Найти в Дзене
Росатом Дзен

«Страна Росатом». Операция «Амортизация»: на Кольской АЭС заменили демпфер в шахте реактора

Впервые в рамках планово-предупредительного ремонта на блоке № 1 Кольской АЭС провели уникальные работы по замене демпфера в шахте реактора. Готовились к операции почти три года, чтобы максимально снизить радиационную нагрузку на персонал. И это блестяще удалось.

Улавливатель кассет

Демпфер — небольшой, но крайне важный элемент обсадной трубы, расположенной в днище шахты реактора. Это металлический стержень из нержавеющей стали со специальным защитным покрытием диаметром около 13 см, длиной около 50 см и весом 30 кг. При срабатывании аварийной защиты демпфер обеспечивает правильное позиционирование кассет АРК (аварийная регулирующая компенсирующая) и смягчает их удар при падении, предотвращая повреждения.

«За все время эксплуатации, а это более 50 лет, с демпфером ничего страшного не произошло, он цел и невредим, — рассказал начальник цеха централизованного ремонта (ЦЦР) Кольской АЭС Армен Гайнутдинов. — Но три года назад при очередном плановом осмотре на нем обнаружили люфт. Приняли решение исключить зазор — это гарантия корректной работы оборудования: кассета АРК при срабатывании аварийной защиты должна занимать правильное положение, от этого зависит эффективность работы реактора. Приступили к разработке методики замены элемента в условиях повышенного радиационного фона».

Стапель токаря Сыпченко

Ключевым фактором успеха операции стало предложение токаря цеха централизованного ремонта Андрея Сыпченко создать стапель для отработки технологии вырезки демпфера — металлический макет днища шахты реактора, на котором и проводили тренировки по замене элемента.

«Мы понимали: чтобы снизить время пребывания персонала в зоне проведения работ, нужно довести все действия до автоматизма, — рассказывает Андрей Сыпченко. — К реализации проекта приступили в 2022 году, когда получили от «Гидропресса» рабочую конструкторскую документацию, содержащую параметры нового демпфера, особенности его установки и закрепления. Год ушел на подготовку проектного решения, им занимался ведущий инженер-конструктор отдела подготовки и проведения ремонта Иван Щербань. Затем еще больше года решали вопросы по приобретению нового демпфера, а уже после приступили к работам по созданию стапеля».

Полный материал читайте в «Стране Росатом». clck.ru/3N4xWP