли, был одним из центров литературного общения. Литературные четверги у А.Ф. Вельтмана и его второй жены – писательницы и просветительницы Елены Ивановны Вельтман – стали заметным явлением в культурной жизни Москвы середины XIX века. На этих встречах собирались писатели, ученые, историки, преподаватели и представители образованной публики. Среди постоянных гостей бывали В.П. Горчаков, М.Н. Загоскин, И.И. Срезневский, И.И. Лажечников, М.П. Погодин, В.И. Даль, С.П. Шевырев и др. Здесь обсуждали литературные новинки, читали отрывки из новых произведений, спорили о философии, истории и национальной культуре.

В 1842 году А.Ф. Вельтман начал работать в Московской Оружейной палате под руководством другого известного писателя М.Н. Загоскина. Сначала он исполнял обязанности помощника директора, а с 1852 года сам возглавил учреждение. На новом посту А.Ф. Вельтман провел большую работу по инвентаризации и описанию музейных коллекций, заложил основы системной научной каталогизации, инициировал создание научной библиотеки и обеспечил условия для исследований. Он принимал участие в организации экспозиции Оружейной палаты на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, благодаря чему собрание стало известно и за пределами России.

Обложка книги А.Ф. Вельтмана «Маги и мидийские каганы XIII столетия» (М.,1860).
Обложка книги А.Ф. Вельтмана «Маги и мидийские каганы XIII столетия» (М.,1860).

Закат творчества писателя пришелся на последние два десятилетия его жизни. Несмотря на былую популярность, к этому времени его литературный стиль начал восприниматься как устаревший. Менялись вкусы публики, и произведения А.Ф. Вельтмана стали казаться наивными, далекими от современной действительности. Даже многие современники, прежде восхищавшиеся его романами, перестали упоминать его имя в литературных кругах.

А.Ф. Вельтман умер в 1870 году и был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Над его могилой был установлен памятник в виде копии надгробия Ярослава Мудрого, но в конце 1920-х годов некрополь был уничтожен.

На протяжении долгого времени произведения А.Ф. Вельтмана оказались почти забыты. В конце 1970-х годов филолог и литературовед Ю.М. Акутин писал: «Вельтман относится к числу прославившихся при жизни, забытых последующими поколениями и вновь возвращающихся на литературную авансцену, чтобы уже обрести полное признание». Интерес к его творчеству вернулся лишь в последней четверти XX века, когда вновь стали появляться литературоведческие работы о нем. Были переизданы многие сочинения писателя, прежде всего его роман «Странник», вышедший в 1977 году в авторитетной серии «Литературные памятники».

Сегодня имя А.Ф. Вельтмана, писателя-новатора и экспериментатора, занимает достойное место в истории русской литературы.

***

В РГАЛИ хранится небольшой личный фонд А.Ф. Вельтмана под № 96, включающий 26 единиц хранения, охватывающих период с 1795 по 1868 годы. Документы были переданы в архив из Государственного литературного музея в 1941 году. Среди материалов фонда можно выделить письмо А.Ф. Вельтмана к президенту Московской дворцовой конторы, участнику Отечественной войны 1812 года Л.К. Боде (1846), а также копию его докладной записки о результатах исследования пергаментов XVI в., найденных при раскопках Кремлевской горы (1843). В фонде Срезневских (Ф. 436) и коллекции литературоведа П.А. Попова (Ф. 2591) сохранились автографы стихотворений А.Ф. Вельтмана «Свершая жизни трудный путь...» (1839) и «К Овидию» (1820-е), а рукопись его поэмы «Троян и Ангелица» (Б/д) отложилась фонде историка литературы Л.И. Поливанова (Ф. 2191). Материалы, относящиеся к биографии писателя, включая газетные и журнальные вырезки со статьями о нем, хранятся в фондах поэта С.Д. Дрожжина (Ф. 176), библиографов К.П. Альбицкого (ф. 4) и П.А. Ефремова (Ф. 191). Среди адресатов писем А.Ф. Вельтмана – П.И. Бартенев (Ф. 46), Ф.Н. Глинка (Ф. 141), М.П. Погодин (Ф. 373), Н.Ф. Щербина (Ф. 570), И.И. Срезневский (Ф. 436), М.А. Максимович (Ф. 314). Произведения писателя, изданные в разные годы, входят в собрание архивохранилища печатных изданий, в числе которых прижизненное издание – книга «Маги и мидийские каганы XIII столетия», выпущенная в 1860 году.

Г.И. Терехова

главный специалист РГАЛИ