Как всегда в начале статьи выдам вам ссылку на предыдущую публикацию на заданный сюжет, ведь уже не в первый раз мы с вами разглядываем полотна на эту тематику:
Начнем не просто с академической, но официальной, придворной живописи Богдана Павловича Виллевальде (1818-1903), любимца Николая I. Именно его художник и изобразил на этих картинах, причем на всех мы видим настоящего русского царя - хозяина и прислуживающего ему живописца. Может, конечно, это уж слишком уничижительный термин, но судите сами, взглянув на полотна:
Впрочем, близость к власть имущим всегда имеет как свои плюсы, так и минусы, не так ли, уважаемые читатели?
Следующий художник, тоже с немецкими корнями (ведь при рождении Виллевальде назвали Готфрид), Эрнст Карлович Липгарт (1847-1932) также был напрямую связан с домом Романовых, ведь его отец, будучи знатоком искусств, консультировал старшую дочь Николая I относительно собираемой ею (не непосредственно, конечно - не царское это дело, как говорится) коллекции живописи. А далее уже сам художник был приглашен ко двору и выполнял заказы для Александра III и его сына, последнего из правящей династии.
В общем-то по размерам и богатому убранству мастерской, изображенной на картине, можно догадаться, что с заказами от аристократии (как и с финансами) у художника все было в порядке.
Чего не скажешь о следующем художнике и его полотне, где он наверняка изобразил самого себя, ведь Василию Никитичу Мешкову (1868-1946) в год создания картины как раз было где-то в районе 20-и лет, что вполне соответствует возрасту героя данной живописной работы:
Поначалу судьба не особо баловала Мешкова, рано ставшего сиротой и вынужденного зарабатывать на хлеб подмастерьем в иконописной мастерской... Однако лишения не сломили его и не помешали поступить сначала в Московское училище живописи и ваяния, а затем и в Академию художеств. И после революции ему тоже нашлось место в живописной среде, а ведь так случилось далеко не со всеми русскими живописцами...
Кстати говоря, пару живописных работ Василия Мешкова мы уже вместе с вами рассматривали, и они тоже связаны с лишениями, но не самого автора, а его более старшего и умудренного опытом коллеги:
Но вернемся к теме сегодняшнего рассказа. Следующим автором у нас будет Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894), а вот запечатлел он не самого себя, а более молодого коллегу и родственника - Алексея Корина с его молодой женой Серафимой Сергеевной (она была племянницей Прянишникова). За время позирования натурщица явно основательно продрогла, и художнику пришлось, наконец, отвлечься от своей музы, дабы она окончательно не замерзла:
В некоторых других публикациях утверждается, что прототипом персонажа картины был не Корин, а Сергей Коровин, так и не вышедший из тени брата, как вы помните из моей публикации:
А возможно перед нами собирательный образ, своеобразно "склеенный" (или "слепленный" - кому как ближе) из двух живописцев, которых лично обучал Илларион Прянишников.
Далее у нас с вами будет художник, о самой знаменитой картине которого я вам как-то уже рассказывал, самое любопытное в той истории - "скандальная" известность полотна в те годы, а также, как мне кажется, находчивость самого Марцелия Гавриловича Сухоровского (1840-1908):
Перед нами гораздо более скромный сюжет, чем можно было бы ожидать от живописца (учитывая скандальную славу его "Наны"), но вот в образе художника явно прослеживаются черты самого автора картины:
Следующим художником сегодня выступит Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) и его ранняя, ученическая работа в пору его обучения в Академии художеств (в то время называемой училищем). В центре картины, вероятнее всего, он изобразил сам себя, ведь по воспоминаниям его дочери, Кустодиев облачался именно в подобную полотняную серую блузу, когда занимался живописью и лепкой в своей мастерской.
Сам художник считал, что лучше всего на эскизе у него получилась фигура справа, которую он писал с мужа своей старшей сестры:
"Лучше всего вышла правая фигура, я написал ее с Васи, он очень похож,
сидит с заложенными в карманы руками – и смеется во весь рот"
Добавлю, что в дальнейшем Василий Кастальский еще не раз позировал для Кустодиева. Так же от себя отмечу, что фигура левее "Васи" мне напомнила Константина Коровина, но так это или нет - не берусь судить, хотя образ и явно схож, по моему мнению.
Завершать сегодняшнюю тематическую подборку и, одновременно, "дебютировать" на канале будет Ефим Михайлович Чепцов (1874-1950). В какой-то степени художнику очень повезло - ведь он закончил Академию художеств в 1911-м году и получил право на заграничную поездку сроком на три года. Но везение было не в том, что он закончил Академию с отличием, а в том, что Чепцов успел пропутешествовать по Европе последующие три года и вернуться как раз до начала Первой мировой войны. Мне представляется, что данные картины написаны по результатам той самой поездки, и что перед нами мастерские художника где-то в одной из европейских стран, возможно Италии...
А как вам кажется, уважаемые читатели? Пишите в комментариях об этом и вообще о любых ваших мыслях и ощущениях от статьи, а у меня на сегодня всё. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".