Многие библейские утверждения не были подтверждены библейской археологией, однако некоторые важные находки, сделанные за последние два столетия, подтверждают определенные события.
Несколько находок из библейской археологии подтверждают библейское повествование о людях, местах и событиях, которые оно подробно описывает. Наиболее заметными открытиями последних двух столетий являются туннель Езекии, купальня Силоам, свитки Мертвого моря, надпись Тель-Дана, цилиндр Кира, вторжение Шишака и моавитский камень.
1. Тоннель и шлюз Езекии
Тоннель Езекии, также известный как Силоамский туннель, расположенный в Иерусалиме, является выдающимся достижением древней инженерии. Построенный во времена правления царя Иудеи Езекии, туннель служит важным водным каналом, перенаправляя воду из источника Гихон за пределами городских стен в Силоамский бассейн в пределах города..
Библейское повествование описывает меры, которые царь Езекия предпринял для укрепления Иерусалима от ассирийской угрозы, включая усилия по обеспечению города водоснабжением. В 4 Царств 20:20 упоминается, что царь участвовал в проектах по обеспечению Иерусалима водой, и утверждается, что ныне утерянная Книга летописей царей Иудейских предоставила больше информации. 2 Паралипоменон 32:2–4 дает более подробную информацию о контексте, заявляя, что царь Езекия запретил Сеннахириму, который должен был повести армии ассирийцев против Иерусалима, использовать воду из источника
В 1867 году исследователь Чарльз Уоррен обнаружил туннель Езекии. Существование туннеля и методы его строительства соответствуют описаниям, найденным в Библии. Туннель перенаправлял воду из источника Гихон в Иерусалим и обеспечивал надежное водоснабжение жителей Иерусалима во время осады, как описано во 2 Паралипоменон 32:30.
Некоторые ученые утверждали, что туннель существовал еще до времен Езекии. Однако обнаружение Силоамской надписи, найденной около южного конца туннеля в 1880 году, согласуется с описанием того, как царь Езекия построил водовод и бассейн для снабжения Иерусалима водой. Археологические находки, опубликованные в 2023 году, дополнительно продемонстрировали инженерные особенности системы управления водными ресурсами, которая включала шлюзы для регулирования потока воды через туннель, чтобы предотвратить затопление города
2. Купальня Силоам
В Библии, 2 Царств 20:20, говорится о том, что царь Езекия построил бассейн, а не просто туннель. В Иоанна 9:1-11 Иисус исцеляет слепого, повелев ему умыться в купальне Силоам после того, как он положил грязь на глаза..
Туннель Езекии также называют Силоамским туннелем, отсюда и Силоамская надпись. Туннель выходит в Силоамскую купальню, обнаруженную в Иерусалиме в 2004 году. Открытие настоящей купальни подтверждает подлинность библейского рассказа в Ветхом и Новом Заветах. Кроме того, это подтверждает точность географических деталей и важную роль, которую Силоамская купальня играла в иерусалимском обществе
3. Свитки Мертвого моря
Свитки Мертвого моря — одно из самых значительных открытий, подтверждающих Библию. Это открытие больше относится к подлинности и точности версий библейских рукописей, чем к какому-либо человеку, месту или событию в Библии..
Свитки Мертвого моря, найденные в Кумране в 1947 году, содержат фрагменты каждой книги Ветхого Завета, за исключением Книги Эсфирь. Некоторые из этих рукописей датируются третьим веком до нашей эры. Важность этого открытия заключается в том, что оно доказывает, как мало рукописи изменились со времен Христа. Рассказ о том, что изменения, пропуски и дополнения с течением времени оказали искажающее воздействие на библейские рукописи, оказался неверным
4. Надпись в Тель-Дане
Отсутствие ссылок на царя Давида в исторических записях когда-то породило идею, что такого царя не существовало или что он был просто местным вождем племени, не имевшим реального значения. Надпись Тель-Дана, обнаруженная в 1993–94 годах во время раскопок в Тель-Дане на севере Израиля, доказала обратное. Надпись состоит из нескольких фрагментов арамейской победной стелы, воздвигнутой арамейским царем, скорее всего, Азаилом или его сыном Бар-Хададом II.
Надпись ссылается на «Дом Давида», который, как полагают ученые, относится к династии царя Давида из Библии. Эта надпись является первым внебиблейским упоминанием царя Давида. Термин «Дом Давида» указывает на то, что он был первым в линии царей, что подтверждает библейский рассказ о правлении Давида, его сына, внука и так далее.
Надпись в Тель-Дане датируется IX веком до н. э. и соответствует библейским описаниям геополитических конфликтов и взаимодействий Израиля с соседними странами в тот же период. Надпись также относится к Дому Израиля, что еще больше подтверждает библейское повествование.
5. Цилиндр Кира
Цилиндр Кира — древний глиняный артефакт, датируемый VI веком до н. э., хранящийся в Британском музее в Лондоне. На цилиндре имеется надпись с заявлением, приписываемым персидскому царю Киру II, также известному как Кир Великий
Цилиндр не упоминает события или людей из Библии, но его содержание и исторический контекст косвенно поддерживают Библию. Он согласуется с библейским пророчеством и отражает библейский рассказ персов об изгнанных людях, включая израильтян.
Политика религиозной терпимости, описанная на цилиндре, подтверждает библейский рассказ о том, что цари Мидии и Персии позволили израильтянам вернуться на родную землю, чтобы восстановить Иерусалим и Храм. В Библии упоминается указ Кира, который позволил евреям вернуться и восстановить свою столицу и дом поклонения в Ездре и 2 Паралипоменон
6. Вторжение Шишака
Библия упоминает о вторжении египетского царя Сусакима в Иудею и разграблении Храма в 3 Царств 14:25-26 и 2 Паралипоменон 12:2-9. Некоторые надписи и рельефы в Египте, особенно в Карнакском храме в Фивах (Луксор), предоставляют подтверждающие доказательства военной кампании Сусакима в Иудею и соседние области. Названия мест соотносятся с библейскими именами и местами, подтверждая повествование..
Список военных трофеев, привезенных в Карнакский храм, подтверждает библейский рассказ о захвате богатств из храма Шишаком. Это археологическое свидетельство подтверждает историческую точность библейского описания действий Шишака во время его похода против Иудеи
7. Моавитский камень
Моавитский камень, также известный как стела Меши, является значительным археологическим открытием, сделанным в Дибоне (современная Иордания) в 1868 году. Стела Меши — это черный базальтовый каменный монумент с надписями о победах и достижениях царя Моава Меши. Он датируется IX веком до н. э., что делает его одним из древнейших известных образцов письменности из этого региона.
На камне упоминается царь Омри, отец царя Ахава ( 3 Царств 16:21-28), и Израильское царство. Стела отражает борьбу за власть между царствами Моава и Израиля и соответствует библейским описаниям этих конфликтов. В одном из таких конфликтов участвовал царь Израиля Иорам ( 4 Царств 3).
На стеле упоминается захват Мешей нескольких городов, упомянутых в Библии, таких как Атароф и Нево ( Числа 32:3, Второзаконие 32:49). Эти завоевания согласуются с библейским описанием военных конфликтов между Моавом и Израилем.
8. Руины города Иерихон
Археологические открытия в Иерихоне подтверждают библейскую историю о разрушении и сожжении города. Раскопки в Иерихоне выявили доказательства существования укрепленного города с массивными стенами, датируемыми поздним бронзовым веком (около 1550–1200 гг. до н. э.). Эти даты соответствуют библейским временным рамкам израильского завоевания. Археологи обнаружили слои разрушений в руинах города, что указывает на то, что Иерихон подвергся жестокому разрушению примерно в то время, которое традиционно связывают с завоеванием Иисуса Навина.
Археологические находки свидетельствуют о том, что стены города действительно рухнули наружу, что соответствует описанию в Иисусе Навине 6:20: «Стена рухнула, и все устремились внутрь, и они взяли город». Это падение согласуется с библейским рассказом о том, как израильтяне маршировали вокруг города, трубя в трубы и крича. Кроме того, свидетельства обширного пожара внутри города согласуются с библейским повествованием о том, что израильтяне сожгли Иерихон после его завоевания ( Иисус Навин 6:24).
После своего разрушения Иерихон оставался необитаем в течение нескольких столетий, о чем свидетельствует отсутствие значительных слоев заселения в археологических записях. Это соответствует библейскому рассказу, в котором Иерихон описывается как находящийся под проклятием, а Иисус Навин заявляет: «Проклят пред Господом тот, кто восстанет и отстроит этот город, Иерихон» ( Иисус Навин 6:26)
Заключение
Многие из упомянутых выше открытий не дают прямых доказательств деталей библейского повествования, но предоставляют косвенные доказательства. Они подтверждают, что места, люди или события, упомянутые в Библии, существовали или происходили в период, описываемый повествованием. Такая проверка увеличивает вероятность того, что эти повествования отражают реальные исторические события.
Многие из этих открытий заставили замолчать скептиков, которые считали, что Библия состоит из басен и мифов. Поскольку многие из этих открытий предоставляют перспективу извне израильского контекста, это становится еще более правдоподобным.