Первый довоенный генеральный план Ленинграда был разработан в период с 1935 по 1939 годы и представляет собой важнейший исторический документ советского градостроительства. В ежемесячной рубрике "Из пепла к свету: возрождение Ленинграда" поговорим об этом плане, который стал результатом масштабной работы по планировке второго по величине города СССР и оказал существенное влияние на развитие Ленинграда.
Я очень редко даю ссылки на публикации сторонних каналов, но сейчас в виде исключения - статья заслуживает внимания: детальный разбор концепции Ильина подкреплён иллюстрациями из журналов:
Разработка генерального плана
Работы по созданию первого генерального плана Ленинграда начались в 1935 году. Авторским коллективом руководили главный архитектор города Л.А. Ильин и его заместитель В.А. Витман. В течение 1935-1936 годов архитекторы разрабатывали схему генплана, которая предполагала активное развитие города в южном, юго-западном и юго-восточном направлениях.
Разработка плана была инициирована новым руководством города весной 1935 года. К 10 августа 1935 года Архитектурно-планировочное управление подготовило предложения по генеральному плану, легшие в основу так называемой "Первой редакции" генплана.
Основные положения плана
Генеральный план предусматривал значительное территориальное расширение Ленинграда. Площадь города должна была увеличиться почти в два раза, а численность населения должна была составить 3,5 миллиона человек против 2 миллионов жителей в 1930 году. Для этого планировалось освоить обширную территорию от Стрельны до Пулковских высот.
Основной композиционной осью южного направления развития должен был стать Московский проспект — продолжение Международного проспекта, идущего от Сенной площади. Для транспортной связи новых районов по обе стороны Невы была запроектирована дуговая магистраль, которая через новый Володарский мост выходила на правый берег в районе Малой Охты.
Критика и пересмотр плана
В 1937 году первый вариант генерального плана был вынесен на обсуждение профессионального сообщества и подвергся острой критике. Среди основных недостатков отмечались:
- Необоснованное увеличение городских территорий
- Излишняя удаленность новых южных кварталов от промышленных зон
- Затрудненность транспортных связей между новыми территориями и историческим центром
- Необоснованное исключение из городских границ части северных районов.
В результате критики Л.А. Ильин был отстранен от должности главного архитектора города. Его пост занял Николай Варфоломеевич Баранов.
Второй вариант плана
В 1938 году при корректировке генерального плана Н. Баранов и А. Наумов (при участии Е. Катонина) решительно пересмотрели его экономическую основу. Сохраняя те же планировочные принципы, они подняли плотность застройки до 5000-5500 м² жилой площади на 1 гектар, что позволило сократить территорию города с 55 тысяч до 48 тысяч гектаров.
Новый генеральный план был принят в июле 1939 года, незадолго до Великой Отечественной войны. Главным достоинством скорректированного плана стала реализация идеи выхода городской застройки к морю.
Архивные документы и материалы
Документы, связанные с первым довоенным генеральным планом Ленинграда, сохраняются в различных архивах Санкт-Петербурга:
- Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб) хранит проекты планировки Ленинграда, включая материалы 1935 года;
- Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) содержит административные документы периода разработки плана;
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга обладает коллекцией материалов, связанных с градостроительной деятельностью Л.А. Ильина.
В частности, в ЦГАНТД СПб хранится проект плана Ленинграда 1935 года размером 5×5 метров, а также пояснительная записка к Генеральному плану Ленинграда 1939 года.
Историческое значение
Несмотря на то, что реализации первого довоенного генерального плана помешала Великая Отечественная война, этот документ имел огромное значение для развития советского градостроительства. План заложил основы для всех последующих генеральных планов Ленинграда и стал образцом для планировки других советских городов.
Жизнь показала правоту многих идей Л.А. Ильина: в послевоенный период городские власти постепенно вернулись к его концепциям. Генеральный план 1935-1939 годов остается важным документом в истории отечественного градостроительства и планировки Санкт-Петербурга.