Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Буксируемый собрат 122-мм танковой пушки Д-25, оставшийся опытным

История 122-мм корпусной пушки Д-2, создававшейся с расчетом получения крупнокалиберного противотанкового орудия

То, что бронетанковая техника в годы Второй мировой войны развивалась стремительными темпами, секретом не является. Между тем, ровно такими же, стремительными темпами развивалась артиллерия, особенно противотанковая. Причем на данный процесс напрямую влияла ситуация вокруг танков и САУ. Поскольку уровень их броневой защиты резко вырос, потребовались более мощные орудийные системы. Готовить новые орудия начали еще до войны, но в 1941-43 годах произошел резкий скачок их развития. Что привело, в том числе, и к резкому росту их боевой массы.

Проект наложения ствола по типу 122-мм корпусной пушки А-19 на лафет гаубицы М-30, ноябрь 1942 года.
Проект наложения ствола по типу 122-мм корпусной пушки А-19 на лафет гаубицы М-30, ноябрь 1942 года.

В Советском Союзе работы по созданию противотанковых орудий нового поколения начались во второй половине 1940 года. Результатом стало появление 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2, которая имела сложную судьбу и длинную паузу с точки зрения перерыва производства. Впрочем, куда меньше повезло тяжелым противотанковым орудиям, которые создавались в 1941 году. Речь идет, прежде всего, о 107-мм противотанковой пушке М-75, созданной для борьбы с призрачными немецкими тяжелыми танками. В 1943 году у нее появился потомок - 122-мм корпусная пушка Д-2, которую позже создавали скорее как противотанковую. В серию она так и не пошла, хотя именно Д-2 стала прародителем танкового орудия Д-25.

Так выглядел проектный ствол орудия. В отлчие от А-19, имевшей составной ствол, данная разработка имела ствол-моноблок, а также двухкамерный дульный тормоз.
Так выглядел проектный ствол орудия. В отлчие от А-19, имевшей составной ствол, данная разработка имела ствол-моноблок, а также двухкамерный дульный тормоз.

Почему 107-мм противотанковая пушка М-75 так и не стала серийной, есть целая масса причин. Начиная с не отработанных до конца боеприпасов (прежде всего бронебойных снарядов), и заканчивая чрезмерной массой. Есть у нас секта свидетелей тягачей, которая порой не очень понимает в артиллерии. Так вот, у немцев с тягачами дела обстояли получше. Но вот ведь незадача: летом 1943 года, когда дебютировали 88-мм немецкие противотанковые пушки 8.8 cm Pak 43 и Pak 43/41, их нередко бросали. Ибо противотанковую пушку массой где-то тонн 5 особо по полю не потаскаешь. А тут орудие с боевой массой около 8 тонн. Как его таскать, особенно по полю, вопрос крайне интересный.

Из истории Д-2. Она отчасти объясняет, почему работы по орудию шли неспешно. Кстати, тут она указана как полевая, то есть рассматривалась в качестве ПТО.
Из истории Д-2. Она отчасти объясняет, почему работы по орудию шли неспешно. Кстати, тут она указана как полевая, то есть рассматривалась в качестве ПТО.

Вторая волна крупнокалиберных противотанковых орудий появилась осенью 1942 года, причем именно так они не именовались. На самом деле КБ завода №8 под руководством Ф.Ф. Петрова разрабатывало семейство орудий на унифицированных лафетах. Идея состояла, помимо унификации, также в облегчении орудийных систем. Связано это оказалось в расширении ассортимента тягачей, которые могли использоваться для их возки. В нашем случае наибольший интерес вызывают проекты наложения стволов на лафет 122-мм гаубицы М-30. На нее предполагалось наложить стволы 107-мм пушки обр.1910/30 г, 107-мм пушки М-60, корпусной 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы М-10.

Д-2 в конфигурации с клиновым затвором, изначально такая пушка была одна.
Д-2 в конфигурации с клиновым затвором, изначально такая пушка была одна.

На самом деле всё не так просто. В случае с некоторыми системами наложение шло с существенной доработкой стволов. Тем не менее, выглядела идея заманчиво. Например, 107-мм орудие М-60 имело боевую массу 4000 кг, а облегченная система - 3300 кг, разница весьма существенная, особенно для тягача. Более перспективной сам Петров считал наложение на лафет М-30 ствола 107-мм пушки обр.1910/30 г. Данное орудие, имевшее индекс ЗИК-30, имело массу 2650 кг и вполне тянуло на дивизионную систему. Впрочем, наибольший интерес вызвали "облегченные" М-10 и А-19. Поскольку завод №8 разделили на два (№8 и №9), а Петров оказался на "9-ке", данные системы получили новые индексы - Д-1 и Д-2 соответственно.

Еще три пушки построили с поршневым затвором, но они не особо были интересны военным.
Еще три пушки построили с поршневым затвором, но они не особо были интересны военным.

Согласно расчетам, будущее орудие Д-2 имело боевую массу 4050 кг. Многовато, но если сравнивать с М-60, уже не всё так плохо. Если у 107-мм пушки имелись проблемы с боеприпасами, то для корпусной пушки А-19 имелся широкий ассортимент снарядов, включая бронебойные. Не говоря уже о том, что как противотанковое орудие оно оказывалось более эффективным. Скорострельность орудия оценивалась в 6-7 выстрелов в минуту. Для системы с раздельным заряжанием и поршневым затвором вполне неплохо. А самое главное, орудие стало крайне актуальным с точки зрения противотанковой артиллерии. Связано это оказалось с появлением у немцев тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

В 1944 году орудия прошли войсковые испытания.
В 1944 году орудия прошли войсковые испытания.

5 мая 1943 года И.В. Сталин подписал постановление ГКО №3290сс "О восстановлении производства 122-мм корпусных пушек образца 1931/37 года и изготовлении опытных образцов лёгких корпусных пушек". Согласно пункту 2, создавалось 2 орудия - с баллистикой 100-мм корабельной пушки Б-34 и баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. Хитрость в том, что текст постановления явно писался под ЦАКБ, у которой в проекте были орудия С-3 и С-4 соответственно. Причем С-4 являлось наложением ствола с баллистикой А-19 на лафет С-4. Вот только С-4 еще требовалось спроектировать, а Д-2 - вот она, делалась на раз-два. Казалось бы, у завода №9 есть фора во времени. Но оказалось, что казалось.

Всего к Д-2 набралось 14 пунктов замечаний. Часть из них устранили в 1945 году.
Всего к Д-2 набралось 14 пунктов замечаний. Часть из них устранили в 1945 году.

Для начала, как уже говорилось выше, стволы А-19 и Д-2 - не одно и то же. От А-19 бралась казенная часть с затвором, но ствол у Д-2 был свой, причем, в отличие от корпусной пушки, он являлся моноблоком. Кроме того, у А-19 длина ствола составляла 5650 мм, а у Д-2 - 5484 мм. А-19 изготовлялась без дульного тормоза, а у орудия КБ завода №9, еще осенью 1942 года, предусматривался двухкамерный дульный тормоз. Причем его конструкция не раз менялась. Кстати, в переписке за 1943 год данную пушку неоднократно называли полевой, как и БС-3. Для ведения огня прямой наводкой использовался телескопический прицел ОП4-1, позже он применялся на целом ряде послевоенных орудий.

Некоторые пункты были неустранимы. При угле возвышения больше 25 градусов требовлось рыть яму под казенник.
Некоторые пункты были неустранимы. При угле возвышения больше 25 градусов требовлось рыть яму под казенник.

Впрочем, главным тормозящим фактором стало то, что летом 1943 года появился проект наложения ствола Д-2 на люльку танкового орудия Д-5. Он получил обозначение Д-25, в виду важности задачи приоритетом стала эта работа. Надо сказать, что завод №9 всё же изготовил опытный образец орудия, который прошел первые испытания, но Д-25 потребовала больше внимания. В результате работы по орудию существенно замедлились. При этом у ЦАКБ с ее С-4 тоже дела шли не лучшим образом. Следует отметить, что для Д-2, по требованиям ГАУ, разработали клиновой затвор. Поршневой затвор имели орудия №1, №3и №4, а клиновой - №2.

В ходе зимних испытаний.
В ходе зимних испытаний.

В 1944 году Д-2 прошли войсковые испытания, в ходе которых составили 14 пунктов доработок. В их числе тугая работа клина затвора, недостаточная уравновешенность системы, что привело к росту усилий на маховик системы наводки до 18 кг. Имелись претензии к креплению телескопического прицела. Также боевая масса оказалась немного выше проектной - 4390 кг в боевом положении и 4440 кг в походном положении. То есть можно сказать, что получился советский аналог Pak 43. Еще одной проблемой стало то, что при угле вертикальной наводки больше 25 градусов требовалось рыть траншею.

Согласно документам, под конец 1945 года было решено все Д-2 переделать.
Согласно документам, под конец 1945 года было решено все Д-2 переделать.

В начале 1945 года состоялся боевой дебют 100-мм полевой пушки БС-3, не такой мощной, как С-4 и Д-2, но более легкой (3650 кг) и приземистой. Она вполне подошла на роль нового мощного противотанкового орудия. Что же касается Д-2, то летом 1945 года испытывались орудия №1 и №3 с поршневым затвором. Проблемы, выявленные ранее на орудиях с клиновым затвором, частично устранили. Впрочем, повышенная нагрузка на маховиках системы наведения и недоработка спускового механизма никуда не делись. По итогам испытаний системы признали их не выдержавшими и потребовали доработки. Впрочем, время Д-2, как и С-4, уже вышло. Тем не менее, за 1945 год орудия переделали. Они все получили стволы с клиновыми затворами.

Сохранившееся до наших дней орудие со стволом №7. Переделана из орудия с поршневым затвором.
Сохранившееся до наших дней орудие со стволом №7. Переделана из орудия с поршневым затвором.

Из 4 орудий до наших дней сохранился один из образцов, оснащенных клиновым затвором (ствол №7, поставлен в ходе модернизации). В 90-е годы орудие, как и часть других исторических систем, находившихся на хранении, вывезли в Казахстан. Случилось это в рамках соглашения о сокращении обычных видов вооружения. То, что имело калибр менее 100 мм, уехало на Поклонку. Маразм, но да, было и такое. Так что увидеть опытный образец тяжелой противотанковой пушки можно под Астаной. Там же, кстати, стоит и ее визави - 122-мм пушка С-4. Как можно заметить, советской Pak 43 не получилось, может, и к лучшему. Всё же 4,5 тонны для ПТО - это много. Да и раздельная наводка для противотанковой пушки - это совсем не плюс.

Автор благодарит Кирилла Кокшарова (г. Челябинск) за помощь в подготовке данного материала.

Список источников:

ЦАМО РФ

Архив ЧТЗ

pix009.livejournal.com

Другие статьи о советской противотанковой, полковой и дивизионной артиллерии:

История создания 85-мм противотанковой/дивизионной пушки У-10, опытная партия которой успела даже повоевать

Мехтяга для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК

Рассказ о 45-мм противотанковой пушке 7-33, один из образцов которой находится в экспозиции Музея отечественной военной истории

Рассказ о 76-мм дивизионной пушке Обр.1933 года (Ф-19), одной из идейных предшественниц орудия Ф-22

Рассказ о 76-мм дивизионной пушке Ф-22 из коллекции Музея отечественной военной истории

К 80-летию официального принятия на вооружение 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, самого массового орудия в истории

Рассказ о 76-мм дивизионной пушке ЗИС-3 выпуска 1942 года из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

История появления и запуска в крупную серию 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 обр.1943 года

История опытной полковой пушки обр.1927-42 г., созданной в начале 1942 года Кировским заводом в Ленинграде

История ЗИС-21, опытной модернизации полковой пушки обр.1927 года, проведенной силами КБ завода №92

История упрощенных колес для 45-мм противотанковой пушки, создававшихся в 1942 году

История 85-мм орудия Ф-28 УДЛ (Ф-7), одного из экспонатов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

107-мм противотанковая пушка М-75 и другие советские сверхмощные противотанковые орудия 1941 года