Найти в Дзене
Вижу красоту

1964 год: Скульптура «М.В. Ломоносов» Асты Бржезицкой

Друзья, накануне дня рождения любимой Асты Давыдовны Бржезицкой (5 июля 1912 – 7 января 2004) делюсь интересной газетной заметкой. Дулёвский «Новатор» сообщает о семи экземплярах скульптуры. Мне известна одна скульптура 1963 года в экспозиции Музея Дулёвского фарфорового завода, и вторая – несколько усечённая, 1966 года – в Музее авторского фарфора Германа Александрова в Санкт-Петербурге.

Дмитриев А. ЛОМОНОСОВ // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода им. газеты «Правда», 1964. – № 46 (999) от 13 ноября. – С. 2.

Эта композиция из фарфора, выпущенная нашим заводом, создана скульптором Астой Бржезицкой. Во весь рост возвышается могучая фигура великого русского учёного. В его поднятой руке, сверкает молния, которую он «поймал», познав природу её. Пигмеями по сравнению с Ломоносовым кажутся царица русская Елизавета Петровна и склонившиеся в почтительно-льстивых поклонах перед ней иностранцы – лжеучёные Шумахер и Гейнзиус, символы иноземного влияния в науке тогдашней России. Русский Гулливер и лилипуты...

Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1963. Высота 55 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019. – С. 32.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1963. Высота 55 см // Сафонова М.А. Музей Дулёвского фарфора. Том I: скульпторы. М., 2019. – С. 32.

– Мысль сделать в фарфоре вещь, посвящённую большой химии, – рассказывает Аста Давыдовна, – давно мучила меня. 18 век – это время рождения русского фарфора. Интересно в фарфоре, рождённом в 18 веке, отразить подъём русской науки, в частности, химии, связанный с именем гениального Ломоносова. Конечно, создавая образ учёного 18 века, нельзя не влить новое, современное в ту эпоху. Прежде всего, это наше преклонение перед могучей фигурой Ломоносова.

Нельзя не отметить мастерство людей, собравших и подготовивших к обжигу эту большую многофигурную работу. Ажурная композиция, вытянутая в длину, таит в себе большие технологические сложности. С ними отлично справились скульпторы художественной лаборатории А. Гузанов, А. Рыжков, Л. Сотников и М. Ширина. Главная сложность состояла в том, что вместо-горна, с его стабильным режимом, для обжига была использована туннельная печь, рассчитанная на тонкостенный фарфор.

Рациональными, остроумно размещёнными подставками, выполненными с большим знанием дела, бригада скульпторов художественной лаборатории обеспечила невиданный для обжига такой крупной скульптуры успех: из семи скульптур, поставленных в печь, вышли хорошо обожжёнными все семь!

Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1966. Дулёво. Музей авторского фарфора Германа Александрова в Санкт-Петербурге.
Аста Бржезицкая. Скульптура «Михаил Ломоносов». 1966. Дулёво. Музей авторского фарфора Германа Александрова в Санкт-Петербурге.

В муфлях обжиг крупной скульптуры ещё более сложен по причине чрезвычайно укороченного огневого режима, рассчитанного на тонкостенный товар. Теплотехники В. Салтыков и В. Стулов применили глухое покрытие скульптуры карборундовыми плитами, что обеспечило большую безопасность, нежели ранее, для обжига скульптуры в неподходящих для нее условиях. Внимательно и вдумчиво отнеслись к обжигу композиции бригадир муфлей Г. И. Пронин, опытный: муфельщик М.П. Никонов и члены их бригады.

– Всё это внимание, душевное отношение рабочих, – сказала Аста Давыдовна, – вдохновляет нас, скульпторов, заставляет работать взыскательно, создавая нужные и красивые вещи.

В этом варианте скульптуры нет шаровидной реторты у тумбы.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив