Будучи человеком равнинным, лесным, лесотундровым, а иногда и пустынным, к горному пейзажу не привык, а он захватывает. Когда утром встаёшь попить, предположим, а в окно заглядывают горы со всех сторон, замрёшь думая о высоком и только потом пойдёшь дальше. Вот так крутые горки, это вам братцы и сестрицы не Лемболовские холмы.
Путь на карьер ГОКа. Карьер ГОКа, карьер Мукуланский, самый высотный карьер и Европы и России. 2600 - 3200 метров над уровнем моря, то есть территория работы, куда петляю на Уазике. В долине, меж тяжёлых рудных гор, построен и жив город Тырныауз. Если идти вверх и вверх, по бесконечно прекрасному серпантину дорог Русского Кавказа, среди снежных вершин, отчаянным трудом и стальной волей выбит рудник, пробит карьер не раз спасавший нашу страну тугоплавким металлом. Подъём на рудник - изумительная возможность увидеть Тырныауз с высот Приэльбрусья.
Мы выполняем работы по экспертизе выполнения комплекса работ по инженерно-геологическим, гидрогеологическим, геомеханическим изысканиям по объекту «Предприятие по добыче, обогащению и переработке руды Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения» ООО «Спецгеологоразведка». 64 поправки в основной договор, прежде чем попасть в Приэльбрусье! Замечу, с нашей стороны. То есть выполняем аудит, как работают субподрядчики нашего Заказчика.
Петляем по серпантину карьерных дорог. Поднимаемся к снегам, осматриваем буровые установки, площадки, быт. Оцениваем правильность выбора технологий работ – словом, нормальная работа горного инженера.
Очевидно, что дороги надо будет восстанавливать. Рудник был заброшен с 2000 года, а природа берёт своё и равняет всё искусственное. У неё есть и силы, и время. А у человека есть интерес, к тому, что лежит, например, в этих горах. Так и соревнуемся. Одна часть природы с другой.
Пока в этих горах не нашли молибден, а потом и вольфрам с золотом, они выглядели, как и прочие хребты Альпид, вот так:
На Кавказе всё непросто, а если к этому «непросто» добавить металл, становится ещё сложнее. Так и с Тырныаузским вольфрамо-молибденовым комбинатом.
Ничто не падает нам в руки с небес. В бесконечно далёком и почти мирном XIX веке, по меркам ХХ века 1898 году, врач из Нальчика, пытаясь скрасить свой достаточно унылый быт любил ходить по горам. Как я его понимаю. Жил бы в Нальчике, занимался бы тем же. Врач оказался человеком внимательным и наблюдательным. Звали его П.Х. Грамматиков. В результате Грамматиков, имя и отчество его мне найти не удалось, вместе К. Исакандеровым подал в соответствующий царский департамент заявку на открытие «свинцово-серебряных руд» в верховьях реки Тырныауз-Су. Однако, что тогдашнее царское правительство проигнорировало инициативу граждан. Нам это знакомо.
И мы бы никогда не узнали об этих людях, если бы в 1928 г., во время разведочных работ сначала геологом И. Н. Ситковским, а затем в 1935 г. геологом Б. В. Орловым, буквально случайно, не была бы найдена эта заявка царских времён. Дальше, краткая справка о месторождении и событиях с ним связанных.
«Месторождение Тырныауз (W-Mo), Северный Кавказ, Россия, - приурочено к Тырныауз-Пшекишской мобильной зоне, сложенной сильно метаморфизованными породами палеозоя и нижней юры, прорванными интрузивными телами разного состава и возраста. Месторождение скарновое, сформировалось в позднеальпийскую эпоху тектономагматической активизации. Выделяются руды: в скарнах (45%), скарнированных мраморах (32%), биотитовых роговиках и гранитоидах (21%), амфиболовых роговиках (2%). Разведанная глубина месторождения свыше 900 м, промышленная мощность от 2 до 130 м, падение, в основном, крутое.
На месторождении выделяются 28 пластообразных рудных тел. Основные запасы приурочены к пластовой седловидной рудной залежи мощностью в центре 100 м и протяженностью более 1 км. Руды молибденовые и комплексные (вольфрамо-молибденовые). Тырныауз славится большим разнообразием минералов. Главные рудные минералы: шеелит, молибденит. Основные компоненты руд: вольфрам, молибден, медь, висмут. Кроме того, в рудах содержатся Au, Ag, Cu, Zn и др. элементы.
Из истории открытия. Для проведения разведочных работ в верховьях реки Баксан в 1928 г. направляется группа геологов Северо-Кавказского геологоразведочного треста под руководством И.Н. Ситковского, которая сначала открывает мышьяково-полиметаллические жилы в районе Тырныауз-Су, а затем – сурьмяное месторождение на хребте Малый Тырныауз.
В горных осыпях группа И.Н. Ситковского находит отдельные прожилки молибденита, но увлеченная поисками свинца, она не придала им практического значения. Материал, собранный экспедицией И.Н. Ситковского, принёс большую пользу в тридцатых годах, когда изучению и разведке стало придаваться исключительное значение. С 1932 по 1936 гг. в районе Тырныауза работала группа геологов Центрального научно-исследовательского института под руководством С.П. Соловьёва. В конце 1934 г. поисково-геологическая партия Северо-Кавказской геологической конторы проводит поисково-съёмочные работы в верховьях реки Баксан, в ходе которых геологи обнаружили коренное месторождение молибденита и молибденовое оруденение в различных местах хребта Улду-Тырныауз-Тау, а также месторождения сурьмы в 1,5–2 км. к северу от вершины Коргашинли-Тау. В 1935 г, во время геолого-поисковых работ установлено геологическое строение района и обнаружен ряд новых точек оруденения, в частности впервые в коренном залегании вольфрам в виде минерала шеелита. Выходы руды на поверхность при открытии месторождения были найдены на горной вершине, имеющей обрывистые склоны и получившей название Молибденовый пик, на высоте свыше 3 км над уровнем моря, выше альпийских лугов.
Тырныаузский горно-обогатительный комбинат. «До 1968 месторождение разрабатывалось подземным способом. С 1968 производится комбинированная отработка месторождения открытым (карьеры «Высотный» и «Мукуланский») и подземным способами (рудник «Молибден»). Верхняя часть месторождения на отметках 2800-3200 м отрабатывается карьером «Высотный». Система разработки транспортная, высота уступов 10-12 м. Попутно добываемые руды перепускаются по карьерному рудоспуску длиной 900 м.
Горные работы на карьере «Мукуланский» ведутся на отметках 2800-2300 м одновременно в несколько смещённых по высоте склона рабочих зонах. Система разработки транспортная. На очистных и вскрышных работах используют: экскаваторы, буровые станки, автосамосвалы, погрузчики. Внедряется циклично-поточная технология с радиометрической сортировкой и рентгенолюминесцентной сепарацией. Перепуск руды - по карьерным рудоспускам глубиной 400-600 м.
На подземном руднике «Молибден» рудные тела вскрыты штольнями, слепыми стволами и др. на отметках 2015-2615 м. Система разработки в основном этажно-камерная и подэтажного обрушения с отбойкой на "зажатую" среду. Высота этажа 75 м. На проходке горизонтальных выработок и на очистных работах применяют самоходное дизельное оборудование (80% добычи), автосамосвалы, погрузочные машины. Перепуск руды по системе глубоких рудоспусков глубина 200-600 м.
На концентрационном горизонте рудника производится электровозная откатка всей руды, поступающей по рудоспускам с открытых и подземных работ. Отвальные хвосты по трубопроводу направлялись самотёком на пульпо-насосную станцию и затем перекачивались в хвостохранилище.
В начале 2000-х годов деятельность Тырныаузского горно-обогатительного комбината фактически была прекращена. Большие затраты комбинат понёс на ликвидацию последствий селевого потока, спустившегося на Тырныауз в июле 2000 года. В дальнейшем оборудование предприятия фактически было разграблено. В 2001 г. ГОК был признан банкротом. В 2008 году объявлялось о нахождении иностранного инвестора (японская Marubeni Corporation) для возрождения предприятия, инвестиции в восстановление производства оценивались в 2,5-3 млрд руб., однако по состоянию на март 2011 года эти планы остались нереализованными» [https://wiki.web.ru/wiki/Тырныауз].
Многие штольни, пробитые в горах руками советских горняков. превратились в подземные реки, без всякого карстового процесса. Снега тают, дожди идут, тюбинговая крепь штолен теряет свою монолитность, водоотведение из процесса технологического лет десять назад стало процессом природным и вот на наших глазах штольни превращаются в подземные реки, а некогда мощнейших рудник СССР в «чудские копии» исчезнувшей советской цивилизации.
Хотя, может и не следует быть настолько романтично-пессимистичным. Мы же здесь не туристы, а вполне прагматично проводим аудит горных (буровых) работ, подгоняя сроки исполнения контракта. В 2017 году корпорацией «Ростех» создано ООО «Эльбрусский горнорудный комбинат» (ЭГРК). Это большой проект возобновления добычи и переработки вольфрамо-молибденовых руд на Тырныаузском месторождении. Планируемая мощность рудника - 1,5 млн. тонн руды в год, а выпуск товарной продукции составляет 4,5 тыс. тонн в год триоксида вольфрама и 0,3 тыс. тонн в год оксида молибдена, что куда как меньше мощности советского ГОКа. На пике производительности Тырныаузский ГОК перерабатывал до 10 млн т руды в год.
В 2018 году ЭГРК оформила лицензию и началось возрождение и добычи руд, и ГОКа. «ООО "Эльбрусский горнорудный комбинат", получившее право на разработку вольфрамо-молибденового месторождения в Кабардино-Балкарии, было единственным участником конкурса», из пресс-релиза от 17 апреля 2018 г Федерального агентства по недропользованию.
Там была свойственная Роснедра «весёлая история». Изначально стартовая цена аукциона была заявлена в 2,2 млрд рублей. Однако, «Ростех», оставшийся единственным участником конкурса предложил разовый платеж снизить до 1,08 млрд рублей, с чем Роснедра легко согласились. Однако «Эльбрусский горнорудный комбинат» не стал скупится и заплатил на 100 рублей больше указанного в условиях конкурса. Такая интересная, но вполне понятная история. Вольфрам не имеет природных аналогов и крайне важен для оборонной промышленности.
Впрочем, сегодня 2025 год и величие всех этих планов никак не повлияло на объективную действительность.