Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Загадочный портрет двух художников и его влияние на моду

Почему двух художников? Этот дивный портрет встречается то в списке картин Рафаэля, то в списке другого итальянского художника эпохи Возрождения – Джулио Романо.

А дело было так… Рафаэль попросил своего ученика Джулио Романо написать женский портрет по своему эскизу. Романо работу выполнил. Но Рафаэлю кое-что не понравилось, и он изменил портрет.

Картина была написана маслом на панели. А уже потом (в середине 16-го или даже в 18-м веке) перенесена на холст.

Рафаэль и Джулио Романо. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.
Рафаэль и Джулио Романо. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.

Долгое время считалось, что это портрет Джованны Арагонской (1502-1575), герцогини Палиано, дочери неаполитанского короля. А в конце 19 века исследователи пришли к мнению, что здесь изображена Изабелла де Рекесенс, жена Рамона де Кардоны, вице-короля Неаполя.

Если честно, я не поняла, почему изображения разные. Если кто-то знает, расскажите. Что это? Искажение оттенков или разные копии?

Кстати, на каком-то сайте мне попалось объявление о продаже копии этого портрета (а он сейчас в Лувре). Там было написано: «Копия портрета Рафаэля. Картина из собрания семьи графов фон дер Марвиц, Потсдам».

Рафаэль Санти и Джулио Романо. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.
Рафаэль Санти и Джулио Романо. Портрет Доньи Изабель де Рекесенс, около 1518 года.

Так или иначе, а в начале 19 века этот женский портрет стал широко известен.

Он очаровал знатных дам. И им захотелось шить себе похожие наряды.

Вот один из таких портретов. 1815 год. Казалось бы – эпоха ампир…

Но на самом деле это уже не совсем ампир, а «период моды Реставрации», как его называют. То есть – реставрации монархии во Франции.

И я уже писала, что тогда началось увлечение Средними Веками и эпохой Возрождения. Это нашло отражение и в моде.

Фридрих Бури. Августа Прусская, курфюрстина Гессен-Кассельская. Около 1815 года.
Фридрих Бури. Августа Прусская, курфюрстина Гессен-Кассельская. Около 1815 года.

Ниже – портрет с такой подписью: «Иоганна фон Сюдов, урожденная Грошке, в театральном костюме, 1822 год».

Шляпа – как берет на портрете Рафаэля и Джулио Романо. И локоны распущены…

Friedrich Wilhelm von Schadow. (1788 - 1862). Johanna von Sydow, 1822 год.
Friedrich Wilhelm von Schadow. (1788 - 1862). Johanna von Sydow, 1822 год.

А вот два портрета, написанные в 1820-е.

Эти дамы явно видели портрет Изабель де Рекесенс (или Иоанны Арагонской.)

Портрет Анны Рачинской, урожденной Радзивилл, 1827 год.
Портрет Анны Рачинской, урожденной Радзивилл, 1827 год.
Карл Джозеф Бегас. Тереза Баварская, 1825 – 1830 годы.
Карл Джозеф Бегас. Тереза Баварская, 1825 – 1830 годы.

Но вообще, в 1820-х в моде были рукава «жиго». И локоны укладывали, как правило, у висков, в плотные пучки.

Так что те портреты, где локоны свисают вдоль щёк, скорей, исключение из правила. Как и рукава, пышные не на плечах.

Но зато береты с широкими полями были в моде. И большой популярностью пользовались береты красных оттенков.

Баронесса Елизавета Васильевна Мейендорф. 1820-е годы. Неизвестный художник.
Баронесса Елизавета Васильевна Мейендорф. 1820-е годы. Неизвестный художник.

В середине 1830-х форма рукава изменилась. Они стали пышны по всей длине. Даже появился рукав под названием «безумный».

Какой рукав женских платьев во времена Пушкина называли «безумным»?

И тут иногда встречаются такие рукава, как носили в Италии начала 16 века.

Мария Малибран (театр Ла Скала, Милан) 1834 год.
Мария Малибран (театр Ла Скала, Милан) 1834 год.

Интересен вот этот портрет.

1837 год. Модный стиль «бидермейер» заканчивается, через год он сменится другим. Но «безумный» рукав пока в моде…

Но самое интересное то, что на этом портрете платье очень похоже на то, что мы видим на портрете Рафаэля и Джулио Романо.

Почти его копия, но сделанная в модном стиле конца 1830-х.

И сшили его неспроста. Ведь эта дама – королева Обеих Сицилий (со столицей в Неаполе).

Ну и как было ей не сшить платье, похожее на то, что носила, так сказать, предшественница, жившая триста лет назад.

Мария Терезия Австрийская, королева Обеих Сицилий, 1837 год.
Мария Терезия Австрийская, королева Обеих Сицилий, 1837 год.

Тиары и диадемы середины 19 века.

Причудливые береты пушкинской поры.

Мода времён Пушкина. Рукава вечерних нарядов в стиле средневековья.