Слишком многим я рискую, замыслив эту статью, чтобы от нее отказаться. Где нет риска, нет и шансов. Где нет сомнений, нет истины. Тем не менее, я колебался целый час (что для меня очень долго). Считается, что аудитория Дзен скорее зрелая и ностальгию предпочитает всему новому. Что рэп в ее глазах - удел молодых, безвкусных хулиганов, не знающих настоящих музыки и поэзии.
А затрагивать священную для большинства Россиян тему Второй Мировой Войны, пусть даже по касательной, через песни военных лет - все равно что ходить по минному полю. Один неверный шаг - и ты тяжело ранен, любое неверное слово - и тебя нет. Ставить же песню современную, а тем более трек в жанре рэп, в один ряд с “Жди меня” или “Темная ночь” - могут счесть за святотатство. Даже если ты оговариваешься: новая песня еще не прошла испытание временем, да и времена сейчас менее требовательные к художнику и исполнителю. Все равно, могут не понять. Колебался. Пока не пришел новый и неожиданный комментарий к моему старому видео про рэп. “Главное быть искренним” - ответил про себя я. И сел писать.
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Песни военных лет, с которыми я пока что знаком, сплошь творения больших мастеров. Даже то, что звучит, будто написано простым солдатом в окопе, на деле творчество классно подготовленных профессионалов. Но при этом настолько искреннее и пронзительное, что профессионализм никак не привнес фальши или лишнего пафоса. Эти мастера в трудную минуту были со своим народом - во всем и до конца. Песня, о которой пойдет речь сегодня - написана одним из культовых современных Российских рэперов. То есть, представителем “культуры улиц”, “новым роком”, как нередко называют рэп. Вместо классических ценностей как гармония, мелодичность, слог - здесь на первом месте неприкрытая простота, протест и “новая искренность” (т.е. разговорный язык без цензуры и рамок дозволенного). Сам собой напрашивается вопрос: ”Как же можно говорить о Святом без оглядки на приличия?”
В сознании большинства обывателей, а также фанатов жанра, и даже самих рэперов - исполнитель “нег*итянских частушек” (в России часто слышал такое определение) это мало образованный, молодой, “расписной” (я про тату) качок с большей цепью на груди. И рассказы его - сплошь хвастовство о том, как он был кичем, а стал всем. Вместо тонкой рефлексии - сравнение материального положения до и после раскрутки. Вместо возвышенных чувств - низменные инстинкты. Вместо музыки - бит (т.е. в первую очередь, ритм). “Нет, Хаски - это не собака…” - говорит слушатель в возрасте, посмотрев всего пару клипов Дмитрия Кузнецова. Есенинская сокрушение о своем несовершенстве, бескомпромиссная выразительность Маяковского и способность чувствовать боль в лучших традициях Русского интеллигента причудливо сочетаются с вполне ожидаемым спортивным костюмом.
Поэзией тексты Хаски называть не берется и он сам. Ведь окончив Журфак МГУ, парень из Улан-Удэ просто не мог не познакомиться с настоящими русскими поэтами. И тем не менее, то, что он говорит, и то, как он это делает - точно не умещается в рамки стандартной популярной музыки. Глубокие смыслы, возвышенные стремления, тонкие чувства - все это заметно выделяет это насквозь русского автора. О его творчестве можно поговорить отдельно (хотите?), но одна его песня - для меня лично - стоит особняком. “Бог войны” - самый что ни на есть современный шедевр, показывающий, что высоты в любом жанре уже не знают ни стилистических, ни иных формальных границ.
Именно немецкого слушателя, в первую очередь поразит глубина повествования - ведь рэп все же изначально “про историю”. Зная рэп немецкий, даже элитарный, поражаешься тому, что своего Хаски (и многих других Мастеров) пока нет. То ли спрос мал, то ли жизнь слишком хороша. На дворе 2022-й год, а повествование о войне от лица ее непосредственного участника звучит ровно также неподдельно и непосредственно, как если бы мы были в эпицентре Первой или Второй Мировой. Только отдельные слова, вроде “дрон”, отрезвляют: “Нет, это про здесь и сейчас!” Метафизика сравнений (“Бог войны, дай мне ночь взаймы” или “Вижу в окне: то ли дрон, то ли демон”), да и само постоянное обращение к Богу (возможно, символу “судьбы”, возможно, намек на “князя мира сего” - темного духа, в сознании испуганного и суеверного солдата, правящего бал на войне…, а возможно и молитва к Богу) поражает своей неприкрытой духовностью. В обществе немецком такое произведение на сегодняшний день рискнули бы выпустить лишь единицы - ведь говорить о “Боге и Мире” (über Gott und die Welt) считается табу. Слишком интимно, слишком болезненно, слишком поперек жизни современной, которая ищет земного. Которая громко диктует индустрии “искусства”: “Главное, не грузи!”
Является ли происходящее - включая смерть лирического я - реальностью, воображением или сном - так и остается предметом свободной трактовки. Каждый слушатель волен заполнить эту недосказанность на свое усмотрение. Будто “Превращение” Кафка - мы так и не узнаем, реально ли эта история произошла или нет. Но то, что с кем-то она происходит на войне ежесекундно - так же щемяще понятно, как в условной “Эх, дороги” (“Выстрел грянет, Ворон кружит, Твой дружок в бурьяне. Неживой лежит.”) Тема же страха и его преодоление по мере прорастания бойца в новую жизнь, жизнь на войне, удивительно напоминает “Темную Ночь.” Нескончаемо близко и немецкому уху вещь делает полное отсутсвие привязке к какой-то конкретной стране, армии или народу. Перед нами бесконечная боль войны, как ее знают все народы мира, далеко не в последнюю очередь и народ Германии.
Поддерживает же магнетизм метафизического диалога воина с судьбой, абсолютно завораживающий своей атмосферностью и цепляющей цикличностью “липкий” (мотив “липкости” раскрыт и в припеве: “Утром, липким, как чешуя”) бит. Строго говоря, основан бит на сэмпле, т.е. музыкальном заимствовании, цитате - ни много, ни мало из саундтрека к “Андрей Рублев” Тарковского. Где, как не у мастера тонкого, рефлектирующего русского кино. В какой картине, как не бесконечно длинной, как история войн и трагедий на Руси, работе, раскрывающей весь ужас междоусобицы и человеческих потерь. Выстроенной вокруг фигуры высокодоходного творца, способного не просто писать Лики Святых, но видеть их. Видеть их так, как не видят другие. Узреть то, что недоступно окружающим. Для образованного немецкого киномана - отдельная отрада увидеть преемственность Великого искусства в России.
Сложно представить себе человека, которого бы этот трек не электрифицировал, не заставил бы “будто трон парить над канавой” вместе с лирическим Я. Двигаться же в такт, как это принято в Хип-Хоп-культуре захочется лишь векам, которые неизбежно начнут работать: ведь ток слез гарантирован. Слез светлых, полных надежды на то, что “Бог войны” даст еще одну “ночь взаймы”. Сегодня, завтра и всегда.
*песня внесена в реестр экстремистских на территории Российской Федерации
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.