Фильм, давший Калининградской области путёвку в большое кино, до сих пор актуален
[о Берлинском мосте можно прочитать здесь]
В мае 1948-го в заштатный, лежащий в руинах Калининград приехал один из тогдашних «главных людей» в советском кинематографе – режиссёр Григорий Александров. К тому времени за плечами у него уже были такие хиты, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». А в янтарный край живой классик прибыл, чтобы поискать натуру для своей будущей картины – «Встреча на Эльбе».
Вместе с ним приехал оператор Эдуард Тиссэ. Подбирая места для натурных съёмок, они объездили всю область. Если и имелись сомнения, они отпали. Бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом – бесплатной) декорацией для будущей ленты.
[о Берлинском шоссе можно прочитать здесь]
К июлю 1948-го подготовительная работа была завершена, и в Калининград из Москвы прибыла уже вся съёмочная группа – полторы сотни человек. Бывший Кёнигсберг на всех произвёл сильное, тягостное впечатление. Владлен Давыдов, сыгравший во «Встрече на Эльбе» коменданта советской зоны Альтенштадта майора Кузьмина (роль принесла 24-летнему актёру всенародную славу и Сталинскую премию), так вспоминал о тех днях:
– Многие дома были без крыш, без окон. Когда на эти дома падал лунный свет, то они со своими выбитыми окнами напоминали черепа с пустыми глазницами. Во дворах благоухали липы, зелень прорастала повсюду, даже на крышах оставшихся домов. То, как снял это Тиссэ, – уникальный памятник войне. Кадры послевоенного Кёнигсберга лучше всяких рассказов свидетельствуют о том времени.
А вот что рассказывал Андрей Файт, который исполнил роль нациста Шранка:
– Город был мёртв. Мы жили в Доме офицеров, случайно уцелевшем здании. Вокруг на целые километры простирались развалины. Три года прошло с тех пор, как отгремели здесь последние залпы. Улицы были расчищены от обломков, но пустые, полуобвалившиеся коробки домов стояли вдоль искорёженных тротуаров. Сейчас всё было тихо. Кое-где зелёный плющ уже начал подниматься и прикрывать зияющие раны. Больше всего меня поразил вокзал – замершие поезда, рухнувший на них переходный мост. Остановились часы – пять минут третьего. В этом было что-то уэллсовское…
Съёмки привлекали множество зевак. Однако посторонних не гнали – наоборот, привлекали к участию в массовках. Так, в номере «Калининградской правды» за 18 июля 1948-го – чёрным по белому: «Располагающие свободным временем могут войти в тесный контакт с мастерами советского кино и помочь им создать новый фильм».
Призывы «входить в контакт» находили горячий отклик у «располагавших свободным временем». Калининградке Евдокии Агапеевой тогда было пятнадцать:
– На тех съёмках мы с сестрой бегали в массовке. Три рубля в день платили!
Впрочем, люди снимались бы и бесплатно. А кто-то, наверное, ещё и сам приплачивал бы. Интересно же! Между прочим, Агапеева после тех съёмок пошла учиться в Советске на киномеханика. Сказалась, видимо, великая сила важнейшего из искусств.
А вот с немцами-мужчинами для массовок в бывшем Кёнигсберге было туго. Слово ассистенту режиссёра Валентине Кузнецовой:
– Собственно говоря, мужчин-немцев в городе не было. Нам пришлось брать на съёмки – массовки, групповки – пленных немцев. Для этого ехали в лагерь [на окраине города]. Когда я проводила съёмку посадки эвакуированных, зашла вместе с ними на пароход. И увидела, что там сидит женщина, а к ней прижался парень – пленный. Потом увидела девушку с парнем.
Стало ясно, что благодаря съёмкам смогли встретиться мать и сын. А ещё – влюблённые.
– И я им сказала: вы четверо оставайтесь с нами, пока снимаем…
Во время тех съёмок можно было увидеть вблизи немало известных артистов. И даже – её величество Любовь Орлову. Много лет спустя, оформляя обложки носителей с этим фильмом, на первый план стали выносить Орлову. Хотя она сыграла там второстепенную роль. И будучи не сильно занятой на съёмочной площадке, попутно устроила гастрольный тур по области.
Первое её выступление состоялось 17 июля 1948-го в Балтийске. А затем приму ждали в Гвардейске и Гусеве, Зеленоградске и Светлогорске, Советске и Черняховске. Поначалу она собиралась дать 25 концертов. Но народ просил ещё и ещё. В результате, например, к 29 августа она успела побывать в двенадцати городах и посёлках, дав сорок концертов! А впереди были всё новые и новые выступления…
Большое внимание было и к мужу Орловой – режиссёру Александрову. Ему приходилось тоже изыскивать время ещё и на общение с народом. Так, 27 августа 1948-го он прочитал лекцию на тему «Буржуазная кинематография на службе реакции». Лекция прошла с успехом.
А за неделю до отъезда в Москву Александров решил заглянуть в ресторан «Прибой». Однако аппетит пропал, когда он увидел, как там относятся к делу. Своё возмущение режиссёр даже выразил в письме в газету:
«К ресторану подошла машина с хлебными изделиями. Сдобные булочки оказались наваленными прямо в кузов на грязные мешки из-под картофеля. Во время разгрузки они падали на землю, тут же рядом находились бочки с помоями и ящики с мусором. Упавшие булочки подбирались и вместе с остальными отправлялись на склад ресторана. Судя по всему, волна антисанитарии захлестнула «Прибой». Вмешательство санинспекции необходимо».
12 сентября 1948-го в Доме офицеров Орлова давала прощальный концерт. Весь сбор от концерта, который прошёл с неизменным аншлагом, был передан в пользу детей-сирот, чьи родители погибли во время войны.
Выходил на сцену и Александров, поблагодарив за радушный приём и помощь в работе над фильмом.
А что же «Прибой», воды которого замутились? Тому, кто перевозил булочки в антисанитарных условиях, объявили строгий выговор с предупреждением. Для доставки продуктов был срочно оборудован специальный ящик. Спешно устранили и все безобразия на территории двора «Прибоя».
«Встреча на Эльбе» вышла в Калининграде на экраны 21 марта 1949-го. Для премьеры был выбран лучший кинотеатр, «Заря». Билеты размели. И картина оправдала ожидания: знакомой до боли натуры там оказалось – хоть отбавляй. Более того, многие из тех, кто участвовал в массовках, с восторгом видели на экране себя любимых. В общем, ленту приняли на ура, ходили на неё ещё и ещё. Огромный успех имела она и по всему Союзу.
Когда-то о «Встрече на Эльбе» писали так: «Глубокий по своему идейному содержанию, политически острый фильм, который зовёт свободолюбивые народы мира к борьбе с поджигателями войны». Большинство искренне восхищалось им и как художественным произведением. В 1950 году он получил Сталинскую премию I степени.
Ещё недавно мне казалось, что эта старая картина страшно далека от современности. Но вот случилось 24 февраля. И, пересмотрев сейчас «Встречу на Эльбе», я понял: нет, фильм 75-летней выдержки весьма актуален. Помните, кстати, о чём он? Преследуя гитлеровцев, части Красной Армии встречаются в немецком Альтенштадте с наступающими навстречу войсками США. Город разделён пополам рекой Эльба, и одна его половина становится советской зоной оккупации, а другая – американской. Сперва союзники – добрые соседи, однако набирает обороты холодная война, и отношения начинают портиться… В общем, всё как в жизни.
А уж то, как этот фильм сделан с точки зрения операторской работы, и сегодня вызывает просто восхищение. Не зря оператор Тиссэ при жизни считался легендой. Не говоря о том, что во «Встрече на Эльбе» можно видеть тот Калининград, которого давно нет. А ещё эта картина дала янтарному краю путёвку в большое кино. Все киношники тогда узнали: в СССР нет лучше места для съёмок лент, связанных с Великой Отечественной войной…
P. S. О современной ситуации с киносъёмками в Калининградской области – здесь