Молодой и весьма немногочисленный Северный флот с июня 1941 года стал одним из воюющих флотов, в некоторой степени самым значимым, на него замыкалась коммуникация с союзниками по защите арктических конвоев, основного в первой половине войны пути поступления от союзников оружия и военных материалов. Регион с его шхерами и островами располагал к применению торпедных катеров против вражеского судоходства, но к началу войны Северный флот имел всего два глиссирующих катера, малопригодных для заполярных условий. Приход в начале войны пятерки "Д-3" из Ленинграда ситуацию несколько улучшил, но из-за блокады Ленинграда пополнение флота замедлилось.
В этих условиях торпедные катера стало удобнее получать от союзников по программе "ленд-лиза". В 1942 году американцы как раз наладили на основе британского проекта массовое производство деревянных торпедных катеров.
По программе ленд-лиза Советский Союз получил из США торпедные катера трех различных типов — «Элко», «Хиггинс», «Воспер». О «Воспер» статья уже есть, об «Элко», самом массовом торпедном катере союзников еще будет, а сегодня речь о «Хиггинс».
Северный флот к 1945 году, помимо отечественных катеров, пополнился 47 американскими катерами типа «Воспер» (А-1), «Хиггинс» (А-2) и «Элко» (А-3). «Хиггинсов» была почти половина-20 штук.
78-футовый катер типа «Хиггинс» в 1943–1945 годах под обозначением А-2 поступил на вооружение Северного и Тихоокеанского флотов в количестве 52 штук (в некоторых источниках 56 ед.). В Советский Союз их доставляли морем на транспортных судах.
Боевые потери Северного флота составили шесть «Хиггинсов».
Американские торпедные катера всех трех типов были довольно похожи, обладали неплохой маневренностью и мореходностью, мощным вооружением, а также хорошими условиями обитаемости, что на Севере было не лишним.
Однако, чтобы адаптировать эти катера к нашим условиям, специалистам Северного флота пришлось много поработать.
В американском флоте торпедные катера были вооружены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, сначала трубчатыми, а затем бугельными. Бугельные аппараты (со сбросом торпеды на борт) были проще и легче, но в советском флоте на Севере, бугельные аппараты не любили, они на морозе обледеневали и требовали обработки молотком, чтобы очистить торпеду и держатели перед пуском.
Советские заказчики предусмотрительно не стали заказывать американские торпеды и, соответственно, отказались от американских бугельных аппаратов.
Первые «Хиггинсы» поступали на Северный флот без торпедного вооружения (1943-2, январь 1944-12). На первую пару катеров ( ТК-211 и ТК-214) в мастерских флота заказали по четыре бугельных аппарата под торпеды 45-36Н. На будущее у американцев запросили поставки трубных 533 мм торпедных аппаратов. Пока шли переговоры, часть катеров получила 450 мм ранее заказанные бугельные устройства (ТК-203, 209, 211), на ТК-212 поставили 533 мм бугельные с неисправного ТКА № 11 типа Д-3. ТК-202, 204, 205, 206, 207, 208, 210, 213 получили новые, изготовленные мастерскими СФ 450 мм бугельные аппараты.
Начиная с ТК-216 катера приходили уже со штатными американскими трубными ТА. После поступления американских трубных ТА все катера, кроме ТК-203, ТК-209 и ТК-214, были на них перевооружены.
А-2 «Хиггинс» “Higgins Industгy, Inc. Wood” в Нью-Орлеане. В СССР 52 шт.
(в зависимости от серии):
Водоизмещение полное 49-55 тонн, длина 23,8, ширина 6,12, осадка 1,75 м,
Двигатели- три бензиновых двигателя <Паккард> мощностью по 1350 л.с., скорость хода максимальная на испытаниях 41,5 узлов, максимальная 36,3 узла, экономическая 21,4 узла, Топливо 8,0 тонн бензина Б-87 или Б-100. .дальность плавания экономическим ходом 450 миль. Экипаж 11 человек
Вооружение-2 533-мм торпедных аппарата, 2 20 — мм орудия Эрликон, 2х2 12 ,7 -мм пулемета Кольт-Браунинг. Вместо торпед могли нести по 2 мины АМД-1000 в ТА.
Далее набор фотографий торпедного катера типа РТ 625, скорее всего PT-644 (будущий ТК-870), еще в американской комплектации (с бугельными торпедными установками).
Фотографии внутренних помещений ТК-857. Уровень комфорта для советских катеров просто запредельный.
С 1943 года в СССР по ленд-лизу стали поступать катера типа «Хиггинс», по оценке наших моряков мореходная, но громоздкая посудина. 15 декабря 1943 года был образован отдельный дивизион торпедных катеров. 1 марта 1944 года, когда в дивизионе было уже 53 катера, была создана бригада торпедных катеров Северного флота.
«А-2», входившие в состав Северного флота, принимали активное участие в боевых действиях. Шесть из них погибло в Заполярье в 1943-1945 годах.
Еще 10 катеров – РТ-85, РТ-87, РТ-88, РТ-90 – РТ-94, РТ-197 и РТ-198 должны были быть переданы советскому Северному флоту в феврале 1943 года, но из-за задержки с северными конвоями отправить их не получилось, поэтому их передали Великобритании. РТ-85 погиб в феврале 1943 года вместе с транспортом «Вэйд Хэмптон» при перевозке в Англию (транспорт торпедировала немецкая подлодка U-405). А остальные уже в апреле 1943 года были переданы британцам.
Одним из ярких эпизодов использования «А-2» на Севере стал разгром немецкого конвоя LF 128 KI из Ло-фьорда в Киркенес в августе 1944 года. В составе конвоя было четыре транспорта с грузом угля и цемента, два танкера с бензином и мазутом в сопровождении 18 кораблей эскорта (канонерская лодка, тральщики, сторожевики, раумбот, корабли ПЛО). Он вышел из Ло-фьорда в Киркенес 18 августа в 07-30 по берлинскому времени. Один транспорт вернулся.
В тот же день в 13-40 по Москве конвой был замечен одним из самолетов 118-го разведывательного авиаполка ВВС СФ западнее мыса Нордкин. Летчики заметили три транспорта по 6000 тонн , два миноносца, тральщик и 12 сторожевых кораблей под прикрытием двух ФВ-190.
На поиск конвоя ушли четыре подводные лодки, обнаружила его одна-М-201. Она в 00-49 м.вр. выпустила две торпеды, взрыв был принят за уничтожение одного из кораблей противника. Затем лодка благополучно вернулась в Полярный.
По немецким отчетам как раз в 23-52 б.вр. возле мыса Харбакен у правого борта сторожевого корабля V 6112 раздался взрыв, и сторожевик затонул, при этом погибло 32 человека (экипаж и три офицера, которые находились на корабле в качестве пассажиров).
Для дальнейшей охоты на конвой использовать авиацию было невозможно из-за погоды, поэтому командование выделило для атаки торпедные катера. Рандеву было намечено на 19 августа в 2-3 часа ночи в районе мыса Кибергнес. Участвовало 9 катеров, 4 должны были отвлечь охранение, а 5 атаковать транспорты. Еще три катера выставили мины на маршруте конвоя к югу от Вардё. Еще два катера вели разведку конвоя в районе Перс-фьорда.
Всего в бою 18–19 августа 1944 года участвовало 10 «Хиггинсов» и четыре «Воспера».
Ударная группа из 9 катеров под командованием капитана 3-го ранга С.Г. Коршуновича вышла из базы в Пумманки в 00-22. Через 22 минуты разведкой конвой был обнаружен неподвижным. 2 катера выставили 4 мины КБ-3 к югу от острова Вардё и присоединились к основному отряду. В 1-58 отряд Коршуновича обнаружила противника у мыса Кибергнес. В 2-04 19 августа командир бригады передал приказ: «Общая атака. Павлову и Ефимову идти к Кибергнесу».
Конвой был застигнут на стоянке и катерам оставалось только поставить дымовою завесу и выбирать себе цели. Бой длился 43 минуты. Атаковал и ударный отряд, и разведчики, и минеры. В 02-47 командир бригады отдал приказ катерам отходить в северо-восточном направлении. В 04-00 на базу в Пумманки прибыли последние катера. Операция продлилась 5 часов 40 минут.
В бою был потерян ТКА №203 старшего лейтенанта А.А. Карташова. Он получил тяжелые повреждения корпуса и потерял ход. Карташов запросил снять экипаж, но катерам ударной группы не удалось обнаружить катер по переданным координатам, отправленные на поиски «Киттихоки» из 118-го авиаполка тоже не смогли найти катер.
Катерники заявили о потоплении двух транспортов, трех миноносцев, трех тральщиков, пяти сторожевых кораблей, сторожевого катера, а также о повреждении транспорта и сторожевого корабля.
По немецким данным в 1-05 берл. вр. конвой у мыса Кибергнес подвергся атаке торпедных катеров. Первой по катерам открыла огонь в 1-00 береговая батарея Киберг.
В ходе боя были торпедированы и затонули сторожевик V 6102 и немецкий транспорт «Кольмар» (Colmar, 3992 брт, бывший советский «Волголес», захваченный в Штеттине 22 июня 1941 года; груз- 1500 тонн цемента и 651 тонна других грузов). Немцы думали, что уничтожили три советских катера были уничтожены точно, а еще два – вероятно. В плен были взяты девять членов экипажа катера старшего лейтенанта Карташова.
В этом бою погиб один из «А-2», тот самый катер старшего лейтенанта Карташова ТКА № 203 (до 14.01.1944 РТ 266), с 1.04.1944 ТК-203).
Как видно, туман войны работал в обе стороны. Обе стороны переоценили потери противника в несколько раз.
Для сравнения, Роскилл упоминает еще один бой, который случился 24 октября 1943 года в Ла-Манше. Около 30 «шнелльботов» атаковали британский конвой FN-1160.
«Не менее 28 катеров, – почти все силы противника, предназначенные для действий в этих стесненных водах, – атаковали конвой FN-1160 в районе Кромер. Немцы были отражены интенсивным огнем эскадренных миноносцев и малых кораблей охранения, и в серии скоротечных стычек потеряли два катера, а один их катер получил повреждение. Мы потеряли лишь один траулер, отставший от конвоя».Стивен Роскилл.
Другие катера были потеряны в 1943-1944 годах.
ТКА № 209 (до 14.01.1944 РТ272, с 1.04.1944 ТК-209). Потопил 1 сторожевой корабль, повредил еще один, транспорт потопил совместно. На катере служил юнгой семнадцатилетний Саша Ковалёв (Рабинович). Орденоносец, выпускник знаменитой Соловецкой школы юнг.
В апреле 1944 года юнга-моторист А.В. Ковалев в разгар жестокого морского сражения встал на замену тяжелораненого сигнальщика и смог посреди разрывов и свистящих осколков стоять на самом видном месте своего катера ТК-209, где принимал и передавал семафоры (сигналы), делал своевременные и точные доклады командиру, обнаружил не только несколько целей (противника), а и обозначил их с изменениями текущей обстановки и передал об этом всем, кто его видел, чем спас не только свой катер, а и помог выиграть тот бой в целом.
8 мая 1944 года торпедные катера ТК-209 и ТК-217 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова атаковал группу кораблей противника, катера под прикрытием дымовой завесы торпедировали два головных корабля. При развороте ТК-217 был сильно поврежден вражеским огнем и потерял ход. Под обстрелом ТК-209 принял его экипаж на борт и направился на базу. В пути он был атакован тремя «фоккерами». Один из немецких самолетов катерникам удалось повредить, но осколком пробило коллектор двигателя, из него струей ударил кипяток ( так указано в большинстве источников). Саша Ковалев прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги, но удалось сохранить ход катера и предотвратить взрыв двигателя.
На следующий день, 9 мая 1944 во время перехода из Пумминки в губу Долгая в районе м. Цып-Наволок на катере взорвались бензиновые цистерны и катер затонул. Возможно, причиной гибели стали повреждения, полученные накануне в бою. По одной из версий при качке сработал неразорвавшийся авиационный снаряд в обшивке. Погибло 3 человека, в том числе и Саша Ковалев, остальные были сняты другими торпедными катерами.
ТК-217 (до 14.02.1944 РТ291). Потопил один сторожевик сам и один совместно. 8 мая 1944 в Варангер-фьорде у м. Кибергнес во время атаки СКР противника получил три попадания снаряда и затонул, два человека погибли, остальные члены экипажа были сняты ТКА № 209.
ТКА № 21 (до 8.05.1943 РТ89) 12 мая 1943 года был потоплен немецкой авиацией в районе м. Цып-Наволок при оказании помощи поврежденному СКР-31.
ТКА № 22 (до 8.05.1943 РТ86, с 20.02.1944 ТК-214). Потопил два корабля противника 24 марта 1945 . находился в охранении конвоя RA-65. В районе полуострова Рыбачий у мыса Лазурь катер штормом был выброшен на камни и из-за полученных пробоин затонул.
ТКА № 212 (до 14.01.1944 РТ275, с 1.04.1944 ТК-212) 9 апреля 1944 в Варангер-фьорде у о. Стуршер был потоплен артиллерийским огнем охранения вражеского конвоя.
Всего Северный флот потерял 6 катеров «А-2» из двадцати. Остальные ( ТКА № 202, 204, 205, 206, 207, 208, 210, 211, 213, 215, 216, 218, 219, 222) 16 октября 1947 года были выведены из боевого состава и законсервированы. 11 июля 1956 года их разоружили, исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для разборки на запчасти.
Большинство «А-2» «Хиггинс» 625-ой серии оказались в составе нашего Тихоокеанского флота. Катера с номерами РТ 625-636 около 4 месяцев прослужили в составе американской 43-й эскадры торпедных катеров (Motor Torpedo Boat Squadron 43), затем были переданы нам. Катера с номерами РТ 637-656 попали на ТОФ прямо с завода. В ТОФ катера значились как ТК № 851-882 ( РТ 625-656). Служили они на Камчатке и под Владивостоком.
На базе ленд-лизовских «А-2» «Хиггинс» была 9 сентября 1947 года создана 3-я бригада торпедных катеров ТОФ(с 23 мая 1951 года - 89-я БТК ) в Петропавловске-Камчатском. К сожалению, в распорядительных документах Тихоокеанского флота катера фирмы "Элко" также отнесены к типу «А-2», что порождает значительную путаницу.
Первые американские торпедные катера прибыли 6 июля 1944 года на транспорте «Таганрог» из США. К концу 1950 года. в составе бригады числилось 32 торпедных катера типа «А-2» (на самом деле «А-2» и «А-3»). В 1954 году бригаду перевооружили на отечественные ТД-200 Бис и 183. В 1956 году оставшиеся «А-2» были разоружены, исключены из состава ВМФ и переданы в ОФИ для разборки на запчасти.
«3 июня 1954 г. на пароходе «Родина» в состав 89 БТК прибыл 183 ДТК и 9 торпедных катеров типа»ТД-200 Бис»
перевооружение на новую технику закончено к концу 1956 году, Теперь в составе бригады находились 282 ДТК, 283 ДТК и 183 ДТК по 12 торпедных катеров проекта «183» в каждом.»
«Хиггинсы» в СССР успешно служили в самых суровых краях страны. Несмотря на короткий срок службы, они неплохо себя зарекомендовали.
Подробнее о создании и особенностях «Хиггинсов», а также их истории в зарубежных флотах - в следующем выпуске!
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам