Найти в Дзене
История живописи

Судьба неугомонного и позабытого художника, ставшего армейским снабженцем

Долго я собирался написать данную статью (о живописце я узнал несколько лет тому назад), но наконец удалось собрать все источники и мысли воедино, поэтому представляю вам очерк о судьбе Виктора Павловича Батурина - даровитого художника, успевшего поработать в различных эпохах истории нашей страны. Герой сегодняшней публикации родился 1 октября 1863 года в селе Становом Тульской губернии. Существует весьма запутанная история его рождения, из которой ясно только, что он был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки и сына помещика. А точнее временнообязанной крестьянки, ведь история художника начинается уже после отмены крепостного права. Мать Павла Петровича Батурина не одобрила выбор сына и в конечном итоге лишила его наследства, поэтому отец художника все время находился в стесненных средствах, и только после смерти матери смог обвенчаться с бывшей крепостной. Таким образом становится понятно, почему будущий художник был изначально записан как "Иванов" - по фамилии крестного. Дал
"Яблони в цвету (Цветущая яблоня)", В.П. Батурин, 1899. Самарский областной художественный музей.
"Яблони в цвету (Цветущая яблоня)", В.П. Батурин, 1899. Самарский областной художественный музей.

Долго я собирался написать данную статью (о живописце я узнал несколько лет тому назад), но наконец удалось собрать все источники и мысли воедино, поэтому представляю вам очерк о судьбе Виктора Павловича Батурина - даровитого художника, успевшего поработать в различных эпохах истории нашей страны.

Герой сегодняшней публикации родился 1 октября 1863 года в селе Становом Тульской губернии. Существует весьма запутанная история его рождения, из которой ясно только, что он был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки и сына помещика. А точнее временнообязанной крестьянки, ведь история художника начинается уже после отмены крепостного права. Мать Павла Петровича Батурина не одобрила выбор сына и в конечном итоге лишила его наследства, поэтому отец художника все время находился в стесненных средствах, и только после смерти матери смог обвенчаться с бывшей крепостной.

"Пейзаж с рекой", В.П. Батурин, 1886. Частное собрание.
"Пейзаж с рекой", В.П. Батурин, 1886. Частное собрание.
"Начало осени", В.П. Батурин, 1891. Частное собрание.
"Начало осени", В.П. Батурин, 1891. Частное собрание.

Таким образом становится понятно, почему будущий художник был изначально записан как "Иванов" - по фамилии крестного. Далее была школа для крестьянских детей и реальное училище в Орле, где впервые у Батурина обнаружились художественные навыки, и, что не менее важно, подлинный интерес к рисунку. Учителя рекомендовали ему поступить в Московское училище живописи и ваяния, куда он и отправился 18-и лет от роду. С учителями ему явно повезло, сами судите, просто прочитав фамилии: И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, К.В. Лебедев и Н.В. Неврев.

"Цветущий луг", В.П. Батурин, 1894. Сарапульский художественный музей-заповедник.
"Цветущий луг", В.П. Батурин, 1894. Сарапульский художественный музей-заповедник.
"Лесной пейзаж", В.П. Батурин, 1899. Частное собрание.
"Лесной пейзаж", В.П. Батурин, 1899. Частное собрание.

Жил он в общежитии достаточно бедно, хотя родители и высылали ему деньги каждый месяц, но суммы были небольшие, поэтому приходилось "крутиться" вместе со своими товарищами. А сокурсниками его были тоже знакомые вам, как минимум по моим публикациям, В.Н. Мешков и А.М. Корин. Подработки были художественные - Батурин копировал картины из Третьяковской галереи и Румянцевского музея, и явно делал это неплохо, ведь количество заказов постепенно увеличилось, как и благосостояние молодого живописца.

К 1888 году Батурин заканчивает обучение в Училище, и к этому времени он уже был вполне состоявшимся художником, по крайней мере, по примеру других своих товарищей он не стал продолжать обучение в Петербурге. Он остался в Москве, а позднее построил мастерскую в родном селе Становое, что говорит нам о том, что финансовое состояние художника только улучшалось. Конечно, это произошло не на пустом месте, ведь он много и усердно работал, участвовал в выставках передвижников и был одним из организаторов Московского товарищества художников.

"Пейзаж в Крыму", В.П. Батурин, 1912. Тульский музей изобразительных искусств.
"Пейзаж в Крыму", В.П. Батурин, 1912. Тульский музей изобразительных искусств.
"Морской берег. Скалы у Симеиза", 1912, В.П. Батурин.
"Морской берег. Скалы у Симеиза", 1912, В.П. Батурин.
"Мыс Ай-Панда. Крым", 1914, В.П. Батурин. Частное собрание.
"Мыс Ай-Панда. Крым", 1914, В.П. Батурин. Частное собрание.

Кроме того, он посещал соседние губернии империи (Рязанскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, а также Курляндскую и Таврическую), где искал новые виды и сюжеты для своих полотен, летом ездил в Крым, на Кавказ, а также работал в Полтавской губернии по приглашению жившего там Григория Мясоедова. Именно там он написал картину "Рубка леса", которую представил на своей последней ученической выставке. В первый же день выставки она была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции:

"Рубка леса", В.П. Батурин, 1888. Третьяковская галерея, Москва.
"Рубка леса", В.П. Батурин, 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Кроме живописной деятельности Батурин служил декоратором Большого театра, позднее был рисовальщиком ткацкой фабрики, а также работал преподавателем рисования в частной московской гимназии. Вообще, если почитать биографию художника, то складывается впечатление, что он был довольно-таки легкий на подъем - брался за самую различную художественную деятельность, да и не только. Речь идет о 1914 годе, когда Батурин с началом Первой мировой войны просит назначить его на работу в Красный крест.

Но в итоге его отправляют в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. Батурин (довольно-таки неожиданно если не для себя самого, то для читателя уж точно) становится помощником интенданта - принимает купленный скот, формирует гурты (стада) и отправляет их далее до месторасположения военных подразделений.

"Запруда", В.П. Батурин, 1898. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
"Запруда", В.П. Батурин, 1898. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва.
"Пейзаж со снопами", В.П. Батурин, первая четверть XX в. Частное собрание.
"Пейзаж со снопами", В.П. Батурин, первая четверть XX в. Частное собрание.
"В предгорьях Кавказа", В.П. Батурин, 1909. Частное собрание
"В предгорьях Кавказа", В.П. Батурин, 1909. Частное собрание

Именно в этом качестве он и оказался в Павлодаре (ныне в Казахстане); в 1919 году в город входит Красная армия и Батурин-интендант передает новому коменданту города все оставшееся под его началом поголовье скота. К сожалению, перипетии Гражданской войны отняли у живописца его единственного сына, которого он воспитывал сам (с женой развелся после восьми лет брака) - Кирилла мобилизовали в армию Колчака и больше сведений о нем не было.

Любопытно, что новые власти тоже в дальнейшем доверили Батурину ту же самую деятельность - он был ответственным за реквизицию скота, а затем заведующим мясным складом. Особенно забавно, на мой взгляд, что в тот момент (1920-й год) в Павлодаре никто даже толком не знал, что на самом деле Батурин - профессиональный художник.

"Терса", В.П. Батурин, 1902. Частное собрание.
"Терса", В.П. Батурин, 1902. Частное собрание.
"Плотина", В.П. Батурин, 1902. Иркутский областной художественный музей.
"Плотина", В.П. Батурин, 1902. Иркутский областной художественный музей.
"Москва-река", В.П. Батурин, 1909. Иркутский областной художественный музей.
"Москва-река", В.П. Батурин, 1909. Иркутский областной художественный музей.

И только когда это стало известно местным властям, живописец наконец получил работу по своей основной специальности - он стал преподавать рисование и черчение в местной школе, а также написал декорации к нескольким представлениям городского театра, имевшим большой успех у публики во многом именно благодаря декорациям.

Все это время художник не переставал писать картины (несмотря на то, что он был признан инвалидом 2-й степени), его наследие дополнилось новыми сюжетами, в частности, многочисленными сценами охот. Произошло это благодаря близкому знакомству с местным доктором, бывшим страстным охотником, вместе с ним Батурин провел немало времени за охотой в пойме Иртыша.

"Осень", В.П. Батурин. Тульский музей изобразительных искусств.
"Осень", В.П. Батурин. Тульский музей изобразительных искусств.
"Охотник на лугах", В.П. Батурин, 1928.
"Охотник на лугах", В.П. Батурин, 1928.

После Павлодара художник несмотря на возраст - ему к тому времени уже было без малого 67 лет, снова начинает менять места жительства и перемещаться из одного конца страны в другой - Боярка (недалеко от Киева), Новосибирск, Тула, Алексин и наконец Куйбышев.

Любопытно, что в это время у него было довольно-таки много художественных заказов из далекой Америки. Как так получилось, задастся вопросом читатель? В этом ему помог его хороший друг, Илья Львович Толстой (сын известного русского писателя), проживавший в то время в США. По этой же причине в творческом наследии Батурина немало картин с сюжетами из Ясной поляны и несколько полотен художника находятся в музеях, посвященных писателю.

"Дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне", В.П. Батурин, 1911. Музей Л.Н. Толстого, Москва.
"Дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне", В.П. Батурин, 1911. Музей Л.Н. Толстого, Москва.
"Река Воронка", В.П. Батурин, 1911. Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".
"Река Воронка", В.П. Батурин, 1911. Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

Вообще во всех городах и весях, куда забрасывала судьба неугомонного живописца, он находил себе друзей и хороших знакомых, которые неизменно тепло вспоминали о нем. И конечно, такое количество путешествий и смен мест жительства, как мне кажется, благотворно влияло на его творчество, обогащая его новыми эмоциями, видами и сюжетами.

"Цветник перед домом", В.П. Батурин, 1926. Частное собрание.
"Цветник перед домом", В.П. Батурин, 1926. Частное собрание.
"Гроза", В.П. Батурин, 1930.
"Гроза", В.П. Батурин, 1930.

Финальная точка его жизненного путешествия оказалась именно в Куйбышеве (Самаре), там он практически сразу по приезду в 1932 году переживет инсульт, и у него отнимется рука. Там же пройдет его последняя персональная выставка, все картины с нее были выкуплены художественным музеем Куйбышева. В дальнейшем по состоянию здоровья он работал все меньше и постепенно угасал, хотя по данной работе так, пожалуй, и не скажешь:

"Яблони в цвету", В.П. Батурин, 1935. Самарский областной художественный музей.
"Яблони в цвету", В.П. Батурин, 1935. Самарский областной художественный музей.

Да, ему было уже за семьдесят и прожита была непростая, насыщенная событиями и путешествиями жизнь, но Батурин, несмотря на перенесенные невзгоды и многочисленные проблемы со здоровьем, продолжал дело всей своей жизни. На мой взгляд, это воистину достойно восхищения - ведь далеко не каждому дается такая сила духа и упорство.

Но рано или поздно всему приходит конец, ибо "все мы, все мы в этом мире тленны". Умер художник в октябре 1938 года в возрасте 75 лет в Куйбышеве (Самаре), где и был похоронен.

Портрет В.П. Батурина, Н.А. Петерш. Портрет явно выполнен по фотографии, так как автор картины и герой сегодняшней публикации во времени разминулись.
Портрет В.П. Батурина, Н.А. Петерш. Портрет явно выполнен по фотографии, так как автор картины и герой сегодняшней публикации во времени разминулись.

Надеюсь, что сегодня вам было интересно и какие-то из представленных работ, что называется, запали вам в душу. Художник оставил после себя немалое творческое наследие (что меня, как автора всегда радует) - так что есть из чего выбрать. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях. И до новых встреч на канале "История живописи".

"Крымский пейзаж", В.П. Батурин.
"Крымский пейзаж", В.П. Батурин.
"Ущелье Коби на Кавказе", В.П. Батурин. Частное собрание.
"Ущелье Коби на Кавказе", В.П. Батурин. Частное собрание.