Найти в Дзене
Infinita Book

Где был Бог во время Холокоста?

"Одна весна", Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, 1941 г., написана в концлагере Гюрс
"Одна весна", Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, 1941 г., написана в концлагере Гюрс

С момента изгнания из Израиля римлянами в 70 году н.э. еврейский народ подвергался преследованиям. Однако Холокост — или Шоа (в переводе с иврита "катастрофа") — стал беспрецедентной трагедией: было уничтожено около 6 миллионов евреев, что составляло примерно две трети еврейского населения Европы. Это событие стало тяжёлым испытанием для веры еврейского народа в Завет с Богом.

Возник мучительный вопрос: был ли Холокост деянием Бога, или же Он просто наблюдал в стороне, позволяя случиться ужасу? Иудейская теология оказалась перед серьёзным вызовом, пытаясь найти ответ. Многие потеряли веру, полагая, что Бог оставил свой народ.

"Чёрный ход", Бедрих Фритта, 1941-1944 гг., написана в концлагере Терезиенштадт
"Чёрный ход", Бедрих Фритта, 1941-1944 гг., написана в концлагере Терезиенштадт

Разные группы евреев предложили различные толкования Холокоста. Одни рассматривали его не как нечто принципиально новое, а как продолжение череды преследований, через которые еврейский народ уже проходил раньше — только в куда более масштабной форме. Они трактовали Шоа как крайнее проявление страдания в мире, испытание веры и призыв к утверждению жизни и выживанию.

Другие же видели в трагедии наказание за отступление от Бога и его законов — а Божье молчание воспринимали как временное отступление, вызванное грехами народа.

Третьи считали Шоа результатом человеческой свободы воли и её несовершенства, не связанным с Богом напрямую. С точки зрения каббалы, это можно было бы объяснить как этап цимцум — "сжатие" или "сокрытие" Бога из мира.

Со временем возникло целое направление — теология Холокоста, — которое исследует эти различные отклики и по-новому осмысляет Завет между Богом и еврейским народом в свете пережитой катастрофы. Это одно из самых острых и болезненных направлений религиозной философии XX века, поскольку оно ставит под сомнение сами основы веры, смысла страдания и существования Бога.

"Прибытие транспорта, Терезинское гетто", Лео Хаас, 1942 г., написана в концлагере Терезиенштадт
"Прибытие транспорта, Терезинское гетто", Лео Хаас, 1942 г., написана в концлагере Терезиенштадт

Трагедия поставила перед верующими евреями (и не только) фундаментальный вопрос: "Где был Бог во время Холокоста? Почему Он допустил уничтожение Своего народа?" Это испытание оказалось особенно трудным, потому что, согласно еврейской традиции, между Богом и Израилем заключён Завет: Бог охраняет и защищает свой народ, а народ хранит верность Его законам. Шоа же выглядел как разрыв этого Завета.

Некоторые ортодоксальные мыслители (например, раввин Йоэль Тейтельбаум, лидер Сатмарского хасидизма) утверждали, что Холокост стал наказанием за ассимиляцию, сионизм и отступление от еврейских традиций. Бог, по их мнению, "отвернулся" от народа, который отвернулся от Него. Эта точка зрения вызывала возмущение, особенно из-за страданий невинных детей и верующих евреев, погибших в лагерях.

Некоторые каббалисты и философы, опираясь на учение Ицхака Лурии, говорили о цимцуме — добровольном "уходе" Бога из мира, чтобы дать людям свободу воли. Холокост рассматривался как следствие этой свободы и как период, когда Бог "сокрыл лицо".

Американский теолог Ричард Рубинштейн выдвинул провокационную мысль: после Холокоста невозможно верить в традиционного, всемогущего и благого Бога. Он заявил, что Завет мёртв, и что нужно искать новые формы религиозности, признавая абсурд и трагизм мира. Философ Эмиль Факенхайм предложил свою заповедь: еврей после Освенцима обязан выжить, быть евреем и помнить, чтобы не позволить одержать Гитлеру ещё одну победу. Он не отверг веру, но предложил новую этическую форму Завета, основанную на памяти и ответственности.

Некоторые христианские богословы также исследовали Шоа, особенно в контексте переосмысления антисемитизма в христианской традиции. Например, Католическая церковь после Второй мировой войны начала пересмотр отношения к иудаизму (в частности, в документе Nostra Aetate Второго Ватиканского собора, в котором осуждается антисемитизм).

"Крыши зимой", Моритц Мюллер, 1944 г., написана в концлагере Терезиенштадт
"Крыши зимой", Моритц Мюллер, 1944 г., написана в концлагере Терезиенштадт

Теология Холокоста стала частью широких дискуссий о зле, страдании и молчании Бога. Вопросы, поднятые этой теологией, звучат и сегодня — в контексте других геноцидов и трагедий. Это не набор готовых ответов, а попытка честно задать вопросы, которые поставила история. Она показывает, как вера может выживать (или трансформироваться) даже в условиях абсолютного ужаса.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:

Infinita Book | Дзен

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: