Только отгремел новогодний утренник, конфетти и снежинки еще не убрали, а музыкальный руководитель уже чувствует легкое головокружение. Не от радости, а от осознания простого факта: колесо подготовки к следующему празднику только что тронулось с места. И теперь он – главная белка в этом аттракционе. На горизонте – поиск новых песен и танцев, битвы за костюмы и посещаемость, поиск пропавших ушек зайчика, ремонт треснувших кокошников и мольбы к технике. И все это – под аккомпанемент фонового стресса "А успеем ли?"
Забег на спринтерскую дистанцию с элементами эквилибристики начался!
64 утренника не предел, как оказалось. Это видно из комментариев к статье, которую я опубликовала пару дней назад. Если не читали, прочитайте сначала её, чтобы понимать, о чём речь.
Я- музыкальный руководитель детского сада. Знаю, как сложно постоянно придумывать новое! Поэтому на канале я делюсь опытом, находками и рабочими материалами (песни, танцы, игры), чтобы помочь коллегам наполнить занятия радостью и пользой без лишнего стресса.
И дело даже не количестве праздников, а в том, что всё чаще музыкальных руководителей нагружают как Бог на душу положит.
Потому что со стороны многим кажется, что работа у музыкального руководителя не бей лежачего и заключается в том, чтобы на кнопки аппаратуры нажимать. На самом деле всё не так просто.
Какие же трудности возникают при подготовке большого количества утренников?
- Ограниченное время на подготовку. Между праздниками часто всего несколько недель, иногда даже дней. Особенно весной: 23 февраля, Масленица, 8 марта с интервалом в одну неделю. А ведь нужно успеть подобрать музыку, разучить с детьми песни и танцы, подготовить реквизит и костюмы. Приходится работать в аврале, что часто ведет к компромиссам в качестве программы, лишнему стрессу и ночным бдениям над сценарием и фонограммами.
- Высокая эмоциональная и физическая нагрузка. Организация детей, индивидуальные номера, взаимодействие с воспитателями и родителями — всё это требует много энергии: как физической, так и эмоциональной.
- Недостаток кадровой поддержки. Часто музыкальный руководитель работает один и отвечает за все музыкальные мероприятия, а воспитатели не всегда могут или хотят помочь.
- Разнообразие возрастных групп. Нужно готовить разные программы для малышей и старших детей, что требует дополнительных усилий, творческого подхода и много времени. Чаще всего после работы, а ещё чаще ночью.
- Ограниченный бюджет. Не всегда есть возможность приобрести новые костюмы, декорации или музыкальные инструменты, приходится импровизировать. А иногда и личные финансы вкладывать.
Как справиться с нагрузкой и сохранить вдохновение?
- Планирование. План праздников и развлечений, составленный в начале учебного года поможет распределить нагрузку и этапы подготовки.
- Вовлечение коллег и родителей. Совместная работа облегчает нагрузку и приносит новые идеи. Обсуждение сценария, костюмов, реквизита за месяц до утренника, распределение ролей и обязанностей облегчит и упорядочит подготовку. Самое время вспомнить, что ты хоть и музыкальный, но всё-таки руководитель.
- Использование готовых комплектов материалов. Хотя музыкальные руководители творчески подходят к составлению сценариев, но готовые подборки здорово экономят время и силы.
- Делегирование. Часто слышу от коллег-музыкантов: "Хочешь, чтобы было хорошо, сделай сам!" Но всё-таки, если есть возможность — лучше привлекать помощников для подготовки реквизита, костюмов и оформления. Вырезать 500 листиков или снежинок одному человеку можно, конечно, но проще и справедливее, если разделить эту работу и вырезать по 50 листиков 10 педагогам. Ну пусть где-то будут они кривоваты, где-то косоваты. В общей массе этого никто не увидит. Это тот случай, когда перфекционизм не в прок.
- Не забывать про отдых. Регулярные перерывы и забота о собственном здоровье помогут сохранить творческую энергию.
Почему я выбираю утренники, несмотря на трудности?
На форуме музыкальных руководителей, о котором я писала в предыдущей статье, поднимался вопрос и о необходимости сокращения количества утренников. И это было бы, конечно, большое облегчение и детям, и педагогам.
Но совсем без них, всё-таки не обойтись. Наряду с музыкальными занятиями праздники и развлечения - это инструмент развития речи, музыкального слуха, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта детей. Они создают атмосферу радости, помогают формировать любовь к искусству у дошкольников: от малышей до подготовишек!
Важно!
И вот очередной спринтерский забег с песнями, костюмами и забывчивыми персонажами позади. После всей этой суматохи с песнями, костюмами и забывчивыми персонажами главный вывод прост: берегите себя, дорогие коллеги! Ваши нервы, голосовые связки и желание творить – бесценны.
Не бойтесь признавать свои трудности и искать поддержку. Организация утренников — сложная, но очень важная часть нашей работы. С правильным планированием, командной работой и заботой о себе вы сможете сделать каждый праздник ярким и незабываемым, при этом сохранив силы и вдохновение.
А если нужна помощь в подборе материалов, переходите по ссылке в мой телеграмм канал Праздники в детском саду и знакомьтесь с готовыми и проверенными комплектами к утренникам
А в комментариях поделитесь: Какая ситуация перед утренниками вам кажется самой трудной?