Найти в Дзене
История живописи

Русские живописцы за работой в своих мастерских

Как всегда в начале статьи выдам вам ссылку на предыдущую публикацию на заданный сюжет, ведь уже не в первый раз мы с вами разглядываем полотна на эту тематику: Начнем не просто с академической, но официальной, придворной живописи Богдана Павловича Виллевальде (1818-1903), любимца Николая I. Именно его художник и изобразил на этих картинах, причем на всех мы видим настоящего русского царя - хозяина и прислуживающего ему живописца. Может, конечно, это уж слишком уничижительный термин, но судите сами, взглянув на полотна: Впрочем, близость к власть имущим всегда имеет как свои плюсы, так и минусы, не так ли, уважаемые читатели? Следующий художник, тоже с немецкими корнями (ведь при рождении Виллевальде назвали Готфрид), Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932) также был напрямую связан с домом Романовых, ведь его отец, будучи знатоком искусств, консультировал старшую дочь Николая I относительно собираемой ею (не непосредственно, конечно - не царское это дело, как говорится) коллекции живописи.

Как всегда в начале статьи выдам вам ссылку на предыдущую публикацию на заданный сюжет, ведь уже не в первый раз мы с вами разглядываем полотна на эту тематику:

Начнем не просто с академической, но официальной, придворной живописи Богдана Павловича Виллевальде (1818-1903), любимца Николая I. Именно его художник и изобразил на этих картинах, причем на всех мы видим настоящего русского царя - хозяина и прислуживающего ему живописца. Может, конечно, это уж слишком уничижительный термин, но судите сами, взглянув на полотна:

"Государь Николай Павлович с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 г.", Б.П. Виллевальде, 1883. Художественная культура Русского Севера.
"Государь Николай Павлович с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 г.", Б.П. Виллевальде, 1883. Художественная культура Русского Севера.
"Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году", Б.П. Виллевальде, 1884. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году", Б.П. Виллевальде, 1884. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Николай I и цесаревича Александр Николаевич в мастерской художника Г. Виллевальде", Б.П. Виллевальде, 1904. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
"Николай I и цесаревича Александр Николаевич в мастерской художника Г. Виллевальде", Б.П. Виллевальде, 1904. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Впрочем, близость к власть имущим всегда имеет как свои плюсы, так и минусы, не так ли, уважаемые читатели?

Следующий художник, тоже с немецкими корнями (ведь при рождении Виллевальде назвали Готфрид), Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932) также был напрямую связан с домом Романовых, ведь его отец, будучи знатоком искусств, консультировал старшую дочь Николая I относительно собираемой ею (не непосредственно, конечно - не царское это дело, как говорится) коллекции живописи. А далее уже сам художник был приглашен ко двору и выполнял заказы для Александра III и его сына, последнего из правящей династии.

"В мастерской художника", Э.К. Липгард. Частное собрание.
"В мастерской художника", Э.К. Липгард. Частное собрание.

В общем-то по размерам и богатому убранству мастерской, изображенной на картине, можно догадаться, что с заказами от аристократии (как и с финансами) у художника все было в порядке.

Чего не скажешь о следующем художнике и его полотне, где он наверняка изобразил самого себя, ведь Василию Никитичу Мешкову (1868-1946) в год создания картины как раз было где-то в районе 20-и лет, что вполне соответствует возрасту героя данной живописной работы:

"В мастерской художника", В.Н. Мешков, 1888. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"В мастерской художника", В.Н. Мешков, 1888. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Поначалу судьба не особо баловала Мешкова, рано ставшего сиротой и вынужденного зарабатывать на хлеб подмастерьем в иконописной мастерской... Однако лишения не сломили его и не помешали поступить сначала в Московское училище живописи и ваяния, а затем и в Академию художеств. И после революции ему тоже нашлось место в живописной среде, а ведь так случилось далеко не со всеми русскими живописцами...

Кстати говоря, пару живописных работ Василия Мешкова мы уже вместе с вами рассматривали, и они тоже связаны с лишениями, но не самого автора, а его более старшего и умудренного опытом коллеги:

Но вернемся к теме сегодняшнего рассказа. Следующим автором у нас будет Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894), а вот запечатлел он не самого себя, а более молодого коллегу и родственника - Алексея Корина с его молодой женой Серафимой Сергеевной (она была племянницей Прянишникова). За время позирования натурщица явно основательно продрогла, и художнику пришлось, наконец, отвлечься от своей музы, дабы она окончательно не замерзла:

"В мастерской художника", И.М. Прянишников, 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"В мастерской художника", И.М. Прянишников, 1890. Третьяковская галерея, Москва.

В некоторых других публикациях утверждается, что прототипом персонажа картины был не Корин, а Сергей Коровин, так и не вышедший из тени брата, как вы помните из моей публикации:

А возможно перед нами собирательный образ, своеобразно "склеенный" (или "слепленный" - кому как ближе) из двух живописцев, которых лично обучал Илларион Прянишников.

Далее у нас с вами будет художник, о самой знаменитой картине которого я вам как-то уже рассказывал, самое любопытное в той истории - "скандальная" известность полотна в те годы, а также, как мне кажется, находчивость самого Марцелия Гавриловича Сухоровского (1840-1908):

Перед нами гораздо более скромный сюжет, чем можно было бы ожидать от живописца (учитывая скандальную славу его "Наны"), но вот в образе художника явно прослеживаются черты самого автора картины:

"Художник за работой", М.Г. Сухоровский, 1900. Частное собрание.
"Художник за работой", М.Г. Сухоровский, 1900. Частное собрание.

Следующим художником сегодня выступит Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) и его ранняя, ученическая работа в пору его обучения в Академии художеств (в то время называемой училищем). В центре картины, вероятнее всего, он изобразил сам себя, ведь по воспоминаниям его дочери, Кустодиев облачался именно в подобную полотняную серую блузу, когда занимался живописью и лепкой в своей мастерской.

"В мастерской художника", Б.М. Кустодиев, 1896. Смоленский музей-заповедник.
"В мастерской художника", Б.М. Кустодиев, 1896. Смоленский музей-заповедник.

Сам художник считал, что лучше всего на эскизе у него получилась фигура справа, которую он писал с мужа своей старшей сестры:

"Лучше всего вышла правая фигура, я написал ее с Васи, он очень похож,
сидит с заложенными в карманы руками – и смеется во весь рот"

Добавлю, что в дальнейшем Василий Кастальский еще не раз позировал для Кустодиева. Так же от себя отмечу, что фигура левее "Васи" мне напомнила Константина Коровина, но так это или нет - не берусь судить, хотя образ и явно схож, по моему мнению.

Завершать сегодняшнюю тематическую подборку и, одновременно, "дебютировать" на канале будет Ефим Михайлович Чепцов (1874-1950). В какой-то степени художнику очень повезло - ведь он закончил Академию художеств в 1911-м году и получил право на заграничную поездку сроком на три года. Но везение было не в том, что он закончил Академию с отличием, а в том, что Чепцов успел пропутешествовать по Европе последующие три года и вернуться как раз до начала Первой мировой войны. Мне представляется, что данные картины написаны по результатам той самой поездки, и что перед нами мастерские художника где-то в одной из европейских стран, возможно Италии...

"В мастерской художника", Е.М. Чепцов, 1915. Курская картинная галерея.
"В мастерской художника", Е.М. Чепцов, 1915. Курская картинная галерея.
"В мастерской художника", Е.М. Чепцов, 1918.
"В мастерской художника", Е.М. Чепцов, 1918.

А как вам кажется, уважаемые читатели? Пишите в комментариях об этом и вообще о любых ваших мыслях и ощущениях от статьи, а у меня на сегодня всё. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".