Домашние куры — продукт гибридизации красных лесных кур и серых лесных кур, до сих пор населяющих джунгли юго-восточной Азии. Их одомашнили на юге Китае в неолите, самое большее 7000 лет тому назад, и это было не приручение дикой птицы, а взаимное привыкание: куры тратили рис на полях и шурудили на помойках, а земледельцы собирали яйца и отлавливали зазевавшихся. Таким образом, куры занимали ту же нишу, что и фазаны, проникающие в наши южные города и благополучно там размножающиеся, как-то приспособившись к соседству человека и одичавших и диких животных. Но у кур намного лучше иммунитет, и плотность их популяции в конкретном месте может быть выше, чем у других их родичей, они суммарно несут больше яиц, они стадные, к тому же куры — существа безбашенные, в отличии от фазанов. Их самоуверенность порой поражает. Так что, подружиться с человеком им было проще.
Долгое время куры не покидали пределы треугольника : юго-восток Китая, Мьянма, северный Тайланд. Только 2500 лет до новой эры куры появились в Индии, и уже оттуда по торговым путям двинулись на завоевание мира. В конце второго тысячелетия до новой эры они появляются в Египте, а уже в IX веке до новой эры — в Южной Африке. В это время их уже держали в Месопотамии и Персии. Но движение на запад сначала шло со скрипом — на территории Марокко куры появятся только в VII веке до новой эры.
В Европу Дуньку курицу долго не пускали. Распространением этой птицы занимались финикийцы, и из их колоний она сначала захватила Средиземноморье. Особенно популярны стали куры в Греции и на Апеннинском полуострове благодаря тому, что их там активно поедали. А как же остальные народы? А вот остальные держали кур как предмет престижа, больше для удовольствия, чем для пользы — ради петушиных боёв. И даже в Вавилоне, где в кухонных остатках V века попадается яичная скорлупа, тоже так было.
В Греции, Этрурии, а позже - в Риме петушиные бои считались простонародной забавой, поэтому кур стало очень много, и уже отсюда их греки и этруски продолжили развозить по торговым факториям и колониям, а вечно голодные римляне придумали, куда пристроить лишнее поголовье. Да, изысканность римской кухни, как и впоследствии французской — порождение нищеты.
К северу от Альп куры появляются в заметных количествах в V веке до новой эры, и здесь птица впервые столкнулась с проблемой — морозными зимами. При уровне птицеводства, которого достигли даже цивилизованные европейцы, не принято было создавать курам особые условия для размножения. Куры имеют привычку прятать яйца, насиживать начинают, когда снесут в укромном месте штук десять-пятнадцати. Несушка оставляет гнездо и возвращается к нему только через сутки-двое. Весной кладка переохлаждается по ночам, зародыши погибают. Поэтому репродуктивно успешны были только те птицы, которых нарочно заводили для боёв — чтобы дорого-богато, и ни у кого таких нет. Их яйца берегли и следили за тем, чтобы наседка села вовремя. Но это никак не сказывалось на содержании взрослых птиц: они жили на свежем воздухе, основной рацион составляло то, что сами себе добыли. И ночевали под стрехой сараев. Над курами трудился естественный отбор, а жернова Господни мелят хотя и верно, но очень медленно.
В качестве экзотической птицы для спорта куры попали на Британские острова с материка сначала в юго-западную Англию (будущую), где процветала торговля оловом. К рубежу нашей эры их разводили в Центральной Англии и в Уэльсе. На территории Шотландии, Северной Англии и Ирландии археологических свидетельств пребывания этой птицы отсутствуют ещё по меньшей мере пятьсот лет.
Те немногочисленные костяки кур, которые в Британии относятся к доримскому времени, - не кухонные остатки, а следы жертвоприношений, сопровождавших обряды, в том числе похоронный. Так что, куры не только развлекали народ потешными поединками насмерть, но и принимали участие в духовной жизни людей. В захоронении птиц присутствует парность: петух и курица. Что-то щёлкало, видимо, в головах у британцев, и какой-то фольклор на куриную тему появился.
Римляне, оккупировав треть Британии, внесли свои коррективы: они, как уже упоминалось, кур ели и научили этому покорённое население. Куры очень популярны, их даже на монетах изображают, какие-то монстры на них в виде петуха с человеческой головой. Кстати, в это же время в Британию завезли кроликов. И всё было хорошо, пока в 410 году римляне не решили сойти с темы. В птицеводстве случился коллапс. Это лишний раз подчёркивает, что британцы не хотели вкладываться в разведение животных, которые требовали особого ухода, и выведение цыплят оставалось узким местом. При этом основными потребителями курятины, видимо, были не бритты. Кстати, и кроликов истребили тогда за пару десятилетий, их заново завозить пришлось. Тем не менее, куры в Британии пережили и набеги ирландцев, и вторжение саксов. Пятипалый доркинг - потомок римских кур тому свидетель, мужественно преодолевший все превратности истории.
В Ирландию куры попали именно из Романской Британии, хотя ирландские птицеводы мечтают о великом прошлом и зачем-то придумали завоз бойцовой птицы из Финикии. В Ирландию куры прибыли поздно, если не считать единичных случаев — но павлины, например, в массы не пошли, это тот же случай. Численность кур возросла к VII веку, а в каждом дворе они стали обычны только к XIV, и причина была простой: именно в средние века в популяциях европейских кур распространилась мутация, определявшая высокую яйценоскость, не связанную с погодными условиями. Птицы стали размножаться не только весной, но в любое время, когда продолжительность светового дня большая, и от линьки до линьки. Теперь не обязательно было спасать кладку от заморозков. Цикл размножения притёрся к особенностям климата. Но ирландская птица оставалась не в средиземноморском, яичном, а в бойцовом типе, что недвусмысленно указывает на основное её применение.
В раннем средневековье куры в Ирландии уже настолько обычны, что даже в законы Брегонов попали: тут и размер участка в петушиный крик (если без осложнений, порядка 2 км), и цены на яйцо и цыплят фиксированные, потому что нечего, и штрафы за беспокойство, которое соседские куры причиняли обывателям. Кур принимали в залог и брали в залог при аресте имущества.
Разведение домашней птицы было женским ремеслом. Доход, полученный от продажи яиц и цыплят в общий котёл не поступал, а оставался в распоряжении хозяйки дома. При разводе большую часть средств по этой статье дохода делили в пользу жены.
Кур держали на вольном выгуле в сенных сараях. Это значит, никто за птицей не смотрел, и она бродила, где вздумается. Поиском яиц занимались дети. Чтобы несушки не бросили обнаруженное гнездо, в нём оставляли пару яиц и подкладывали камни подходящих размеров и формы. Когда хозяйка понимала, что какая-то курица начала задерживаться в гнезде, наседку отсаживали в спокойное место и подкладывали яйца. Через двадцать один день появлялись цыплята, которых квочка водила всё лето — или их продавали, а курицу заряжали на новый цикл.
Создаётся впечатление, что основными потребителями яиц в Ирландии выступали монастыри. Братия жарила яйца и даже сушила, а сушёные употребляла в постные дни - так было можно. Мясо же вовсе никому не сдалось, пока имелись в кладовой свинина и говядина. Если в наличии были гусиные яйца, им оказывали предпочтение, а куриные не ценились.
И, напоследок, суеверия. Первое, связано с окрасом птицы. Белый петух - к счастью, а чёрный нужен для всякого ведовства. Яйца кур красили на пасху и украшали скорлупой ветви боярышника, чтобы отпугнуть «фейри». Чтобы волшебных существ нечаянно не привадить, нельзя было оставлять на месте трапезы половинки скорлупы, непременно искрошить как можно мельче. В вечер перед Пепельной средой, накануне Великого поста, семья пекла блины и угощалась напоследок. Первый блин должна была испечь девица на выданье. При этом перевернуть блин нужно было без рук, подкинув на сковородке. Упал на пол — не будет свадьбы в текущем году.
В любом случае, до Нового времени куры не вносили значимого вклада в рацион ирландцев и существенного вклада в бюджет домовладения не вносили. А вот проигрыши на петушиных боях...