Что было бы, если бы Леонардо писал свои полотна на обшарпанных стенах заброшек? Или если бы Сергей Есенин выводил свою грустную Русь непосредственно на бумажных обоях, что отслаиваются вместе со штукатуркой? Полагаю, искусство бы брызнуло живой кровью: потому что жизнь нигде так остро не ощущается, как на грани смерти. Где и секира “уже при корне.” (Мф. 3:10) Сегодня в гостях на канале один из самых значимых поэтов современной русской музыки, тонкий лирик, который зачастую черпает вдохновение там, где тонкого мало. Артем Саграда (лидер группы “Соль Земли”) завсегдатаем знаком по моим статьям о русском рэпе. И, быть может, даже если рэп вы слушать не стали даже со мной, после этого интервью вы сочтете, что зря:) Да и если Палабра берет интервью у Саграды, речь явно пойдет о чем-то избыточно русском!
В конце статьи вас ждет конкурс: победителя ждут два билета на концерт Саграды и “Соль Земли” в Москве.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Привет, Артем! Честно сказать, я давно хотел взять у тебя интервью. Но так, чтобы ты раскрылся по-новому. Говорить с тобой о творческих планах, происхождения твоего испанского ника, или даже поездках на фронт - было бы слишком обыденно. Я же спрошу для начала: ты очень любишь Россию. А какой ты видишь ее через 20-30 лет? У тебя есть рецепт “Русской Мечты”?
Филипп, здравствуй. Хороший вопрос. Если убрать в сторону весь закономерный скепсис и хорошенько подумать, то вот мои мысли. Первое - это реиндустриализация, или на современный манер - индустриализация 2.0, называйте как хотите. Наш народ просто не может позволить себе быть постиндустриальным обществом, где одна часть живёт натуральным хозяйством, а другая живёт в мегаполисах, где в зданиях бывших фабрик и заводов - барбершопы, лофты, и гастробары. Эту тему можно развивать, но думаю что мысль понятна. Далее - национальной идеей должно снова стать просвещение в самом широком смысле этого слова, как и было когда-то, от Кирилла и Мефодия до Достоевского и Наркомпроса. Просвещение научное, культурное, религиозное. В девяностые это прекрасное слово было высмеяно и отметено, но в то же время это - вековой идеал лучших людей нашей истории, как и всемирной, впрочем. При этом здесь не должно быть лютой казёнщины, от которой сразу хочется убежать на маркетплейсы и в дивный мир сериалов на цифровых платформах. Ну и третье - тотальная смена миграционной политики. Без комментариев.
Мне безумно близко, что ты неожиданно для многих, кто тебя слушает, заявил о том, что быть донельзя русским, не означает отказаться от всего западного. Даже наоборот: Условные “Острые козырьки” можно и должно затрофеить и переосвятить под своим стягом. Предположим, тебя пригласили бы записать фит (“совместную работу”) с кем-то из коллег на Западе. Ты бы согласился? И о чем мог бы быть такой трек?
Проблема в том, что у нас просто нет перед глазами удачных примеров того, о чём ты говоришь. Ну у меня по крайней мере. Где русский артист записывает что-то весомое с кем-то из великих, да еще и оттуда. А если этого не делал никто из условных звёзд, то что может получится у меня? Написать Дэйву Гэану (прим.: вокалист Depeche Mode) - хай, Дэйв, ай'м Артём, ай'м э рэппер фром Раша, лет’с мэйк э сонг тугеза? Или попросить Стинга спеть припев в моей очередной песне про отношения? Хотя за деньги всегда можно снять в клипе условного Xzibit (прим.: знаменитый американский рэпер), вот только худеть и молодеть для такой коллаборации он вряд ли станет. Как-то так я это вижу...
Я вот скромно пишу свои пародии на “нет.фликс” - чтобы показать, как воюют на Западе за умы и души. И чтобы намекнуть, как Россия могла бы ответить, продвигая себя и свое ценности. А какие 5 западных произведений искусства ты обязательно посоветовал бы знать наизусть тем, кто хочет продвигать Россию в мире? Песни, картины, книги, фильмы - выбирай на свое усмотрение!
Многим это может показаться несерьёзным, но я - старый толкиенист. И Толкиен - это первый западный писатель, которого я в таком объёме освоил ещё в детстве. "Властелин Колец" - это самое христианское произведение, в котором нет ни слова о Христе. Профессор Толкиен был убеждённым и практикующим католиком, и создал произведение куда более впечатляющее и куда менее нарочитое, чем произведения того же Клайва Стейплза Льюиса, которые сейчас очень популярны в православной среде и с которым при жизни они были друзьями и единомышленниками. Если брать по объёму других прочитанных мною западных авторов, назову Оноре де Бальзака, Джека Лондона и Эриха Марию Ремарка. Разные страны. Разные эпохи. Замечательные книги. Засчитайте это мне за две позиции, оставшиеся три будут фильмами, в живописи я, к своему стыду, разбираюсь плохо. Это будет "Бойцовский клуб” (прим.: рассказать о картине в отельной статье?) - величайший гимн нонкорфомизма и произведение, разделившее мою жизнь на "до" и "после". Парадоксальным образом ода саморазрушению пробуждает великую волю к жизни. Следующий фильм - «Последний самурай". Терпеть не могу сектанта и просто неумного человека Тома Круза, но он хороший актёр и снялся минимум в двух великих фильмах, в этом и в "С широко закрытыми глазами". "Последний самурай" - это эстетика Традиции, какому бы народу она не принадлежала. Ну и еще я очень люблю фильм "Умница Уилл Хантинг". Просто - замечательное кино.
Мне, как и многим настоящим знатокам, безумно нравится образность твоих текстов. В них есть и краски, и контрасты, и метафора, и вызов. Ты не пробовал рисовать или снимать кино?
Рисую очень плохо. Кино очень люблю и даже немного знаю процесс кинопроизводства изнутри, так как участвовал в саундтреках к фильмам. Это параллельная вселенная. Процесс сложнейший. Объём задач отпугивает. Мыслей заниматься этим не было вроде никогда. Несколько раз в жизни читал сценарии к фильмам, как к снятым, так и к неснятым. Интересный опыт. Своё кино в голове возникает в процессе, да.
Совсем скоро, 3 июля в Москве ты выступишь с большим концертом. Я неуверен, что интервью у нас на канале - оптимальная реклама:) И говорю о концерте для другого: “16 Тонн” - место легендарное и камерное. Можно ли назвать такой концерт почти квартирником? Или совместным молебном?
Я бы не стал использовать ни первый термин, ни второй. Первое слово я не очень люблю, оно про другое время, другую музыку и другой формат. Это про андеграунд, про неформальность. Я очень много сил приложил к тому, чтобы выйти из андеграунда. Ну а второе слово слишком патетичное и обязывающее слишком ко многому. Пусть будет просто концерт.
Ты считаешь, что рэп может стать “молитвой, но не с бритвою во рту?(с)” Рэп, который вышел оттуда, где “всем хорошо, но хорошего мало.”(с)
Я бы не стал смешивать эти два понятия. Рэп - это музыка, это разговор человека с человеком. Ему место в клубах и на стадионах. Молитва - это разговор человека с Богом. Ее место - в храме и в сердце человека. Но справедливости ради надо отметить, что православные молитвы имеют авторство, и по-своему тоже очень поэтичны. Только поэты, написавшие их были святыми.
Как христианин, открытый, воцерковленный, ты лучше меня знаешь о том, что скверна исходит изнутри человека (Мф. 15:17-20), и что брань по матушке - не есть хорошо. Тебе тяжело дается к ней прибегать? И доколе это уместно по-твоему?
Это очень сложный для меня лично вопрос. Я для себя решил так - рэп - это именно тот стиль и тот формат, где нецензурная брань возможна как средство художественной выразительности, как возможность называть определенные вещи своими именами, как то, что есть в жизни, а значит может присутствовать и в современной культуре, как в ее прямом отражении. Это не отменяет того факта, что мат - это грех и грязь. И того, что за каждое слово человек даст ответ. Кстати, именно "по матушке" я обычно не выражаюсь, и в песнях вроде не было.
На грани все обостряется, даже козырьки. Ты многое повидал: какой человек в какой самой жесткой ситуации тебе запомнился больше всего? Я, скажем, не могу забыть глаз военного с тотальным ожоговым поражением. Почти мумию, но жадно желавшую жить. И видеть, что на него смотрят не с жалостью, а с пониманием: “мы были такими как вы, а вы будете такими как мы.”(с) Раз - и на его месте окажется любой, включая меня.
Если перебирать, то многое можно вспомнить. Мне кажется, самое страшное - потеря детей. Подростком я видел глаза отца моей подруги, погибшей в автокатастрофе. Я знал человека, у которого в отпуске за границей в автокатастрофе погибли жена и двое детей. В соцсети я подписан на Александра Дугина. Он почти каждый день находит и выкладывает фотографии Даши.
Очень часто русских пытаются разделить. Как и всех, над кем есть желание властвовать, впрочем. В чем для тебя главное точка единения на Руси?
Тут повторюсь - это Просвещение. Пусть даже будет с большой буквы. Образование и самообразование. Знание своей истории и культуры, как и общемировой, впрочем. Они там от своей многовековой великой христианской культуры отреклись. Мы ее забираем себе и сохраним. Знание своей культуры. Знание своей религии. И прекращение реконструкторской войны между мамкиными белыми и цифровыми красными.
Кем бы ты видел своих детей и внуков? Во времена, когда умение оперировать дроном - базовый навык, а высшее образование фактически себя изживает.
Мы живём в такое время, что даже просто думать о том, есть ли у нас у всех будущее, страшно. Если есть - пусть оно будет таким, каким я его описал в предыдущих ответах. Я воспитываю своего сына примером, но кем ему быть - выберет он сам и знает только Бог.
Отмотаем картину к концу. Непосредственно к Свету. О какой кончине ты молишь Бога?
Мы все в молитвах просим "христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом.” С другой стороны мой любимый поэт Николай Степанович Гумилёв говорил о том, что "несравненное право - самому выбирать свою смерть". Он, собственно, и выбрал. У рэпера Хаски есть стихи «...Я хочу умереть, как Мисима". Я пророчить свою смерть не берусь и развивать эту тему как у себя в голове, так и в словах и в творчестве, не люблю. О себе можно мнить что угодно, но как я поведу себя в смертный час и при каких обстоятельствах - я не знаю и знать не могу. В любом случае определяющим фактором будет то, что именно и в каком объёме ты сделал в этой жизни для людей, для Бога и для Вечности.
Спасибо тебе огромное за нелегкое и смелое интервью. Разговор по душам, и о душах. Живых душах. Вечности. И Любви не на 5 минут или 7 лет. 3 июля в Москве, в легендарных “16 Тонн” будет ваш большой концерт.
Давай разыграем два билета? На концерт 3.7.2025 в 16 Тонн вдвоем пойдет тот, кто предложит самое необычное, ёмкое, и многообещающее четверостишие в стиле Саграды! Выбирать победителя попросим самого Артема. Пишите ваши варианты в комментариях! Итоги подведем 30.6.2025 после 00:00. А для вдохновения я выложу небольшой треклист Саграды у нас в ТГ.
______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока на ваши донаты -
ПОДКОРМИТЬ КАНАЛ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.