Найти тему

Встреча на Прегеле

Фильм, давший Калининградской области путёвку в большое кино, до сих пор актуален

Расположенный на окраине бывшего Кёнигсберга разрушенный Берлинский мост во «Встрече на Эльбе» стал символом холодной войны
Расположенный на окраине бывшего Кёнигсберга разрушенный Берлинский мост во «Встрече на Эльбе» стал символом холодной войны

[о Берлинском мосте можно прочитать здесь]

Эффектные развалины ещё не раз потом «сыграли» в кино. В 2010-2016 годах там был построен новый мост, который тем не менее называют, как и ранее, Берлинским
Эффектные развалины ещё не раз потом «сыграли» в кино. В 2010-2016 годах там был построен новый мост, который тем не менее называют, как и ранее, Берлинским

В мае 1948-го в заштатный, лежащий в руинах Калининград приехал один из тогдашних «главных людей» в советском кинематографе – режиссёр Григорий Александров. К тому времени за плечами у него уже были такие хиты, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». А в янтарный край живой классик прибыл, чтобы поискать натуру для своей будущей картины – «Встреча на Эльбе».

Григорий Александров и Эдуард Тиссэ во время съёмок в Калининграде
Григорий Александров и Эдуард Тиссэ во время съёмок в Калининграде

Вместе с ним приехал оператор Эдуард Тиссэ. Подбирая места для натурных съёмок, они объездили всю область. Если и имелись сомнения, они отпали. Бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом – бесплатной) декорацией для будущей ленты.

Знаменитый Чёртов мост на Берлинском шоссе под Калининградом был тогда тоже разрушен и тоже «сыграл» в этом фильме
Знаменитый Чёртов мост на Берлинском шоссе под Калининградом был тогда тоже разрушен и тоже «сыграл» в этом фильме

[о Берлинском шоссе можно прочитать здесь]

К июлю 1948-го подготовительная работа была завершена, и в Калининград из Москвы прибыла уже вся съёмочная группа – полторы сотни человек. Бывший Кёнигсберг на всех произвёл сильное, тягостное впечатление. Владлен Давыдов, сыгравший во «Встрече на Эльбе» коменданта советской зоны Альтенштадта майора Кузьмина (роль принесла 24-летнему актёру всенародную славу и Сталинскую премию), так вспоминал о тех днях:

– Многие дома были без крыш, без окон. Когда на эти дома падал лунный свет, то они со своими выбитыми окнами напоминали черепа с пустыми глазницами. Во дворах благоухали липы, зелень прорастала повсюду, даже на крышах оставшихся домов. То, как снял это Тиссэ, – уникальный памятник войне. Кадры послевоенного Кёнигсберга лучше всяких рассказов свидетельствуют о том времени.

Руины бывшего Кёнигсберга произвели на всю съёмочную группу сильное, тягостное впечатление...
Руины бывшего Кёнигсберга произвели на всю съёмочную группу сильное, тягостное впечатление...

А вот что рассказывал Андрей Файт, который исполнил роль нациста Шранка:

– Город был мёртв. Мы жили в Доме офицеров, случайно уцелевшем здании. Вокруг на целые километры простирались развалины. Три года прошло с тех пор, как отгремели здесь последние залпы. Улицы были расчищены от обломков, но пустые, полуобвалившиеся коробки домов стояли вдоль искорёженных тротуаров. Сейчас всё было тихо. Кое-где зелёный плющ уже начал подниматься и прикрывать зияющие раны. Больше всего меня поразил вокзал – замершие поезда, рухнувший на них переходный мост. Остановились часы – пять минут третьего. В этом было что-то уэллсовское…

Актёр Андрей Файт роль нациста Шранка считал чрезвычайно интересной для себя
Актёр Андрей Файт роль нациста Шранка считал чрезвычайно интересной для себя

Съёмки привлекали множество зевак. Однако посторонних не гнали – наоборот, привлекали к участию в массовках. Так, в номере «Калининградской правды» за 18 июля 1948-го – чёрным по белому: «Располагающие свободным временем могут войти в тесный контакт с мастерами советского кино и помочь им создать новый фильм».

Призывы «входить в контакт» находили горячий отклик у «располагавших свободным временем». Калининградке Евдокии Агапеевой тогда было пятнадцать:

– На тех съёмках мы с сестрой бегали в массовке. Три рубля в день платили!

Бранденбургские ворота в Калининграде (сегодня в них Музей марципана) исполнили роль германской твердыни, павшей под натиском Красной армии
Бранденбургские ворота в Калининграде (сегодня в них Музей марципана) исполнили роль германской твердыни, павшей под натиском Красной армии

Впрочем, люди снимались бы и бесплатно. А кто-то, наверное, ещё и сам приплачивал бы. Интересно же! Между прочим, Агапеева после тех съёмок пошла учиться в Советске на киномеханика. Сказалась, видимо, великая сила важнейшего из искусств.

А вот с немцами-мужчинами для массовок в бывшем Кёнигсберге было туго. Слово ассистенту режиссёра Валентине Кузнецовой:

– Собственно говоря, мужчин-немцев в городе не было. Нам пришлось брать на съёмки – массовки, групповки – пленных немцев. Для этого ехали в лагерь [на окраине города]. Когда я проводила съёмку посадки эвакуированных, зашла вместе с ними на пароход. И увидела, что там сидит женщина, а к ней прижался парень – пленный. Потом увидела девушку с парнем.

Стало ясно, что благодаря съёмкам смогли встретиться мать и сын. А ещё – влюблённые.

– И я им сказала: вы четверо оставайтесь с нами, пока снимаем…

Башня, в которой теперь располагается Музей янтаря, в фильме превратилась в тюрьму
Башня, в которой теперь располагается Музей янтаря, в фильме превратилась в тюрьму

Во время тех съёмок можно было увидеть вблизи немало известных артистов. И даже – её величество Любовь Орлову. Много лет спустя, оформляя обложки носителей с этим фильмом, на первый план стали выносить Орлову. Хотя она сыграла там второстепенную роль. И будучи не сильно занятой на съёмочной площадке, попутно устроила гастрольный тур по области.

1948 год. Одна из афиш, приглашающих на концерт Любови Орловой в Калининграде
1948 год. Одна из афиш, приглашающих на концерт Любови Орловой в Калининграде

Первое её выступление состоялось 17 июля 1948-го в Балтийске. А затем приму ждали в Гвардейске и Гусеве, Зеленоградске и Светлогорске, Советске и Черняховске. Поначалу она собиралась дать 25 концертов. Но народ просил ещё и ещё. В результате, например, к 29 августа она успела побывать в двенадцати городах и посёлках, дав сорок концертов! А впереди были всё новые и новые выступления…

Представляя сегодня этот фильм, на первый план выносят звезду Орлову, хотя она сыграла там второстепенную роль
Представляя сегодня этот фильм, на первый план выносят звезду Орлову, хотя она сыграла там второстепенную роль
Старая реклама была честнее, тогда крупным планом ставили главного героя в исполнении Владлена Давыдова
Старая реклама была честнее, тогда крупным планом ставили главного героя в исполнении Владлена Давыдова

Большое внимание было и к мужу Орловой – режиссёру Александрову. Ему приходилось тоже изыскивать время ещё и на общение с народом. Так, 27 августа 1948-го он прочитал лекцию на тему «Буржуазная кинематография на службе реакции». Лекция прошла с успехом.

От съёмок была и практическая польза городу – расчистка завалов в районе нынешней гостиницы «Калининград»
От съёмок была и практическая польза городу – расчистка завалов в районе нынешней гостиницы «Калининград»

А за неделю до отъезда в Москву Александров решил заглянуть в ресторан «Прибой». Однако аппетит пропал, когда он увидел, как там относятся к делу. Своё возмущение режиссёр даже выразил в письме в газету:

«К ресторану подошла машина с хлебными изделиями. Сдобные булочки оказались наваленными прямо в кузов на грязные мешки из-под картофеля. Во время разгрузки они падали на землю, тут же рядом находились бочки с помоями и ящики с мусором. Упавшие булочки подбирались и вместе с остальными отправлялись на склад ресторана. Судя по всему, волна антисанитарии захлестнула «Прибой». Вмешательство санинспекции необходимо».

Кёнигсбергский памятник Бисмарку с пробитой головой, из которой валит дым – как олицетворение поверженного врага
Кёнигсбергский памятник Бисмарку с пробитой головой, из которой валит дым – как олицетворение поверженного врага

12 сентября 1948-го в Доме офицеров Орлова давала прощальный концерт. Весь сбор от концерта, который прошёл с неизменным аншлагом, был передан в пользу детей-сирот, чьи родители погибли во время войны.

Выходил на сцену и Александров, поблагодарив за радушный приём и помощь в работе над фильмом.

А что же «Прибой», воды которого замутились? Тому, кто перевозил булочки в антисанитарных условиях, объявили строгий выговор с предупреждением. Для доставки продуктов был срочно оборудован специальный ящик. Спешно устранили и все безобразия на территории двора «Прибоя».

Комендант советской зоны оккупации Альтенштадта (Владлен Давыдов) ждал американских гостей, стоя в районе нынешней Рыбной деревни. На заднем плане – главная башня Королевского замка
Комендант советской зоны оккупации Альтенштадта (Владлен Давыдов) ждал американских гостей, стоя в районе нынешней Рыбной деревни. На заднем плане – главная башня Королевского замка

«Встреча на Эльбе» вышла в Калининграде на экраны 21 марта 1949-го. Для премьеры был выбран лучший кинотеатр, «Заря». Билеты размели. И картина оправдала ожидания: знакомой до боли натуры там оказалось – хоть отбавляй. Более того, многие из тех, кто участвовал в массовках, с восторгом видели на экране себя любимых. В общем, ленту приняли на ура, ходили на неё ещё и ещё. Огромный успех имела она и по всему Союзу.

Когда-то о «Встрече на Эльбе» писали так: «Глубокий по своему идейному содержанию, политически острый фильм, который зовёт свободолюбивые народы мира к борьбе с поджигателями войны». Большинство искренне восхищалось им и как художественным произведением. В 1950 году он получил Сталинскую премию I степени.

Ещё недавно мне казалось, что эта старая картина страшно далека от современности. Но вот случилось 24 февраля. И, пересмотрев сейчас «Встречу на Эльбе», я понял: нет, фильм 75-летней выдержки весьма актуален. Помните, кстати, о чём он? Преследуя гитлеровцев, части Красной Армии встречаются в немецком Альтенштадте с наступающими навстречу войсками США. Город разделён пополам рекой Эльба, и одна его половина становится советской зоной оккупации, а другая – американской. Сперва союзники – добрые соседи, однако набирает обороты холодная война, и отношения начинают портиться… В общем, всё как в жизни.

Киношный город разделён пополам рекой Эльба. Одна его половина становится советской зоной оккупации, другая – американской. И уже вскоре начинаются проблемы...
Киношный город разделён пополам рекой Эльба. Одна его половина становится советской зоной оккупации, другая – американской. И уже вскоре начинаются проблемы...

А уж то, как этот фильм сделан с точки зрения операторской работы, и сегодня вызывает просто восхищение. Не зря оператор Тиссэ при жизни считался легендой. Не говоря о том, что во «Встрече на Эльбе» можно видеть тот Калининград, которого давно нет. А ещё эта картина дала янтарному краю путёвку в большое кино. Все киношники тогда узнали: в СССР нет лучше места для съёмок лент, связанных с Великой Отечественной войной…

P. S. О современной ситуации с киносъёмками в Калининградской области – здесь