Почему двух художников? Этот дивный портрет встречается то в списке картин Рафаэля, то в списке другого итальянского художника эпохи Возрождения – Джулио Романо.
А дело было так… Рафаэль попросил своего ученика Джулио Романо написать женский портрет по своему эскизу. Романо работу выполнил. Но Рафаэлю кое-что не понравилось, и он изменил портрет.
Картина была написана маслом на панели. А уже потом (в середине 16-го или даже в 18-м веке) перенесена на холст.
Долгое время считалось, что это портрет Джованны Арагонской (1502-1575), герцогини Палиано, дочери неаполитанского короля. А в конце 19 века исследователи пришли к мнению, что здесь изображена Изабелла де Рекесенс, жена Рамона де Кардоны, вице-короля Неаполя.
Если честно, я не поняла, почему изображения разные. Если кто-то знает, расскажите. Что это? Искажение оттенков или разные копии?
Кстати, на каком-то сайте мне попалось объявление о продаже копии этого портрета (а он сейчас в Лувре). Там было написано: «Копия портрета Рафаэля. Картина из собрания семьи графов фон дер Марвиц, Потсдам».
Так или иначе, а в начале 19 века этот женский портрет стал широко известен.
Он очаровал знатных дам. И им захотелось шить себе похожие наряды.
Вот один из таких портретов. 1815 год. Казалось бы – эпоха ампир…
Но на самом деле это уже не совсем ампир, а «период моды Реставрации», как его называют. То есть – реставрации монархии во Франции.
И я уже писала, что тогда началось увлечение Средними Веками и эпохой Возрождения. Это нашло отражение и в моде.
Ниже – портрет с такой подписью: «Иоганна фон Сюдов, урожденная Грошке, в театральном костюме, 1822 год».
Шляпа – как берет на портрете Рафаэля и Джулио Романо. И локоны распущены…
А вот два портрета, написанные в 1820-е.
Эти дамы явно видели портрет Изабель де Рекесенс (или Иоанны Арагонской.)
Но вообще, в 1820-х в моде были рукава «жиго». И локоны укладывали, как правило, у висков, в плотные пучки.
Так что те портреты, где локоны свисают вдоль щёк, скорей, исключение из правила. Как и рукава, пышные не на плечах.
Но зато береты с широкими полями были в моде. И большой популярностью пользовались береты красных оттенков.
В середине 1830-х форма рукава изменилась. Они стали пышны по всей длине. Даже появился рукав под названием «безумный».
Какой рукав женских платьев во времена Пушкина называли «безумным»?
И тут иногда встречаются такие рукава, как носили в Италии начала 16 века.
Интересен вот этот портрет.
1837 год. Модный стиль «бидермейер» заканчивается, через год он сменится другим. Но «безумный» рукав пока в моде…
Но самое интересное то, что на этом портрете платье очень похоже на то, что мы видим на портрете Рафаэля и Джулио Романо.
Почти его копия, но сделанная в модном стиле конца 1830-х.
И сшили его неспроста. Ведь эта дама – королева Обеих Сицилий (со столицей в Неаполе).
Ну и как было ей не сшить платье, похожее на то, что носила, так сказать, предшественница, жившая триста лет назад.
Тиары и диадемы середины 19 века.
Причудливые береты пушкинской поры.
Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.