Многосторонний талант Александра Фомича Вельтмана (Вельдмана) вызывал искреннее восхищение у современников: он был прозаиком, поэтом, историком, археологом, филологом. Он – автор богатого культурного наследия, объединившего художественные произведения – романы, сказки, песни и романсы – с научными трудами в области истории, этнографии и языкознания. Его перу принадлежат переводы, учебники и просветительские издания, его творческие искания оказались весьма полезными для последующих поколений русских писателей, таких как Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, М.А. Булгаков, Вс.В. Иванов, И. Ильф и Е. Петров и др.
А.Ф. Вельтман происходил из шведской дворянской семьи, проживавшей в середине XVIII века в Ревеле. Его отец, Томас Вельдман, в 1786 году покинул родной дом и переехал в Санкт-Петербург. Он принял российское подданство и стал именоваться Фомой Федоровичем. Столь решительный шаг стоил молодому человеку наследства, и он был вынужден поступить на военную службу. В 1799 году Фома Вельдман, тогда уже поручик Санкт-Петербургской военной команды, женился на дочери придворного чиновника Марии Петровне Колпаничевой. В июле 1800 года у супругов родился первенец – Александр. Вскоре после этого Ф.Ф. Вельдман вышел в отставку, и семья переехала сначала в уездный город Тотьму Вологодской губернии, а затем в 1803 году обосновалась в Москве.
Вспоминая о своем детстве, А.Ф. Вельтман писал: «При мне был дядька Борис. Он был вместе с тем отличный башмачник и удивительный сказочник. Следить за резвым мальчиком и в то же время строчить и шить башмаки было бы невозможно, а потому, садясь за станок, он меня ловко привязывал к себе длинной сказкой, нисколько не воображая, что со временем и из меня выйдет сказочник». Предсказание оказалось верным, подтверждением чему строки А.А. Бестужева-Марлинского: «Вельтман. Чародей Вельтман, который выкупал русскую старину в романтизме, доказал, до какой прелести может доцвесть русская сказка, спрыснутая мыслию…»
Несмотря на весьма скромные материальные условия, в которых жила семья, А.Ф. Вельтман смог получить достойное образование, с раннего возраста проявив заметные способности к учебе. Чтению и письму он обучился дома под чутким руководством матери, доброй и образованной женщины. В восьмилетнем возрасте был зачислен в московские лютеранские пансионы Плеско и Гейдена, куда его, по ошибке, приняли как ребёнка из бедной немецкой семьи. Здесь А.Ф. Вельтман осваивал основы гуманитарных наук, изучал французский и немецкий языки, учился играть на скрипке и гитаре.
В 1811 году для способного мальчика открылись двери Благородного пансиона при Московском университете. Однако обучение было прервано Отечественной войной 1812 года. Из охваченной пожаром Москвы семья Вельдманов бежала в Кострому.
Возвращение в опустошённую и сожжённую столицу произвело на будущего писателя глубокое впечатление. Эти переживания нашли отражение в его первом драматическом сочинении – трагедии в стихах «Пребывание французов в Москве».
В 1814 году А.Ф. Вельтман благодаря своему поэтическому таланту смог продолжить обучение частном пансионе братьев Терликовых, а в 1816 году за успехи в учёбе и проявленные способности был принят в Московское училище колонновожатых – одно из передовых военных учебных заведений того времени, готовившее младших офицеров, обладающих знаниями в области математики, инженерного дела, топографии, артиллерии, а также навыками ведения делопроизводства и историко-документальной работы. И здесь он зарекомендовал себя как усердный и одаренный воспитанник, демонстрировавший склонность как к точным, так и к гуманитарным наукам. Будучи еще воспитанником учебного заведения, молодой человек написал и опубликовал свой первый учебник «Начальные основания арифметики». Эта скромная работа не только помогла семье будущего писателя, находившейся в тяжелом материальном положении, но и ознаменовала его первые шаги в научной и просветительской деятельности.
По окончании училища в марте 1818 года в звании прапорщика А.Ф. Вельтман был направлен в Бессарабию для прохождения службы в военно-топографической комиссии. Талантливый и усердный офицер делал большие успехи на военном поприще: в 1823 году получил чин поручика и должность обер-квартирмейстера 6-го пехотного корпуса, а в 1826 году стал старшим адъютантом штаба 2-й армии. В 1825 году за организацию пограничной службы на юге России А.Ф. Вельтман был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В период Русско-турецкой войны 1828–1829 годов он принимал участие в нескольких ключевых военных операциях, включая форсирование Дуная, осаду Силистрии, сражения при Кадикной и Кулевче, и был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени.
Военная служба, протекавшая в Бессарабии, оказалась важной для будущего писателя не только с точки карьеры, она позволяла ему изучать историю и быт края, обогатила опытом, впечатлениями и знакомствами. А.Ф. Вельтман был весьма популярен в местном обществе, выделяясь как своей внешностью, так и художественными талантами. Он дружил с будущими декабристами В.Ф. Раевским и М.Ф. Орловым, приятельствовал с А.С. Пушкиным, который, отбывал в тех краях ссылку. Как вспоминал их общий знакомый И.П. Липранди, великий поэт «умел среди всех отличить А.Ф. Вельтмана», который один из немногих «мог доставлять пищу уму и любознательности Пушкина».
В свободное от службы время А.Ф. Вельтман много писал. Помимо стихотворений и сатирических произведений на кишиневское общество работал над первым своим научным трудом — «Начертанием древней истории Бессарабии» (1828), под влиянием пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» сочинил свою романтическую поэму «Этеон и Лаида» (1825).
Литературный дебют писателя состоялся в 1825 году, когда журнал «Сын Отечества» напечатал отрывок из его поэмы в стихах «Беглец», полный текст которой после многократных изменений и исправлений А.Ф. Вельтман решился издать только спустя шесть лет. В том же 1831 году была напечатана и его драматическая поэма «Муромские леса, или Выбор Атамана». Эта история с весьма занимательным сюжетом стала настолько популярной, что была поставлена на сцене Большого театра, а песня разбойников из нее – «Что отуманилась, зоренька ясная» – впоследствии считалась народной.
После выхода в отставку в 1831 году А.Ф. Вельтман вернулся в Москву и полностью посвятил себя литературе и научной деятельности. В 1831–1832 годах увидел свет роман «Странник», ставший по своему художественному материалу итогом 12-летнего бессарабского периода жизни писателя. Роман не только принес ему широкую известность, но и обозначил уникальный художественный стиль, в котором автор органично соединил романтизм, историзм и элементы фантастики. А.С. Пушкин считал, что в этом сочинении чувствуется настоящий талант, даже намеревался написать о нем статью и потом жалел, что не осуществил своего замысла.
В 1832 году А.Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Петровне Вейдель. Семейная жизнь была сопряжена с дополнительными расходами, и писатель поступил на службу в Коммерческий суд, однако уже в 1834 году отказался от карьеры судейского чиновника, полноценно сосредоточившись на занятиях литературой и историей.
В 1830-е – 1850-е годы А.Ф. Вельтман опубликовал пятнадцать крупных романов и множество повестей. Его творчество отличалось необыкновенной широтой тематики и форм, оригинальностью художественного мышления и жанровыми экспериментами. «Воображение его было самое необузданное, упрямое, смело скакавшее через всякие пропасти, которые других устрашили бы, но не было такой пропасти, которая устрашила бы почтеннейшего Александра Фомича», – отмечал в своих воспоминаниях поэт и переводчик Н.В. Берг. Писатель смело сочетал прозу и поэзию, эпическое и лирическое, трагическое и ироническое. В таких его произведениях, как «МММCDXLVIII год», «Кощей Бессмертный», «Святославич, вражий питомец», «Александр Филиппович Македонский», «Ротмистр Чернокнижников», «Сердце и думка», «Генерал Каломерос», А.Ф. Вельтман соединил элементы исторического романа и фантастики, народной сказки и философской притчи. Особенно новаторским был роман «Александр Филиппович Македонский», в котором писатель впервые в русской литературе использовал приём путешествия во времени. Его утопический роман «МММCDXLVIII год» стал первым произведением, написанным в жанре фэнтези на русском языке.
Помимо художественной литературы, А.Ф. Вельтман активно занимался научной и просветительской деятельностью. Его перевод «Слова о полку Игореве» стал одной из первых попыток переложить древнерусский памятник на современный литературный язык XIX века. Стремясь сохранить поэтический дух оригинала, автор одновременно делал текст более понятным и доступным для читателя своего времени.
Как ученый А.Ф. Вельтман опубликовал ряд историко-этнографических исследований, среди которых — «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Древние славянские собственные имена» (1840), «Достопамятности Московского Кремля» (1844), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856–1860) и др. Хотя эти труды не всегда соответствовали строгим академическим стандартам, они свидетельствовали о стремлении А.Ф. Вельтмана популяризовать национальную историю и культуру для широкой читательской аудитории.
В эти годы писатель состоял в ряде уважаемых научных обществ, среди которых – Общество любителей русской словесности, Общество истории и древностей российских. Его вклад в историко-культурные исследования был отмечен признанием со стороны академического сообщества: в 1854 году он стал членом-корреспондентом Императорской академии наук.
Его московский дом, отличавшийся атмосферой интеллигентности, открытости и уважения к свободе мысли, был одним из центров литературного общения. Литературные четверги у А.Ф. Вельтмана и его второй жены – писательницы и просветительницы Елены Ивановны Вельтман – стали заметным явлением в культурной жизни Москвы середины XIX века. На этих встречах собирались писатели, ученые, историки, преподаватели и представители образованной публики. Среди постоянных гостей бывали В.П. Горчаков, М.Н. Загоскин, И.И. Срезневский, И.И. Лажечников, М.П. Погодин, В.И. Даль, С.П. Шевырев и др. Здесь обсуждали литературные новинки, читали отрывки из новых произведений, спорили о философии, истории и национальной культуре.
В 1842 году А.Ф. Вельтман начал работать в Московской Оружейной палате под руководством другого известного писателя М.Н. Загоскина. Сначала он исполнял обязанности помощника директора, а с 1852 года сам возглавил учреждение. На новом посту А.Ф. Вельтман провел большую работу по инвентаризации и описанию музейных коллекций, заложил основы системной научной каталогизации, инициировал создание научной библиотеки и обеспечил условия для исследований. Он принимал участие в организации экспозиции Оружейной палаты на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, благодаря чему собрание стало известно и за пределами России.
Закат творчества писателя пришелся на последние два десятилетия его жизни. Несмотря на былую популярность, к этому времени его литературный стиль начал восприниматься как устаревший. Менялись вкусы публики, и произведения А.Ф. Вельтмана стали казаться наивными, далекими от современной действительности. Даже многие современники, прежде восхищавшиеся его романами, перестали упоминать его имя в литературных кругах.
А.Ф. Вельтман умер в 1870 году и был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Над его могилой был установлен памятник в виде копии надгробия Ярослава Мудрого, но в конце 1920-х годов некрополь был уничтожен.
На протяжении долгого времени произведения А.Ф. Вельтмана оказались почти забыты. В конце 1970-х годов филолог и литературовед Ю.М. Акутин писал: «Вельтман относится к числу прославившихся при жизни, забытых последующими поколениями и вновь возвращающихся на литературную авансцену, чтобы уже обрести полное признание». Интерес к его творчеству вернулся лишь в последней четверти XX века, когда вновь стали появляться литературоведческие работы о нем. Были переизданы многие сочинения писателя, прежде всего его роман «Странник», вышедший в 1977 году в авторитетной серии «Литературные памятники».
Сегодня имя А.Ф. Вельтмана, писателя-новатора и экспериментатора, занимает достойное место в истории русской литературы.
***
В РГАЛИ хранится небольшой личный фонд А.Ф. Вельтмана под № 96, включающий 26 единиц хранения, охватывающих период с 1795 по 1868 годы. Документы были переданы в архив из Государственного литературного музея в 1941 году. Среди материалов фонда можно выделить письмо А.Ф. Вельтмана к президенту Московской дворцовой конторы, участнику Отечественной войны 1812 года Л.К. Боде (1846), а также копию его докладной записки о результатах исследования пергаментов XVI в., найденных при раскопках Кремлевской горы (1843). В фонде Срезневских (Ф. 436) и коллекции литературоведа П.А. Попова (Ф. 2591) сохранились автографы стихотворений А.Ф. Вельтмана «Свершая жизни трудный путь...» (1839) и «К Овидию» (1820-е), а рукопись его поэмы «Троян и Ангелица» (Б/д) отложилась фонде историка литературы Л.И. Поливанова (Ф. 2191). Материалы, относящиеся к биографии писателя, включая газетные и журнальные вырезки со статьями о нем, хранятся в фондах поэта С.Д. Дрожжина (Ф. 176), библиографов К.П. Альбицкого (ф. 4) и П.А. Ефремова (Ф. 191). Среди адресатов писем А.Ф. Вельтмана – П.И. Бартенев (Ф. 46), Ф.Н. Глинка (Ф. 141), М.П. Погодин (Ф. 373), Н.Ф. Щербина (Ф. 570), И.И. Срезневский (Ф. 436), М.А. Максимович (Ф. 314). Произведения писателя, изданные в разные годы, входят в собрание архивохранилища печатных изданий, в числе которых прижизненное издание – книга «Маги и мидийские каганы XIII столетия», выпущенная в 1860 году.
Г.И. Терехова
главный специалист РГАЛИ