В классе сидит подросток, который уверен, что знает все лучше вас, и даже как надо вести урок. Он поправляет других, ворчит: «Ну сколько можно этот Present Simple повторять?», а если дать ему волю, то вообще начнет ставить оценки вместо вас.
Это не бунт, это — хозяйский тип мотивации по Герчикову.
Такие ученики не вредничают, они просто рождены руководить. И если их не занять полезной деятельностью, они займутся… ну, например, реорганизацией вашего урока под свои стандарты.
Какие же эти «хозяева»?
1) Очень любят контроль. Их девиз: «Я бы это сделал иначе (читай: лучше)».
2) Критикуют «несправедливость»: «Почему Петя получил 4, а я тоже 4, хотя ответил полнее?»
3) Обожают ответственность. Но только свою, а не ту, что навязывают.
4) Их можно распознать по фразам
«А можно я сам объясню? Они всё равно не понимают»
«Давайте быстрее перейдем к сложному, это слишком легко»
«Можно, я проверю их диалоги? Я бы вот так исправил…»
Что делать учителю?
Использовать следующие типы заданий:
1) Исправь ошибки: даете текст с намеренными ошибками, ученик — главный редактор, который должен исправить все косяки. Чем абсурднее ошибки, тем лучше.
2) Учитель на 5 минут: разрешите им провести мини-объяснение темы, но только на 5 минут. Не забудьте сказать: «Если объяснишь так, чтобы все поняли, то ставлю +10 к карме»
3) Судья в дебатах: пусть следят за таймингом, выставляют баллы за аргументы, выносят вердикт. Дайте им колокольчик для особой важности.
Важно: Не переборщить!
Не позволяйте «захватить власть». Четко обозначайте границы: «Ты судья, но правила — мои».
Хвалите за конструктив. «Твое объяснение было огонь! Но давай теперь послушаем других».
Если начинает «терроризировать» группу сразу отправьте «в отставку».
Хозяйский тип — это не кошмар учителя, а скрытый ресурс. Доверьте им контролируемую власть и они будут гордо вести ваш урок, но думать, что свой...
А у вас есть такие «мини-директоры» в классе? Как вы с ними справляетесь?
Статью подготовила Наталья Иванова — методист и преподаватель с более чем 20-летним стажем работы; спикер летней школы для преподавателей английского языка «TEACHING TEENS IN MODERN REALITY»; руководитель CPD программ Trendy English; специалист по работе с подростками; методист программы «Учитель для каждого»; со-автор курсов «Как учить тех, кому за 10», «3 элемента эффективной работы с группами».