Найти в Дзене

Самостоятельная работа с ребёнком при алалии. Что важно знать родителям ?

Ирина:- Для тех, кто не знает, у нас есть подборка с упражнениями для самостоятельной работы родителей, чьи дети имеют сенсорную или моторную алалию. Пришло время объяснить, зачем эти упражнения нужны, что с ними делать и почему мы считаем их важной частью методики. Я бы назвала это "Секретный ингредиент нашего логопедического супа". Методика работы с детьми с алалией — и у меня, и у других логопедов в команде — строится на языковой концепции. Это касается только речевой стороны. Языковая концепция определяет правильность логопедической работы. Но есть ещё одна, не менее важная часть — это самостоятельная работа родителя с ребёнком в повседневной жизни. И это, на мой взгляд, минимум 50% успеха. А может, и больше. Попробуем рассказать, как так получилось, что методика действительно работает. Когда-то я много читала Ковшикова В.А., который обосновывает, как работает детский мозг, как нужно подавать материал. Это было интересно, но стопроцентного результата добиться не всегда удавалось. П
Оглавление

Секретная информация о том, как работает наша методика, из чего она состоит.

Ирина:- Для тех, кто не знает, у нас есть подборка с упражнениями для самостоятельной работы родителей, чьи дети имеют сенсорную или моторную алалию. Пришло время объяснить, зачем эти упражнения нужны, что с ними делать и почему мы считаем их важной частью методики. Я бы назвала это "Секретный ингредиент нашего логопедического супа". Методика работы с детьми с алалией — и у меня, и у других логопедов в команде — строится на языковой концепции. Это касается только речевой стороны. Языковая концепция определяет правильность логопедической работы. Но есть ещё одна, не менее важная часть — это самостоятельная работа родителя с ребёнком в повседневной жизни. И это, на мой взгляд, минимум 50% успеха. А может, и больше. Попробуем рассказать, как так получилось, что методика действительно работает. Когда-то я много читала Ковшикова В.А., который обосновывает, как работает детский мозг, как нужно подавать материал. Это было интересно, но стопроцентного результата добиться не всегда удавалось. Потом мы начали изучать опыт других специалистов, не российских, потому что в России логопеды до сих пор в основном работают по моторной концепции — даже не по языковой.

Особенно нас заинтересовали работы англоязычных логопедов. Удивительно, но факт: за рубежом с алалией работают только как с моторной алалией. Про сенсорную они, похоже, вообще не знают. Зато подход у них интересный. Они выяснили, что если мама просто живёт с ребёнком, занимается его развитием — моторикой, вниманием, памятью, восприятием, ассоциативными связями, постоянно с ним общается, озвучивает действия — то результат получается очень достойный.

Скажем честно: дети не становятся шекспирами, они не говорят идеально. Но — они говорят, они могут учиться в школе, пусть с дислексией, но учиться. И самое главное — не происходит снижения интеллекта. Это то, чего так часто не удавалось избежать в советской логопедии при работе с моторной алалией. Там часто бывало: речь появляется, но ребёнок так и не достигает вершины, а интеллект при этом падает.

А мы пришли к выводу: нужен грамотный специалист по языковым нарушениям и нужна мама, которая будет жить с ребёнком осознанно — играть, гонять мяч, кататься на велосипеде, учиться, развивать речь — всё, всё, всё. Если эти два компонента объединить — логопед и родитель — то на выходе мы получаем норму. Не просто речь, а норму речевую и интеллектуальную. И это подтверждается не только нашими наблюдениями, но и тестами психологов.

Мария:- Да, как ты правильно заметила — в тех странах, несмотря на то, что они называют это языковым нарушением, они воспринимают его как тотальное, глобальное нарушение, а не просто задержку речи. Они понимают, что это серьёзная проблема. Но при этом они не учат родителей относиться к ребёнку как к больному или "неправильному". Наоборот, мамам объясняют: ребёнок нуждается в развитии, в поддержке, и главное — в живом общении. И когда мама начинает с ним работать, развивать его, результат действительно появляется. Это работает — и именно поэтому мы взяли этот подход за основу.


Как работает методика Ханны применительно к детям с моторной алалией

Ирина:- Да, я даже могу назвать эту методику. Она называется методика Ханны, была описана, по-моему, в 1975 году. То ли американская, то ли канадская — сейчас точно не вспомню. Я пробовала по ней работать. Суть в том, что специалист по языковым нарушениям — это не спичтерапист в нашем понимании, а language-based therapist. Он консультирует маму 3–5 раз, мама записывает видео общения с ребёнком, специалист даёт рекомендации. И — ребёнок начинает говорить. Речь простая, бытовая, на уровне "city cab, ball" — вот такой уровень они могут сформировать. Я пробовала работать так же, и у меня на выходе получилось примерно то же: три трёхзвучных слова — и стоп.Дальше не шло. Поэтому пришлось вернуться к более структурированной системе, где логопед ведёт работу параллельно с мамой. И вот тогда начало получаться.

Как появилась и на чем основана наша методика?

Мария:- Давай расскажем — всё это ведь не просто случайные наблюдения со стороны...

Ирина:- Да. Это действительно секрет. Наш метод — это сочетание научного подхода, опыта, системной логопедии и вовлечённости родителей.

Мария:- Он не взялся ниоткуда. Мы долго к этому шли.

Ирина:- Сейчас я расскажу то, о чём практически никто не знает. Все думают: вот Ирина Петровна — такая молодец, всё сама, всё придумала. Но на самом деле нас команда. Настоящая банда. Когда раньше логопеды спрашивали меня: « Как у вас получилось? Как вы смогли?» Я смеялась и говорила:«-Во-первых, нужно удачно выйти замуж». Я действительно этим горжусь. Мой муж — выпускникОткрытого университета Великобритании. В его образовании был предмет, связанный с научными исследованиями. Его учили собирать данные, анализировать, делать выводы, и он профессионально этим занимается. Поэтому методика, по которой мы сейчас работаем, — это не только моя работа. Это наша работа вдвоём. Я вела занятия, собирала наблюдения, а он — анализировал данные, систематизировал, выстраивал логику. В течение десяти лет он выслушивал всё, что я приносила, сопоставлял факты, замечал закономерности.

Например, я говорю:
— У этого ребёнка пошёл прогресс, у этого тоже.
А он отвечает:
— Значит, они что-то общее делали. Давай посмотрим.
И вот так шаг за шагом мы приходили к выводу:
— Те, кто рисует — у них развитие речи идёт лучше.
— А те, кто, например, прошёл курс томатиса — в 10 случаях из 10 либо без изменений, либо даже хуже.

Таким образом мы и отбрасывали нерабочее, и сохраняли эффективное.
Так и сложилась наша методика. Повторюсь: это не было случайностью. Это была большая системная работа с анализом данных и репрезентативной выборкой. Мне тоже в этом плане повезло. Как я всегда говорю: Ковшикову В.А. повезло, у него в выборке было по 250–300 детей с моторной алалией. А мне повезло не меньше — просто по специфике моей работы через мои занятия прошло очень много детей с алалией. У большинства логопедов за всю практику таких детей — 3, 5, максимум 10. А у меня их было десятки и десятки, причём чётко разделённых по типам: отдельно моторная алалия, отдельно сенсорная. И вот на этой большой и чистой выборке мой муж и смог выстроить модель: что работает — что нет, где прогресс — а где иллюзия результата. Вот так и родилась методика. Поэтому сегодня, да, мы раскрываем большие секреты.

Мария:- Но это ведь очень ценно — когда анализирует не просто человек со стороны, а человек, которому действительно важно, чтобы всё получилось.

Ирина:- Ой, он даже научился диагнозы ставить! У него нет логопедического образования, но он разбирается лучше, чем некоторые специалисты. Большой молодец.

Мария:- И на сегодняшний день мы продолжаем активно работать. Методика живая, она постоянно развивается. Сейчас у нас, наверное, уже около 200 детей, которые занимаются по этой системе. Мы с нашими специалистами продолжаем анализировать, отслеживать динамику, делать выводы. И мы видим, что это действительно работает.

Ирина:- Да, кстати, именно благодаря нашим наблюдениям и анализу мы можем делать выводы: работает ли очередная новомодная методика, которую предлагают неврологи или «околологопедические» специалисты. Даёт ли она реальный результат — или это просто красивая обёртка. Потому что у нас по-прежнему большая выборка детей, и мы видим закономерности.



Как родителям самостоятельно заниматься с ребенком? Что значит настоящий комплексный подход в коррекции алалии.

Ирина:- Ну а теперь, раз уж почти все секреты выдали, вернёмся к главному — что такое самостоятельная работа родителей с ребёнком. То, что мы сегодня называем комплексным подходом, — это не когда десяток специалистов наперебой назначают ребёнку таблетки и уколы. Комплексный подход — это сочетание речевой и неречевой работы, которую родители проводят с ребёнком в обычной жизни. На самом деле любой родитель интуитивно знает, как играть и развивать своего ребёнка. По крайней мере, должен был бы знать. Но сложилась ситуация, при которой родители просто не знают, что делать. Это касается и молодых родителей, и вполне взрослых, у которых уже третий ребёнок. И знаете, в этом не вина родителей. Это — следствие изменений, которые произошли в обществе. Как бы странно ни звучало, но политика влияет на то, как развиваются наши дети. Поясню.

-2

Ирина:- Когда-то — до XX века — детей развивали дома: бабушки, тётушки, няньки, мамы. Женщины из поколения в поколение передавали знания и навыки, как играть с ребёнком, как развивать речь, память, поведение. Это то, что историк Дробышевский С.В., называл «бабушкинизацией» — передачей накопленного опыта внутри семьи. Но потом пришёл Советский Союз. Все пошли работать. Дети — в ясли и детские сады. Моё поколение ещё застало бабушек, родившихся до революции, как моя, например — она родилась в 1912 году и знала все эти «сорока-ворона, кашу варила» наизусть. А вот дальше цепочка прервалась. Мы стали забывать, как играть с детьми, как обучать их через игру. Потому что всё это делал за нас детский сад. И это были не просто хорошие сады — это была продуманная система. По васильевской программе было расписано, в каком возрасте каким видам игры обучать ребёнка. Дошкольники учились лепке, аппликации, логике, правилам поведения, даже ориентированию во времени. Воспитатели имели высшее педагогическое образование и действительно развивали детей. А потом пришли 90-е, перестройка — и детские сады потеряли и программу, и специалистов. Родители же не получили этих знаний, потому что их уже никто не научил. И теперь, когда мама говорит: «Я не умею, я плохая мама, я не знаю, во что поиграть с ребёнком» Я ей отвечаю: «-Ты не плохая. Ты просто не знаешь, потому что тебя этому не научили». И вот почему мы, логопеды, сейчас буквально по крупицам собираем детские игры, упражнения, задания, объясняем родителям, как дома заниматься с ребёнком. Чтобы мама могла не просто сидеть рядом, а активно участвовать в развитии: формировать послушание, навыки общения, нормы поведения, социализацию. Потому что социализация — это не просто посещение детского сада. Это умение жить среди людей, понимать, как вести себя в разных ситуациях. Где уместно пирожок руками, а где — нож и вилка. Так что, дорогие родители, не смущайтесь, если не знаете, чем заняться с ребёнком. Если вы пришли к нам — мы вас научим. Берите логопеда за грудки и говорите: «Подскажите, что делать дома?» Если вы не занимаетесь у нас, но хотите развивать ребёнка — включайте интернет. Ищите игры, читайте, пробуйте. Да, информации море, и на всё жизни не хватит, но даже из этого моря вы сможете вытащить то, что подойдёт вашему ребёнку. Не нравится бросать мячик? Бросайте скомканные салфетки. Результат — тот же: учимся бросать в цель. Главное — играйте. Играйте осознанно, с участием, с любовью. Потому что логопед не может сделать всё один. Ребёнку нужно два крыла:речевая работа с логопедом и повседневная жизнь с мамой или папой, где есть игры, речь, развитие.Вот только на этих двух ногах мы можем дойти до нашей цели — до речевой и интеллектуальной нормы.

Мария:- То есть получается, что сама по себе языковая концепция — это уже мощная база, и зарубежный опыт тоже даёт хорошие результаты. А если совместить и то, и другое — мы действительно приходим к нужному результату. Поэтому мы очень хотим обратить внимание родителей на наш плейлист с упражнениями для самостоятельной работы. В нём мы всё подробно объясняем и показываем: зачем, как, и что делать дома. Когда эти две части — профессиональная логопедическая помощь и самостоятельная работа родителей — соединяются, то вероятность достижения нормы у ребёнка, честно говоря, стремится к 100%.

Ирина:- Да, исключения бывают всегда. Но в целом — результаты отличные.



Почему мы создали плейлист с упражнениями для самостоятельной работы родителей детей с алалией?

Мария:- Собственно, именно поэтому мы и решили создать этот плейлист. Все эти темы мы регулярно проговариваем на занятиях с родителями — по многу раз, потому что не всё усваивается с первого раза. Это нормально.
А плейлист — это способ сэкономить время, силы и деньги.
Родители могут спокойно посмотреть материалы дома, а на занятии обсудить уже детали со специалистом.

Ирина:- Да, ведь каждый ребёнок — индивидуальный. Есть тысячи мелочей, которые важно обсудить, продумать, подстроить под конкретную ситуацию.
Но главное — постоянно помнить: развитие ребёнка происходит каждый день.
Каждый день нужно общаться, играть, придумывать, проговаривать всё, что происходит вокруг.Логопедическая работа не заканчивается за столом. Она продолжается в жизни — на прогулке, на кухне, в машине, в игре. И это — огромная экономия: и времени, и нервов, и, простите, финансов.

Мария:- Да, всё, что мы делаем — для вас, дорогие родители. И добавлю ещё важное: Речь идёт не только о норме, но и о скорости. Потому что по старой, моторной концепции можно работать и 3, и 5 лет — и не дойти до результата.
А с комплексным подходом у нас есть и шанс на норму, и шанс прийти к ней быстрее.

Ирина:- На старые подходы уходили годы мучений: страдал ребёнок, страдали родители, мучился логопед — и в итоге никто не был счастлив.

Мария:- А сейчас, с нашей методикой, у нас на результат уходит 1–2 года, и это совсем другой уровень качества жизни — и для ребёнка, и для всей семьи. И благодаря тому, что сроки коррекции значительно сократились, мы теперь можем брать более взрослых детей — потому что у нас остаётся время, чтобы их успеть развить до нужного уровня. Если к нам приходит ребёнок в 5 лет, у нас есть 2 года до школы, чтобы довести его до нормы. И мы успеваем. То же касается и более взрослых детей. Мы с ними не работаем по 10–15 лет, как это часто происходит при моторной концепции. Потому что чем старше ребёнок, тем дольше бы с ним пришлось работать по старой системе. А по языковой концепции, даже если ребёнок приходит к нам в 7–8 лет, у него есть шанс выйти в норму. И мы уже не боимся это говорить, потому что у нас есть реальные примеры, выборка детей, которые занимаются у нас прямо сейчас — и мы видим их динамику, видим их прогресс.

Ирина:- Скажу честно: раньше я боялась брать взрослых детей. Отказывалась. И теперь жалею — но тогда у меня не было ещё нужных навыков. Сейчас — уже есть опыт, есть система, и мы действительно можем успевать даже с более взрослыми детьми. Конечно, есть сложности, особенно если ребёнок уже в школе. Но всё возможно. В любом случае, если есть возможность — приходите пораньше.

Мария:- Да, потому что если, например, ребёнок приходит в 10 лет с нулевой речью, я не могу честно пообещать родителям: — Через 2 года будет норма. Это было бы нечестно.

Ирина:- А мы не обещаем невозможного. Мы честно говорим: чем раньше — тем лучше. Но даже если вы пришли позже — шанс есть. Методика работает — и мы это видим каждый день.

Мария:- Но я точно знаю: мы вывернемся наизнанку, но сделаем всё, чтобы у ребёнка получилось. И я это вижу — результаты есть.



В чем разница между ребенком, с которым занимался неправильно логопед и ребенком, с которым занималась только мама?

-3

Ирина:- Я хочу сказать в защиту мам — это важно. Это наши наблюдения, и они особенно ярко проявляются у детей с сенсорной алалией. У моториков чуть мягче, но у сенсориков — прям очевидно. Когда приходит ребёнок после логопеда, который учил его только говорить, но не понимать — это катастрофа. Потому что ребёнок вроде бы говорит, говорит, говорит… но ты не можешь вставить в его речь ни одного нового слова, он не может понять твой вопрос, неможет включиться в диалог. И это потом огромный труд — всё переделывать. А если ребёнок занимался только с мамой, то… это просто вдохновляет. Да, мама могла не знать, как научить его числительным, наречиям или грамматике — но! Она целенаправленно занималась, она нашла свой путь, научила ребёнка слушаться, ждать, реагировать. С таким ребёнком очень приятно работать. Он уже готов к взаимодействию. Он не истерит, он не саботирует, он не пугается. Он идёт в диалог.Поэтому, честно скажу: ребёнок после домашней работы с мамой часто оказывается в более выгодной позиции, чем тот, кто занимался с логопедом «по шаблону» — особенно если там упор шёл на слова или, что ещё хуже, на отдельные звуки. Так что, мамы — вы у нас молодцы.

Как найти ребенку занятие и игры по душе?

Мария:- И действительно, наши мамы замечательные. Если вы нам не верите — просто попробуйте.Попробуйте порисовать с ребёнком, полепить. Но не «как надо», а весело, интересно, с душой. Не ждите, что ребёнок сразу возьмёт карандаш. Может, сначала он просто покидается красками, сделает кляксы — и это уже прекрасно. Наша задача — чтобы ребёнку хотелось делать что-то с вами, чтобы он шёл к вам. У всех свои предпочтения. Вот сегодня, например, я разговаривала со своим Сёмушкой. Ему рисовать — не очень, а вот лепить — обожает. Он может лепить долго и даже один.

Ирина:- Да, кстати — сенсорикам лепить нравится больше. Там есть объём, тактильность, это им ближе.

Мария:- И это вам тоже на заметку: Если хотите немного свободного времени для себя — научите ребёнка таким играм и занятиям, которые ему действительно интересны. Тогда не придётся включать мультики, которые мы так активно не рекомендуем в первом и втором этапе коррекционной работы.

Ирина:- Знакомо, да? Хаотичное движение по квартире с разбрасыванием всего подряд. Чтобы это сменилось на что-то осмысленное — нужно просто научить ребёнка тому, что ему понравится. Как это сделать — как научить рисованию, лепке, развитию общей моторики — всё это мы собрали в плейлисте. Мы старались, рассказывали — заходите, смотрите. А теперь — моя любимая тема. Погружаемся в науку! Не пугайтесь, будет всего два научных слова. Когда человек что-то делает и у него получается, его мозг вырабатывает дофамин. Это один из четырёх гормонов счастья (если по-научному — нейромедиаторов): дофамин, эндорфин, окситоцин, серотонин. С серотонином мы мало что можем сделать без препаратов. Окситоцин — гормон доверия — важен, но тоже позже.А вот дофамин и эндорфин — мы можем регулировать сами. Дофамин вырабатывается, когда мозг успешно решает задачу. Если вы даёте ребёнку скучные прописи:
— "Чертим палочки, вот так..."
А у него не получается — он разочарован, дофамин не выделяется.
Результат? Он не хочет заниматься.

А если вы научите его рисовать кривое, но весёлое солнышко, с глазками размером с голову, с улыбкой — он будет гордиться, у него будет дофамин, он будет счастлив. А знаете, что ещё круче?Когда мама видит, что у ребёнка получилось — у неё тоже вырабатывается дофамин. Это означает, что оба — и ребёнок, и мама — будут хотеть заниматься ещё.
Потому что это не из-под палки.
Это:
— «О, он у меня что-то понял!»
— «Я горжусь!»
— «Покажем папе!»
И вся семья в радости. Спасибо, дофамин! А эндорфин вырабатывается при движении. Бег, прыжки, катание на самокате, велосипед, плавание — всё это естественные источники эндорфина. Кстати, отличная замена сладкому: пусть лучше побегает, чем съест конфету и испортит зубы. Мозг так устроен: если мы живём активно, двигаемся, достигаем целей — мы становимся счастливее.Рекомендую.

Мария:- То есть если ребёнку интересно с вами дома, то когда он приходит к нам на занятие и говорит:
— "Я не хочу с Машей!"
или
— "Я не хочу с тётей Ирой!"
— мама спокойно скажет:
— "А давай вот так попробуем?"

И ребёнок ей поверит. Потому что он уже привык ей доверять, у него с мамой есть общий опыт и позитивные эмоции.

Ирина:- Да! И мама в этот момент даже логопеду сможет подсказать:
— "Тётя Ира, а ему больше нравится лепить, чем рисовать."
Без проблем! Я перестрою весь урок под то, что приносит ребёнку удовольствие — а цели логопедические всё равно достигну. Итог?
Ребёнок доволен. Мама довольна. Логопед доволен. Все счастливы.

Мария:- Или мы создаём у ребёнка мотивацию. Например, говорим: — «Сейчас мы сделаем вот эти задания, а потом ты сможешь полепить, порисовать или покидать бумажки.»

Ирина:- В дозорное ведро, или в баскетбольную корзину. Или пойдём погладим кошку — почему бы и нет?

Мария:- Всё начинается постепенно. Дети не садятся сразу и не начинают рисовать картины или лепить замки. Иногда мы просто начинаем лепить сами — и ребёнок подключается. Или играем с песком, с глиной, без цели, без формы, просто процесс ради интереса.

Ирина:- Иногда мы просто осваиваем краски, выливая их в ванну.
Приходится придумывать всё что угодно, лишь бы заинтересовать ребёнка.

Когда мне говорят:
— «У ребёнка нет желаний. Он ничего не хочет»,
— для меня это всегда означает одно:
С ним просто ничего не делали. Он не умеет — и поэтому не хочет.

Ребёнок не может научиться сам по себе, особенно если речь идёт о сенсорной или сенсомоторной алалии. Но он может научиться через наблюдение — за вашей жизнью, за вашими действиями. Да, он может «научиться» мыть раковину, вылив всю бутылку моющего средства. И будет пена по потолку, и соседи в шоке. А ребёнку — уже шесть. Поздно. А ведь можно было ещё в 2,5 года показать ему, как пользоваться губкой, как накапать три капли — и заодно посчитать: раз, два, три. И вот уже и мышление, и речь, и бытовые навыки формируются — без наказаний, без раздражения.Ребёнка нужно обучать с "ув" и "ахах", с удивлением и радостью. Как мы говорим в одном из наших видео: Мозг человека учится только при наличии внешнего стимула. Создайте эти стимулы. Начните действовать. У ребёнка начнёт получаться, он получит удовольствие — и он захочет продолжать. А развитие без удовольствия — это всегда борьба. Это не работает. Лучше соблазнять, чем заставлять.

Мария:- Ну что, давай подведём итог.

Ирина:- Как и положено. Мы обсудили, аргументировали — теперь давай озвучим главный вывод.

Мария:- Мы знаем, как сделать так, чтобы у ребёнка была высокая вероятность достижения нормы — намного выше, чем 9%, как принято считать.

Ирина:- И мы делимся этим с вами. Итак, запомните две ключевые вещи — две ноги, на которых ребёнок сможет устойчиво идти к результату. На двух ногах, как известно, ходить легче, чем скакать на одной. Это языковая концепция Ковшикова В.А. Самостоятельная работа родителей в повседневной жизни.

Мария:- Поэтому открывайте наш плейлист с упражнениями для самостоятельной работы.
В нём есть отдельные материалы: — для детей с сенсорной алалией,
— для детей с сенсомоторной алалией,
— и отдельный плейлист для моторной алалии.

Ирина:- Там мы подробно объясняем:
— Как обучать ребёнка рисованию, лепке, моторике
— Как это делать с минимальными стрессами и без крика
— Какие лабораторно простые, но очень полезные упражнения можно использовать
— Как решать вместе с логопедом, чем ещё заняться дома
— И как искать интересные идеи на просторах интернета

Мария:- Иногда достаточно просто начать, и дальше уже включается та самая “мамская фантазия”.Пробуешь — и вдруг появляются свои идеи, свои игры, свои открытия.

Ирина:- А я всегда говорю: Самое сложное, но и самое важное — это научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Представьте, что вам три года, и каждая травинка вызывает у вас восторг. Это сложно, но когда получается — это удивительно тёплое и живое ощущение. Совет от меня — встаньте на четвереньки дома и посмотрите на свою квартиру с уровня трёхлетнего малыша. Вы удивитесь: мир выглядит совсем по-другому. И тогда вместе с ребёнком можно будет придумать игру буквально из любой мелочи. Вот нашлась интересная вещица — а для чего она может подойти? И начинается игра.

Мария:- И поэтому, когда в домашних заданиях мы пишем: «рисование», «лепка», «зарядка» —это не потому, что Мария Владимировна или Ирина Петровна это любят. А потому что это — неотъемлемая часть комплексной методики. Это действительно работает — но только если всё делать в комплексе. Вот так и формируется тот самый путь — путь к норме.

Ирина:- Да, комплексный подход — хотя, честно, фраза уже затёрта.

Мария:- Согласна. Мне тоже не нравится это выражение. Его используют все подряд — и часто не по делу.

Ирина:- Так что давай скажем просто и понятно. Речевая работа с логопедом
и упражнения для самостоятельной работы родителей дома с ребёнком.

Мария:- Вот, это звучит честно и понятно. На этой позитивной и рабочей ноте мы и закончим.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Запуск речи, выход из алалии, динамика и результаты детей, которые занимаются у нас:

Запуск речи для неговорящих детей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. Информация для родителей. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед. Записаться онлайн. | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-4

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?