Забросил я писать статьи, но всё-таки решил возобновить. Вдруг что из этого выйдет.
Итак, настал торжественный момент отправления на поезде Москва-Северобайкальск. 2022 год, самый разгар лета... Только недавно ковид дал возможность свободно путешествовать, и мы сразу же решили этим воспользоваться. В предыдущей статье я описал свой выбор маршрута и поезда, билеты в купейный вагон куплены, теперь потихоньку начинаются непосредственно впечатления от поездки.
Мы заходим на Ярославский вокзал Москвы через досмотр. Здание построено в неорусском стиле с элементами северного модерна — идеально для вокзала, откуда отправляется большинство поездов на север России, в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. Но наша цель — не любоваться архитектурой, а скорее занять места в вагонах.
Мы часто не замечаем красоту вокруг, когда она становится привычной. Зато сразу обращаем внимание на плохое: давку, грязь, мусор и неприятных людей.
Мы подходим к перрону и видим в нашем поезде старые вагоны. В голове мелькает мысль: «Всё пропало!» Неужели современные вагоны, из-за которых мы выбрали этот поезд, оказались обманом? С такими мыслями я шел к составу...
Вообще, среди любителей железных дорог, таких как я, многие предпочитают старые вагоны, особенно Аммендорфы (если кто читает и не знает, что это такое, фото будут ниже). Я их понимаю и согласен с ними. Однако есть нюанс: на дворе 2022 год, и настоящих купейных вагонов Аммендорф 80-х и начала 90-х уже не осталось. После капитального ремонта эти вагоны сложно узнать: снаружи ещё видны черты Аммендорфа, но внутри уже ничего не напоминает о прошлом. Поэтому такие вагоны не подходят.
Конечно, есть Аммендорфы без капитального "восстановления", а также их аналоги из Твери, выпущенные в начале 2000-х. Там тоже хорошая отделка под дерево, которая создаёт уют. В коридоре установлены сидушки, которые в детстве мы с соседскими детьми любили шлепать. Эти вагоны неплохие, но есть один недостаток, помимо того что возраст вагона даёт о себе знать — окна там пластиковые и без форточек! В аммендорфах, даже если они не прошли капитальный ремонт, уникальные и уютные деревянные окна заменяют на пластик. Жаль, что ушла эпоха, когда на верхней полке можно было наслаждаться видами через открытое окно.
Как минимум, минус этого — это отсутствие хорошего стука колёс, который создаёт ту самую романтику железных дорог. Может меня закидают камнями, но считаю, что звукоизоляция между вагоном и улицей — это не всегда хорошо. Потому что лучше наслаждаться ровным шумом колёс, пусть и почти неслышным из-за бесстыкового пути, чем слушать храп соседей, детский плач, шум биотуалета (звукоизоляция между купейными отсеками как раз плохая) и другие звуки. Я, конечно, люблю людей и сам не идеален, но для меня отдых — это и поездка тоже. В круизах вы слышите соседей в каюте? А у меня - железнодорожный круиз. Зачем в ресторанах играет музыка? Не только для создания атмосферы и танцев на столе под её ритмы. В первую очередь, она нужна чтобы можно было общаться и не слышать разговоры соседей, а также чтобы ваши беседы с друзьями или близкими не были слышны окружающим.
Так же, как и стук колёс в поездах, который создаёт приятный и неповторимый фон. Это не похоже на метро, где звук отражается от стен тоннеля и становится слишком громким. Я записываю этот фон на видео, и есть люди, которые ценят такие записи, это хороший звук для сна и чтобы сосредоточиться на работе.
А кто не любит шум поезда, как правило, пользуется самолетом. С ценовой политикой РЖД они не дороже поездов. А если нужно добраться недалеко, то подойдут скоростные поезда «Сапсан» или «Ласточка».
Удивительно, но именно в самых современных вагонах есть форточки в купе. Вы наверняка подумали: «Какие форточки, если есть кондиционер!» Но часто бывает так, что кондиционер плохо работает или вообще сломался, а форточек нет. Что делать в такой ситуации? Или, например, поезд на долгой и нудной технической стоянке, выйти нельзя, а кондиционер не работает.
Многие путают понятия «жарко» и «душно». Второе гораздо хуже. Жаркий, но свежий воздух можно терпеть, особенно если есть холодная вода. А вот недостаток кислорода при температуре +22–24 градуса, как того требует СанПиН или что-то ещё, может привести к плохому самочувствию.
Поэтому, лайфхак как обеспечить звуковую атмосферу — открыть форточку и закрыть её, но не до щелчка. Таким образом и кондиционер не портим, и атмосферы добавим. Кроме того, новые вагоны при всех недостатках по оснащению вагона намного лучше чем то, что производил ТВЗ в 2006-2008 годах, например... И поэтому новейшие вагоны считаю для себя сейчас лучшим вариантом.
Итого, по степени комфорта в поезде, учитывая, что я не езжу в плацкарте на длинные расстояния, мои предпочтения по купе такие (делю не по моделям, а по ощущениям от поездки):
1) Классический аммендорф с деревянными окнами или форточками — но таких уже нет на РЖД, возможно ещё есть на БЧ и в других республиках бывшего СССР — за неповторимую атмосферу, уют и качество
2) Новейший вагон ТВЗ-сцеп (сейчас уже их не так уж и мало, а тогда в 2022 они были в диковинку — только в поезде Москва-Владивосток, на тот момент ещё в паре , и вот в моём) — за новизну, оснащение, пока ещё чистоту (при этом отсутствие титана как и многие, считаю минусом) - фото будет ниже
3) Обычный вагон ТВЗ 61-4440 серии 2009-2018 годов выпуска, там есть форточки, ещё в относительно неплохом состоянии
4) Вагон ТВЗ «Наутилус» 2008 г.в. и новее, с форточками (за исключением расположения санузлов, ВНУТРИ для пассажира купе практически не отличаются от серии 61-4440)
5) Аммендорф без КВР, но с разными переделками (пластиковые окна, возраст, некачественная и шумная работа кондиционеров)
6) Аммендорф после КВР (все-таки там довольно уютно если сравнивать с тем что ниже по списку) - фото салона можно посмотреть здесь.
7) Вагон ТВЗ 2000-х с отделкой под дерево (опять же, уютно, но в остальном аналогично пункту 5)
8) Вагон ТВЗ 2000-х с отделкой под мрамор (не так уютно как под дерево)
9) Вагон ТВЗ «трансформер» 2006-2008 г.в. без форточек (все таки ещё не самый старый), к сожалению для меня, таких вагонов сейчас большинство
10) Вагон ТВЗ конца 90-х, все-таки небольшой уют в них есть, но и старые и без форточек
11) Худшее из худших — это ТВЗ середины 2000-х с «больничной» пластиковой отделкой - и уюта нет, и форточек нет, и старый уже.
Фото к сожалению не нашёл, но выглядит он так как пункт 8, только вместо отделки под мрамор обычный бежевый пластик.
А как бы вы распределили места вагонам? Пишите в комментариях.
К счастью, старыми оказались только прицепные вагоны Москва-Пермь, а все Северобайкалькие вагоны, купейная группа — новейшие. Таким образом, всё отлично, всё по плану! И первое впечатление от поезда осталось самое лучшее. Не буду ныть про унылые серо-красные цвета, это и так уже сделано много раз - сейчас такое время и нужно просто принять, что больше нет зеленых и разноцветных вагонов...
Ещё больше моё впечатление улучшилось тем, что я обнаружил, что отделка стен купе — слегка под дерево, вот этого я никак не ожидал, это конечно же лучше, чем просто больничный цвет.
Интересно, зачем пассажирам в вагоне эта информация (в тамбуре)? Но прикольно.
Вместо старого страшного гремящего тамбура - вот такой уютный.
Продолжение следует...
Предыдущие статьи:
* Как я решился на такое
* Выбор маршрута и план поездки
* Немного о поездах
Ссылка на все статьи об этом путешествии: