Долго я собирался написать данную статью (о живописце я узнал несколько лет тому назад), но наконец удалось собрать все источники и мысли воедино, поэтому представляю вам очерк о судьбе Виктора Павловича Батурина - даровитого художника, успевшего поработать в различных эпохах истории нашей страны.
Герой сегодняшней публикации родился 1 октября 1863 года в селе Становом Тульской губернии. Существует весьма запутанная история его рождения, из которой ясно только, что он был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки и сына помещика. А точнее временнообязанной крестьянки, ведь история художника начинается уже после отмены крепостного права. Мать Павла Петровича Батурина не одобрила выбор сына и в конечном итоге лишила его наследства, поэтому отец художника все время находился в стесненных средствах, и только после смерти матери смог обвенчаться с бывшей крепостной.
Таким образом становится понятно, почему будущий художник был изначально записан как "Иванов" - по фамилии крестного. Далее была школа для крестьянских детей и реальное училище в Орле, где впервые у Батурина обнаружились художественные навыки, и, что не менее важно, подлинный интерес к рисунку. Учителя рекомендовали ему поступить в Московское училище живописи и ваяния, куда он и отправился 18-и лет от роду. С учителями ему явно повезло, сами судите, просто прочитав фамилии: И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, К.В. Лебедев и Н.В. Неврев.
Жил он в общежитии достаточно бедно, хотя родители и высылали ему деньги каждый месяц, но суммы были небольшие, поэтому приходилось "крутиться" вместе со своими товарищами. А сокурсниками его были тоже знакомые вам, как минимум по моим публикациям, В.Н. Мешков и А.М. Корин. Подработки были художественные - Батурин копировал картины из Третьяковской галереи и Румянцевского музея, и явно делал это неплохо, ведь количество заказов постепенно увеличилось, как и благосостояние молодого живописца.
К 1888 году Батурин заканчивает обучение в Училище, и к этому времени он уже был вполне состоявшимся художником, по крайней мере, по примеру других своих товарищей он не стал продолжать обучение в Петербурге. Он остался в Москве, а позднее построил мастерскую в родном селе Становое, что говорит нам о том, что финансовое состояние художника только улучшалось. Конечно, это произошло не на пустом месте, ведь он много и усердно работал, участвовал в выставках передвижников и был одним из организаторов Московского товарищества художников.
Кроме того, он посещал соседние губернии империи (Рязанскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, а также Курляндскую и Таврическую), где искал новые виды и сюжеты для своих полотен, летом ездил в Крым, на Кавказ, а также работал в Полтавской губернии по приглашению жившего там Григория Мясоедова. Именно там он написал картину "Рубка леса", которую представил на своей последней ученической выставке. В первый же день выставки она была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции:
Кроме живописной деятельности Батурин служил декоратором Большого театра, позднее был рисовальщиком ткацкой фабрики, а также работал преподавателем рисования в частной московской гимназии. Вообще, если почитать биографию художника, то складывается впечатление, что он был довольно-таки легкий на подъем - брался за самую различную художественную деятельность, да и не только. Речь идет о 1914 годе, когда Батурин с началом Первой мировой войны просит назначить его на работу в Красный крест.
Но в итоге его отправляют в Симбирск в распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии. Батурин (довольно-таки неожиданно если не для себя самого, то для читателя уж точно) становится помощником интенданта - принимает купленный скот, формирует гурты (стада) и отправляет их далее до месторасположения военных подразделений.
Именно в этом качестве он и оказался в Павлодаре (ныне в Казахстане); в 1919 году в город входит Красная армия и Батурин-интендант передает новому коменданту города все оставшееся под его началом поголовье скота. К сожалению, перипетии Гражданской войны отняли у живописца его единственного сына, которого он воспитывал сам (с женой развелся после восьми лет брака) - Кирилла мобилизовали в армию Колчака и больше сведений о нем не было.
Любопытно, что новые власти тоже в дальнейшем доверили Батурину ту же самую деятельность - он был ответственным за реквизицию скота, а затем заведующим мясным складом. Особенно забавно, на мой взгляд, что в тот момент (1920-й год) в Павлодаре никто даже толком не знал, что на самом деле Батурин - профессиональный художник.
И только когда это стало известно местным властям, живописец наконец получил работу по своей основной специальности - он стал преподавать рисование и черчение в местной школе, а также написал декорации к нескольким представлениям городского театра, имевшим большой успех у публики во многом именно благодаря декорациям.
Все это время художник не переставал писать картины (несмотря на то, что он был признан инвалидом 2-й степени), его наследие дополнилось новыми сюжетами, в частности, многочисленными сценами охот. Произошло это благодаря близкому знакомству с местным доктором, бывшим страстным охотником, вместе с ним Батурин провел немало времени за охотой в пойме Иртыша.
После Павлодара художник несмотря на возраст - ему к тому времени уже было без малого 67 лет, снова начинает менять места жительства и перемещаться из одного конца страны в другой - Боярка (недалеко от Киева), Новосибирск, Тула, Алексин и наконец Куйбышев.
Любопытно, что в это время у него было довольно-таки много художественных заказов из далекой Америки. Как так получилось, задастся вопросом читатель? В этом ему помог его хороший друг, Илья Львович Толстой (сын известного русского писателя), проживавший в то время в США. По этой же причине в творческом наследии Батурина немало картин с сюжетами из Ясной поляны и несколько полотен художника находятся в музеях, посвященных писателю.
Вообще во всех городах и весях, куда забрасывала судьба неугомонного живописца, он находил себе друзей и хороших знакомых, которые неизменно тепло вспоминали о нем. И конечно, такое количество путешествий и смен мест жительства, как мне кажется, благотворно влияло на его творчество, обогащая его новыми эмоциями, видами и сюжетами.
Финальная точка его жизненного путешествия оказалась именно в Куйбышеве (Самаре), там он практически сразу по приезду в 1932 году переживет инсульт, и у него отнимется рука. Там же пройдет его последняя персональная выставка, все картины с нее были выкуплены художественным музеем Куйбышева. В дальнейшем по состоянию здоровья он работал все меньше и постепенно угасал, хотя по данной работе так, пожалуй, и не скажешь:
Да, ему было уже за семьдесят и прожита была непростая, насыщенная событиями и путешествиями жизнь, но Батурин, несмотря на перенесенные невзгоды и многочисленные проблемы со здоровьем, продолжал дело всей своей жизни. На мой взгляд, это воистину достойно восхищения - ведь далеко не каждому дается такая сила духа и упорство.
Но рано или поздно всему приходит конец, ибо "все мы, все мы в этом мире тленны". Умер художник в октябре 1938 года в возрасте 75 лет в Куйбышеве (Самаре), где и был похоронен.
Надеюсь, что сегодня вам было интересно и какие-то из представленных работ, что называется, запали вам в душу. Художник оставил после себя немалое творческое наследие (что меня, как автора всегда радует) - так что есть из чего выбрать. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях. И до новых встреч на канале "История живописи".