Найти в Дзене
Автосовет Юрича

5 ОШИБОК ПРИ ЕЗДЕ В ДОЖДЬ

Оглавление

Представьте, что мы с вами сидим в гараже, пахнет бензином и холодным металлом, а за воротами барабанит дождь. Я наливаю чай... Решил начать так, чтобы создать некую атмосфЭру для погружения в тему сегодняшней статьи😉

Здарова, братцы! Юрич на связи.

Сегодня за окном льет как из ведра. Знаете, есть в этом своя романтика: едешь в теплой машине, в салоне сухо, капли стучат по крыше, дворники мерно шуршат по стеклу... И в этот самый момент большинство водителей совершают главную ошибку — они расслабляются. Они думают, что дождь — это просто вода.

Но я вам скажу так: для вашей машины дождь — это не вода. Это агрессивная среда. Это экзамен по физике, химии и сопромату, который вы сдаете на ходу. Это я вам как препод говорю😁.И цена провала — не просто пересдача, а дорогостоящий ремонт, который может легко перевалить за сотню тысяч. А порой даже и здоровье, не приведи Господь.

Сейчас я расскажу 5 главных ошибок на мокрой дороге, о которых вы даже и не догадываетесь. Не тех, что в автошколе рассказывают, а настоящих, жизненных, после которых мужики хватаются за голову и несут деньги в сервис, а волосы - седеют.

Ошибка №1: Режим глиссера, или "Я поплыл!"

Вы едете по трассе, скорость 90-100 км/ч. Вроде всё под контролем. И тут, влетая в широкую, но неглубокую лужу, вы вдруг чувствуете, что руль стал невесомым, а машина перестала реагировать на его повороты. Поздравляю, вы словили аквапланирование.

-2

Как это работает с технической точки зрения:

Представьте себе шину. Ее задача — не просто катиться, а работать как насос. Канавки протектора (тот самый рисунок) должны мгновенно отводить воду из-под колеса, чтобы резина цеплялась за асфальт. И это одна из основных характеристик резины. Но у этого "насоса" есть предел производительности.

Когда скорость слишком высока или протектор изношен, шина просто не успевает выбрасывать воду. Между асфальтом и колесом образуется водяной клин. Машина буквально "всплывает" и начинает скользить по поверхности воды, как катер в режиме глиссирования. Всё, сцепления с дорогой больше нет. Вы не едете, вы плывете. Потому что в этот момент на колесо как бы "наматывается" вода.

Какие факторы усугубляют ситуацию?

1. Само собой это изношенный протектор: Меньше 3-4 мм — это уже не протектор, а так, намек на него. Канавки мелкие, воду отводить не успевают.

-3

2. Неправильное давление:

Недокачанная шина: Пятно контакта деформируется, центр протектора приподнимается, и вода скапливается под ним, как в корыте.

Перекачанная шина: Пятно контакта уменьшается до узкой полоски, которая легко "всплывает".

3. Широкие шины: Да, смотрится круто, но чем шире "лапоть", тем большую площадь воды ему нужно вытолкнуть. Поэтому широкая резина более склонна к аквапланированию.

Чем грозит: Полная потеря управления. Машина может пойти в неконтролируемый занос, и даже самые продвинутые системы стабилизации (ESP) здесь бессильны, потому что им тоже нужно сцепление колес с дорогой, а его нет. Итог — кювет или встречка.

Мой Автосовет: В дождь снижайте скорость, особенно на трассе. Если чувствуете, что руль стал подозрительно легким, а обороты двигателя чуть подросли (сопротивление-то упало) — это ОНО. Запомните, как "Отче наш": НИКАКИХ резких движений. Не тормозите в пол, не крутите рулем. Плавно отпустите педаль газа и держите руль прямо. Машина замедлится, водяной клин исчезнет, и сцепление восстановится.

Ошибка №2: Слепая вера в тормоза после проезда лужи

Вот вы пролетели по глубокой луже, окатив пешеходов (что само по себе нехорошо). Едете дальше, а через 50 метров кто-то резко тормозит перед вами. Вы жмете на педаль, а она... как будто ватная. Машина продолжает ехать, и торможение начинается с огромной задержкой.

Что тут произошло?

Вы "намочили" тормоза. И тут есть большая разница между дисковыми и барабанными механизмами.

Дисковые тормоза: Они открытые. Вода попадает на диск и колодки, создавая тонкую водяную пленку, которая работает как смазка. Эффективность торможения резко падает. Но благодаря центробежной силе и открытой конструкции, они высыхают относительно быстро.

Барабанные тормоза (часто стоят сзади на бюджетных авто): Это капкан для воды. Барабан — почти закрытая система. Вода, попавшая внутрь, остается там надолго. Она не просто снижает трение, она может полностью свести его к нулю на несколько секунд.

-4

Чем грозит: Резкое и непредсказуемое увеличение тормозного пути. В критической ситуации этих метров вам как раз и не хватит. Еще одна опасность: если намокли тормоза только с одной стороны, при резком торможении машину может развернуть.

Мой Автосовет: После проезда любой глубокой лужи ОБЯЗАТЕЛЬНО "просушите" тормоза. Это делается просто: не разгоняясь, несколько раз плавно и прерывисто нажмите на педаль тормоза. Вы почувствуете, как с каждым нажатием эффективность возвращается. Что происходит в этот момент? Колодки прижимаются к дискам (или барабанам), от трения возникает тепло, которое мгновенно испаряет воду.

Бонусный ужас: Если у вас были раскаленные тормоза (например, после активной езды или спуска с горы) и вы влетели в холодную лужу, тормозной диск может получить тепловой удар. Его "поведет", то есть он деформируется. Симптом — сильное биение в руль при каждом торможении. Лечение — проточка или замена дисков.

-5

Ошибка №3: Гидроудар

Самая дорогая ошибка из всех. Вы видите перед собой огромную лужу, настоящее море. Другие разворачиваются, а вы думаете: "Да у меня же внедорожник/кроссовер/просто я смелый!" — и на скорости пытаетесь ее форсировать. Машина въезжает в воду, поднимает волну, и вдруг... резкий удар, двигатель глохнет. Всё. Приехали.

Это гидроудар.

-6

Техническая мясорубка под капотом:

Двигатель внутреннего сгорания работает, всасывая и сжимая воздушно-топливную смесь. Ключевое слово — сжимая. Воздух сжимается отлично. А вот вода, как известно из школьной физики, практически несжимаема.

Воздухозаборник двигателя на большинстве легковых машин находится довольно низко — за решеткой радиатора, в бампере или внутри колесной арки. Когда вы на скорости влетаете в воду, волна поднимается как раз до этого уровня. Двигатель, работая как мощный пылесос, вместо воздуха засасывает в цилиндр порцию воды. Да, для гидроудара необходимо прям таки много хапануть воды, чтобы он еще дошел до цилиндра и большая его часть задержится в воздухане, фильтре и тд. Но есть риск все таки попадания воды и в цилиндр.

-7

Дальше происходит катастрофа:

Поршень идет вверх, чтобы сжать то, что в цилиндре.

Но там несжимаемая вода.

Деваться энергии некуда, и она ищет самое слабое звено.

Этим звеном оказывается шатун — деталь, соединяющая поршень и коленвал. Он гнется в "бараний рог". Иногда ломается поршень, трескается головка блока или даже пробивает стенку блока цилиндров.

Чем грозит: Это клиническая смерть двигателя. Ремонт, если и возможен, сопоставим по цене с покупкой БУшного мотора. Это сотни тысяч рублей и недели ожидания.

-8

Мой Автосовет: Золотое правило — не знаешь брода, не суйся в воду. Если вы видите, что вода скрывает бордюр или доходит до середины колеса стоящих в луже машин, — это ваш предел. Не едьте. Лучше потратить 10 минут на объезд, чем 100 тысяч на ремонт. Если уж пришлось ехать, то делайте это на минимальной скорости (5-7 км/ч), на первой передаче, создавая перед машиной небольшую "волну", которая будет отводить воду от воздухозаборника.

И кстати. Для тех, кто любит подушнить, что мол "риск маленький, лужа должна быть глубокая как река..." , Скажу : вас может окатить попутно проезжающий камаз, который не сбавил скорость, окатив вас водой. И тут будет достаточно даже неглубокой лужи. Ртск есть всегда

И САМОЕ ГЛАВНОЕ: Если вы заглохли посреди лужи, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пытайтесь снова завести двигатель! Этим вы гарантированно доломаете то, что еще могло выжить. Только эвакуатор. Поверьте, это самый дешевый выход из ситуации.

Ошибка №4: Экономия на спичках

Дождь, ночь, встречные фары... и тут ваши дворники вместо того, чтобы чистить стекло, размазывают по нему тонкую пленку грязи и воды. Видимость падает до нуля. Или другая ситуация: на улице +5 и сыро, а у вас моментально запотевают все стекла изнутри, и вы едете, как в аквариуме.

-9

Технические корни проблемы:

"Дворники": Резинка щетки со временем "дубеет" от солнца и химии, покрывается микротрещинами. Пружины поводков ослабевают и уже не могут плотно прижать щетку к стеклу. В итоге она не срезает воду, а скользит по ней.

Запотевание: Воздух в салоне теплый и влажный (от вашего дыхания, мокрой одежды). Стекла холодные. Влага из воздуха конденсируется на холодной поверхности — физика в чистом виде.

Чем грозит: Ясен пень, чем. Не увидел яму — пробил колесо. Не увидел пешехода — стал виновником трагедии. Не заметил маневр соседа по потоку — попал в ДТП. 90% информации водитель получает через глаза. Лишать себя этой информации — самоубийство.

Вот, кстати, вам еще статья по теме запотевания стекла.

Мой Автосовет: Меняйте щетки стеклоочистителя хотя бы раз в год, не ждите, пока они начнут скрипеть и мазать. У меня вообще в авто рядом с запаской всегда лкжит запасная пара дворников. И не экономьте на омывайке. А главный лайфхак против запотевания — это кондиционер. Да-да, даже зимой. Нажмите кнопку A/C вместе с печкой. Кондиционер осушает воздух, и сухой воздух, попадая на стекло, мгновенно убирает конденсат. Это в разы эффективнее, чем просто дуть горячим воздухом. Хотя если кондея нет, то тоже выход.

Ошибка №5: Электрический душ

Машина после дождя или проезда лужи вдруг начинает "троить", дергаться, плохо тянуть или вообще глохнет на холостых. Знакомая картина? Это ваша электрика приняла незапланированный душ.

У меня так было лет 9 назад, когда я, заезжая в тоннель на Ленинградке, увидел там огромное скопление воды, снизил скорость, и в момент когда был в самой глубокой части этого "водоема" длинной метров 20, попутно со мной продетел камаз на скорости 60+км/ч, окатив меня водой. Машину сразу начало трясти, троить,выскочила гирлянда. Еле выполз из этого тоннеля, заехал во двор и стоял сох минут 40.

Где "пробивает"?

Высоковольтная система: На старых машинах это главная беда. Микротрещины в изоляции высоковольтных проводов или на корпусе катушки зажигания становятся мостиком для электричества. Искра, вместо того чтобы идти на свечу, "пробивает" на мокрый корпус двигателя. Цилиндр отключается — вот вам и "троение".

Генератор: Он часто расположен низко и ничем не защищен. Вода, попадая на него, может вызвать короткое замыкание в диодном мосту или регуляторе напряжения. Итог — пропадает зарядка, загорается "аккумулятор" на приборке.

Датчики: Самый уязвимый — датчик положения коленвала (ДПКВ). На многих моторах он стоит внизу, рядом со шкивом. Если его разъем залить водой, он перестает передавать сигнал на "мозги", и двигатель глохнет мгновенно.

Чем грозит: От нестабильной работы двигателя до полной его остановки посреди дороги. Плюс риск дорогостоящей замены сгоревших компонентов.

Мой Автосовет: Перед сезоном дождей откройте капот и просто осмотритесь. Видите потрескавшиеся провода? Меняйте. Разъемы датчиков можно обработать специальным влаговытесняющим спреем для электроконтактов. Если после лужи мотор забарахлил, не паникуйте. Часто достаточно просто дать машине постоять и просохнуть. Но если проблема повторяется — бегом в сервис на диагностику.

Финалочка:

Братцы, машина — она как живой организм. И дождь для нее — серьезный стресс. Давайте повторим 5 "НЕЛЬЗЯ":

НЕ гоняй, чтобы не "всплыть".

НЕ забывай просушить тормоза после лужи.

НЕ лезь в глубокую воду, чтобы не убить мотор.

НЕ экономь на обзоре, меняй дворники и включай кондиционер.

НЕ игнорируй "троение" после водных процедур.

Дождь — это не повод сидеть дома. Это повод быть умнее, внимательнее и уважительнее к своей машине и к физике, которая управляет нами на дороге. И к людям вокруг.

Берегите себя, свои "ласточки" и свои кошельки. Удачи на мокрых дорогах!

А теперь ваша очередь. Пишите в комментариях, в какие "мокрые" передряги попадали вы. Самые интересные и поучительные истории разберем вместе!