Не всегда то, что мы задумали, осуществляется по нашему плану. Это касается не только отдельных людей, но и целых государств. По ходу происходящего вносятся значительные коррективы, а иногда старый план отметается в сторону. В 1935-1937 годах был разработан первый генеральный план Ленинграда. Посмотрите, как мог бы выглядеть Петербург сейчас.
Учитывая стремительное развитие промышленности, должно было увеличиться и количество городского населения, к 1945 году до 3,15-3,5 миллионов человек. Для его размещения планировалось увеличить площадь Ленинграда почти в 2 раза. Но в те времена не существовало дамбы (КЗС) и город периодически подвергался серьезным, иногда разрушительным, наводнениям. Вероятно, эта была одна из причин, по которой город планировалось развивать на юг и юго-запад. Радиально отходящие от исторического центра улицы должны были стать основой, вокруг которых выросли бы будущие кварталы.
Главный архитектор Ленинграда профессор Л.А. Ильин в своей статье «План развития Ленинграда и его архитектура», так описал перспективные границы города:
«… на севере - железная дорога на Сестрорецк, Удельная, внешняя граница Политехнического комплекса, обходная ветка Финляндской ж. д.; на востоке — линия в 5 км от Невы; на юге — дуговая линия от устья речки Ижорки, огибающая южные склоны Пулковских высот, до селения Михайловского, за Стрельной».
Исторический центр Ленинграда планировалось «расчистить». Слава Богу, пускать под снос все не планировалось, но уже тогда существовала идея выведения за черту города значительной части мелких и средних предприятий. Планировалось перемещение сортировочных станций и части складских комплексов. Удивительно, но уже тогда под расчистку территории должна была попасть Варшавская линия, напомню, что Варшавский вокзал был закрыт только в 2001 году. Сносу подлежали ипподром, аэродром у Волковой деревни. Планировалось перевести энергосистему города с торфа на газ!
Одной из важнейших концепций нового плана был перенос центра Ленинграда, причем не только географического, но и административного на юг. Так должен был выглядеть центр:
В архитектуру города вносились элементы кольцевой планировки. Часть его основных магистралей должна были удлиниться: как это случилось с Московским проспектом. Улица Дзержинского (Гороховая), должна была соединиться с Софийской, а Новоизмайловский проспект продолжить Измаиловский. Через эти расходящиеся от центра лучи, в меридиональном направлении должны были проходить транспортные магистрали, обеспечивающие коммуникацию между новыми районами. Для этого планировалось увеличить количество мостов через Неву. Хороший пример такой коммуникации из реализованных планов, это путь: Народная улица - Ивановская улица – проспект Славы – улица Типанова – Ленинский проспект.
Следуя этой же идее, в большинстве случаев следовало отказаться от проектировки отдельных домов, проектируя целыми кварталами, которые в прочем должны были обеспечивать повседневные нужды советских людей.
Создатели генерального плана Ленинграда стремились не допустить распада города на старый и новый, стремясь обеспечить плавный переход между ними, тем более, что основные транспортные потоки особенно в начальное время должны были интенсивно происходить с юга на север – из новых районов проживания к рабочим местам.
В перспективное строительство входило сооружение нового обводного канала. Подробнее об этом можно узнать в моей статье: Проект века: канал от Володарского моста через Купчино до Красненькой речки.
Описанный проект вызвал бурную критику в архитектурном сообществе. И развитие города только в южном направлении выглядело однобоким, от этого возникала дополнительная проблема с увеличением расстояния при доставке трудовых ресурсов с юга города. Сложно решалось и прохождение кольца промышленных предприятий вокруг обводного канала проектируемыми магистралями. Были и другие проблемы. В скором времени, главный архитектор Ленинграда - профессор Л.А. Ильин лишился должности, а план стали создавать новый.
Но в новом плане и последующих, оказалось много идей из того самого плана 1935 -1937 годов. Даже новый центр в виде дома советов успели построить ещё до войны, правда не в продолжение Гороховой(Дзержинского), а в продолжении современного Московского проспекта.
Если понравилась статья подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
#санкт-петербург #петербург #ленинград #история санкт-петербурга #ссср #архитектура #история хх века #интересные факты #архитектура петербурга #краеведение