Найти в Дзене
Газета Предгорье

Нет хутора - нет ФАПа

Оглавление

Почему жители Куйбышева остались без доступной медицинской помощи.

Жителям бывшего хутора Куйбышева за медпомощью приходится обращаться за пять-шесть километров в Шедок, и всё потому, что когда-то хутор переименовали в улицу.

Четверть века назад в Шедокском поселении всё было предельно ясно. Есть административный центр – село Шедок и хутора Заречный, более известный как Тараканчик, Куйбышев и Известковый. И если Тараканчик притулился прямо под боком Шедка, то остальные находились в отдалении.

ФАП вам не положен!

- Мы много раз обращались к властям на местах, в край, чтобы нам построили здесь ФАП, - рассказывает проживающая на улице Надежда Боровая. – И наши обращения услышали. В Куйбышеве установили модульное здание фельдшерско-акушерского пункта. Мы в любое время могли обратиться за помощью, прямо на месте пройти курс лечения. Потом ФАП закрыли, заявив, что он не соответствует нормативам, да и не положено нам – в поселении есть офис врача общей практики. Вы - улица, а не отдельный населённый пункт, и этого офиса достаточно. Но почему-то никто не учёл, что наш хутор-улица отстоит от центральной части Шедка на три с половиной километра в ближней части и на шесть – в самой отдалённой. И населяют его в основном люди пожилые. Для многих из них очень трудно либо вообще невозможно пройти даже 100 метров.

Здание закрытого ФАПа сохранилось до сих пор.
Здание закрытого ФАПа сохранилось до сих пор.

Транспорт к нам не ходит, а машина, на которой медработник должен приезжать к нам, очень часто отсутствует. Людям нужно постоянное лечение, которое до того мы получали в ФАПе или прямо на дому, а не разовая помощь. Отделение дневного пребывания в Шедке для нас не выход - добираться не на чем.

Я обращалась в Москву, там наш вопрос переадресовали на краевой уровень. В конце мая пришёл ответ из краевого минздрава. Наш вагончик, в котором до того мы получали медицинскую помощь и были этим очень довольны, вдруг оказался не соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям, что «не позволяет проводить лицензирование необходимых видов медицинских работ и услуг».

Плюсов много, но и минусов достаточно

- Я давно приехала сюда из Магадана, - говорит Наталья Овсянникова, - и мне здесь понравилось, в том числе и то, что рядышком функционировал медпункт.

Были в разные годы трудности, несколько лет назад из колодцев и скважин стала уходить вода, администрация нам организовала её доставку транспортом. Сейчас с водой порядок, для жизни есть всё необходимое: газ провели, дорогу заасфальтировали, освещение сделали. Словом, что от нашей администрации зависит, то полностью обеспечивается.

Но хотелось бы обратить внимание и на минусы. Самый главный – это то, что перестал работать ФАП. Медицинская помощь может понадобиться в любую минуту, а ждать скорую или машину Шедокского ОВОПа, которая привезёт фельдшера или врача, приходится долго. Что бы и как ни считали наверху, это ошибка – лишить хуторян помощи на месте. Что для них оптимизация, то для нас, простых людей, – ухудшение доступности и качества услуг. Конечно, тем, у кого есть свой транспорт, проще, но это же не все.

Убрали аптеку в Шедке. Нам теперь и до лекарств не добраться. На всё поселение работает один врач. Она сильно устаёт от такой огромной нагрузки. Ей самой бы уже помочь надо, а молодых кадров нет.

Другой минус – это то, что на всей улице, длина которой почти три километра, остался единственный магазин. Кто живёт близко, тем повезло, а вот пожилым идти по гравийке с самого края улицы проблематично. А продукты нужны всегда, на неделю-две не закупишься.

- У нас буквально по всем направлениям жизнь улучшается, - считает Татьяна Ерёменко. – Спасибо нашему главе администрации Алексееву, обо всём заботится, что в его силах. Свет, газ, асфальт, вода, подвоз хлеба в понедельник, среду и пятницу – всё обеспечил. Но есть проблема – ФАП. Руководство Мостовской ЦРБ говорит: «Вызывайте врача: есть телефон, есть машина, к вам приедут, окажут помощь». Но врач по вызову – это не выход. Если кто-то решил, что жителям так будет удобнее, то сделали хуже, усложнили жизнь людям.

- Помню времена, когда жизнь на хуторе Куйбышева была иной: ни освещения, ни газа, только печки и дрова, - рассказывает другой хуторянин Павел Татусёв. - Дорога была полностью гравийная, не такая ровная, как сейчас - после дождя иногда и не проедешь. К лучшему поменялось всё – это безусловно. Жить здесь можно по-человечески, для полного счастья, по большому счёту, не хватает только работающего ФАПа.

Многим пожилым просто не на чем добраться в офис врача, а пенсионеров у нас очень много. Хорошо, если приедет фельдшер и окажет помощь на дому, а если надо посещать дневной стационар неделю или дольше? На чём добираться?

Я делю нашу улицу-хутор условно на три части. Есть своя «рублёвка» с магазином, светом, асфальтом, середина, где свет есть, но нет асфальта, и «трущобы» – с первого по 48-й дом. Там ни света, ни асфальта. Вот хотелось бы и туда немного цивилизации, прежде всего освещение.

Владимир Алексеев, глава Шедокского сельского поселения:

- Решение о смене статуса хуторов на улицы было связано с реорганизацией избирательных участков и переписью населения. После этого все законодательные действия и инициативы в отношении Куйбышева и Известкового предпринимались с учётом того, что они считаются улицами. Жители при поддержке администрации обращались в минздрав с просьбой оставить ФАП, но нам дали ответ, что в одном населённом пункте должно быть одно медицинское учреждение, кроме того, блочный ФАП из двух помещений не соответствует новым стандартам оказания медицинской помощи.
По просьбам жителей медработникам выделили новый автомобиль вместо старенького УАЗика. При необходимости оказания медпомощи жители звонят в офис врача общей практики, медработник приезжает по указанному адресу и проводит обследование. Если есть к этому показания, назначается курс лечения в дневном стационаре, где имеются нужные медикаменты и оборудование.
Аптека, к сожалению, в поселении не работает, так как медицинская организация, планировавшая открыть аптеку, свои намерения изменила. Администрация рассматривает возможность обустройства аптеки в здании старой амбулатории, если оно будет передано на баланс поселения. Кроме того, ведётся работа над тем, чтобы обеспечить в ближайшее время открытие кабинета физиотерапии.

О том самом решении

3 августа 2001 года Мостовский районный совет депутатов принял решение № 61 «Об уточнении наименований поселений на территории Мостовского района», в котором говорится, что в связи с предстоящей переписью населения, необходимостью приведения названий поселений в соответствие с данными общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления наименования некоторых сельских округов, населённых пунктов и статусы последних изменяются. В частности, по Шедокскому сельскому округу (так он тогда назывался) согласно пункту 1.3 решения хутор Заречный следует считать селом Заречным, а согласно пункту 3.3 вместо посёлков Известковый и Куйбышева с селом Шедок следует оставить наименование только села Шедок Шедокского сельского округа.

То есть Известковый и Куйбышев по этому решению депутатов из посёлков (не хуторов!) превращались в часть Шедка, а именно в улицы. Но о том, что в дальнейшем будет проведена оптимизация первичного звена медицины и введены другие нормативы, тогда не могли и предположить.

Никита Вагаев. Фото автора.