Найти в Дзене

Школа жизни Кочеткова

Сегодня рассказываем о ребенке войны Викторе Кочеткове, который окончил Горьковское речное училище, работал на судоремонтном заводе «Память Парижской коммуны» в Нижегородской области, прошел карьерный путь от рулевого до одного из самых известных волжских капитанов и воспитал поколения лучших речников страны. Читайте также: ➡️Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота. Виктор Александрович Кочетков родился в 1940-м в селе Зеленые Горы Вадского района Горьковской (Нижегородской) области. Детства не было — наш герой вспоминал, что на себе испытал все тяготы военного и послевоенного времени. По окончании десятилетки поехал в Горький, поступать в речное училище, которое пользовалось большой популярностью у молодежи. Конкурс был большой — все хотели стать капитанами. Виктору Кочеткову повезло — он поступил на судоводительское отделение. И вчерашний школьник с головой погрузился в учебу, которая началась сразу с практики на новеньком дизель-электроходе «Азербайджан». Пассажирское дву
Оглавление
Виктор Кочетков Фото https://www.korabel.ru/
Виктор Кочетков Фото https://www.korabel.ru/

Сегодня рассказываем о ребенке войны Викторе Кочеткове, который окончил Горьковское речное училище, работал на судоремонтном заводе «Память Парижской коммуны» в Нижегородской области, прошел карьерный путь от рулевого до одного из самых известных волжских капитанов и воспитал поколения лучших речников страны.

Читайте также:

➡️Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота.

Понял: река — его стихия

Виктор Александрович Кочетков родился в 1940-м в селе Зеленые Горы Вадского района Горьковской (Нижегородской) области. Детства не было — наш герой вспоминал, что на себе испытал все тяготы военного и послевоенного времени. По окончании десятилетки поехал в Горький, поступать в речное училище, которое пользовалось большой популярностью у молодежи. Конкурс был большой — все хотели стать капитанами. Виктору Кочеткову повезло — он поступил на судоводительское отделение.

И вчерашний школьник с головой погрузился в учебу, которая началась сразу с практики на новеньком дизель-электроходе «Азербайджан». Пассажирское двухпалубное речное судно было построено в 1953 году по проекту 785 и несколько лет использовалось как учебное. На борту «Азербайджана» наш герой постигал азы профессии и флотской жизни. Первая плавательная практика показала 17-летнему Вите Кочеткову: река ─ его стихия.

Дизель-электроход «Азербайджан» — первое судно, на котором проходил учебную практику будущий капитан Виктор Кочетков. Фото cruiseinform.ru.
Дизель-электроход «Азербайджан» — первое судно, на котором проходил учебную практику будущий капитан Виктор Кочетков. Фото cruiseinform.ru.

«У меня остались теплые воспоминания об училище. Каждый день из Дома курсанта мы шли строем по набережной, запевая песню. Кормили бесплатно, запомнилась вкусная похлебка с селедкой. Каждый месяц выдавали по 7 руб. на карманные расходы. Из преподавателей помню Н.Я. Чистовского, его занятия по лоции, рассказы, как стояли на защите Сталинграда, как он командовал канонерской лодкой «Руднев». В.А. Авдеев учил морскому судовождению. Часто вспоминаю однокашников. С Таниным Юрием мы учились в одной группе, крепко подружились. Здорово, что наша юношеская дружба продолжалась в последующие годы. Он служил на ВМФ, получил звание капитан II ранга. А впоследствии Юрий Павлович Танин в звании полковника был назначен военным комиссаром Нижегородского района Горького», — рассказывал в интервью Виктор Александрович.

Получив диплом судоводителя, Виктор Кочетков распределился на судоремонтный завод «Память Парижской коммуны» и в должности рулевого поднялся на борт нового грузопассажирского двухвинтового двухпалубного теплохода «Ахтуба» проекта 305, который был построен в 1959 году на судоверфи в Будапеште.

Экипаж теплохода «Вычегда» под командованием капитана Фаизова. Фото из архивов. 1962 год.
Экипаж теплохода «Вычегда» под командованием капитана Фаизова. Фото из архивов. 1962 год.

Счастливый билет

В самом начале карьеры молодому речнику повезло — на Волге он встретил своего наставника, который, можно сказать, дал нашему герою путевку в профессиональную жизнь.

«Счастливый билет Виктор Кочетков вытянул, когда его заметил уже известный в то время капитан Радик Александрович Фаизов, принявший в Венгрии новый теплоход «Вычегда». Так с 1962 по 1965 год Виктор Александрович в командных должностях третьего и второго штурмана успешно проработал на «Вычегде», — писал капитан Николай Баженов, ветеран флота, коллега и друг Виктора Александровича.

«Вычегда» — двухпалубный пассажирский речной теплоход проекта 305, построенный в 1962 году на судоверфи в Будапеште (Венгрия) по заказу Минречфлота РСФСР для работы на реках. Как раз на однотипном судне этого же проекта курсантом стажировался Виктор Кочетков.

В 1965-м капитан Фаизов возглавил экипаж теплохода «Андрей Жданов» и пригласил в команду своего лучшего штурмана — Виктора Кочеткова. Эксперты считают суда проекта 26-37 продолжением 588-й массовой серии теплоходов, построенных в ГДР. Лайнеры проекта 26-37 были более мощными и чуть больших габаритов, чем их немецкие коллеги. Суда проектировали под работу на скорых линиях Горький – Астрахань и Москва — Астрахань, всего их построили 14, под потребности конкретных маршрутов.

Кстати, о судах проекта 588 читайте в наших статьях👇🏻

➡️ Две жизни круизного лайнера «Генерал Н.Ф. Ватутин».

➡️ Как Валентина Терешкова на Волге судном управляла.

12 лет Виктор Кочетков ходил по Волге на теплоходе «Андрей Жданов». Фото из архива Волжского пароходства.
12 лет Виктор Кочетков ходил по Волге на теплоходе «Андрей Жданов». Фото из архива Волжского пароходства.

На «Жданове» В.А. Кочетков с 1965 по 1977 год трудился вторым и первым штурманом. Коллега Николай Баженов, с которым наш герой и познакомился на этом теплоходе, вспоминал, как ценил молодого штурмана капитан Фаизов, какие теплые отношения сложились в команде. И как экипаж переживал, когда капитан ушел на другое судно.

В 1970 году «Андрей Жданов» перешел под командование знаменитого капитана Владимира Кузякина. Семь лет под его началом проработал Виктор Кочетков. Потомственный волгарь учился у лучших речников и с удовольствием передавал подчиненным свои знания и опыт. Владимир Петрович работал на этом теплоходе 20 лет, и «Жданов», позднее переименованный в «Ивана Кулибина», ассоциировался у судоводителей и любителей речных путешествий с Кузякиным. По словам коллег, он был не только виртуозом в судовождении, но и хорошим хозяйственником, прекрасным руководителем и воспитателем. Теплоход был гордостью Волги и не раз получал вымпелы победителя соревнований речников.

Капитан В.А. Кочетков. Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан В.А. Кочетков. Фото из архива Волжского пароходства.

На капитанском мостике

Виктор Кочетков набирался у капитана Кузякина опыта в должности старпома. Он уже превосходил многих коллег по квалификации и мастерству. В 1973 году заочно окончил механический факультет ГИИВТа (ныне ВГУВТ) по специальности «инженер-механик». И в 1978 году исполнил свою мечту — стал капитаном. Его пригласили возглавить команду теплохода «Лев Доватор». Кстати, на этой должности он сменил своего учителя, капитана Фаизова.

Белоснежный лайнер был построен в 1955 году по проекту 588 на судоверфи в Висмаре (ГДР). Пассажирский трехпалубный речной теплоход к тому времени уже более двух десятков лет курсировал по Волге, поэтому Виктор Кочетков занялся ремонтом судна. Всем экипажем обновили лайнер. И в навигацию-1978 теплоход вышел как новенький. Виктор Александрович работал капитаном «Льва Доватора» более 10 лет.

Теплоход «Лев Доватор». Фото из архива Волжского пароходства.
Теплоход «Лев Доватор». Фото из архива Волжского пароходства.

В 1988 году началась новая глава жизни Виктора Кочеткова. Его, опытного речника, направили на приемку комфортабельного четырехпалубного лайнера, построенного по проекту 302 на судостроительной верфи в Бойценбурге (Германия) по заказу Минречфлота РСФСР. Теплоход был назван в честь Георгия Чичерина, революционера, советского дипломата, наркома (министра) иностранных дел РСФСР и СССР.

В 1991 году экипаж «Георгия Чичерина» под командованием Виктора Кочеткова в караване других судов проекта 302 отправился в необычный рейс для работы на всемирной выставке «Экспо-1992» в Испании. Теплоходы «Зосима Шашков», «Георгий Чичерин», «Ленин», «Юрий Андропов» и «Леонид Соболев» совершили уникальный переход через Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское, Ионическое, Тирренское, Средиземное, Балеарское моря с выходом в Атлантический океан. Конечный пункт: испанский порт Севилья.

На выставке теплоходы работали как плавучие гостиницы для гостей и участников «Экспо». Вернувшись в Россию, следующее десятилетие «Георгий Чичерин» под командованием капитана Кочеткова совершал круизы для иностранных туристов.

«Георгий Чичерин» и другие теплоходы в испанской Севилье. Фото cruiseinform.ru.
«Георгий Чичерин» и другие теплоходы в испанской Севилье. Фото cruiseinform.ru.

Всеобщее уважение

В 1995 году команда капитана Кочеткова приняла участие в важном круизе. В рамках госпрограммы празднования 50-летия Великой Победы прошла мемориальная акция «Рубежи доблести» — круиз по волжским городам на теплоходе «Георгий Чичерин». В акции приняли участие 250 ветеранов Великой Отечественной войны, от рядовых солдат и матросов до генералов, кавалеров орденов Славы, Героев Советского Союза. География участников круиза — более 40 регионов России, а также стран ближнего зарубежья.

«Мемориальная акция стала волнующим событием для всех участников. Большую роль в ее проведении сыграла команда теплохода «Георгий Чичерин», возглавляемая капитаном Виктором Александровичем Кочетковым, чье высокое профессиональное мастерство обеспечило четкость и безопасность праздничного круиза», — писала Галина Абаева, много лет возглавлявшая Музей речного флота ВГУВТ.

В 2002 году капитан Кочетков попрощался со своим теплоходом «Георгий Чичерин». А завершил свою флотскую карьеру Виктор Александрович на теплоходе «Юрий Андропов», отработав еще одну навигацию старпомом.

Читайте также:

➡️От судоводителя до генсека СССР: карьерный путь Юрия Андропова.

Капитан Кочетков (в центре) и его команда теплохода «Георгий Чичерин». Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Кочетков (в центре) и его команда теплохода «Георгий Чичерин». Фото из архива Волжского пароходства.

В багаже В.А. Кочеткова много наград: почетное звание «Заслуженный работник транспорта РФ», знаки «Почетный работник речного флота», «Отличник соцсоревнования МРФ СССР», «Победитель соцсоревнования». Капитану Кочеткову присвоено звание «Специалист высшего класса», которое подтверждал красивый значок — мечта многих речников.

«Казалось бы, обычная биография капитана. А ведь это целая жизнь, посвященная исключительно Волге и ее пассажирскому флоту. Сколько бессонных ночей, нервов, неприятных сюрпризов, которые справедливо компенсировались всеобщим уважением! Многие известные капитаны, такие как Трофимов А.А., Грушин М.Л., Мухин Ю.А., Селюнин А.Н. и ряд других, работали под его началом, прошли «кочетковскую» школу. Горжусь, что и я учился приемам судовождения у Виктора Александровича, когда он еще был вторым, а потом и первым штурманом. Пусть еще долго-долго гордится им наша Волга!» — вспоминает ветеран флота Н.Н. Баженов.

Еще по теме:

➡️Юнга-герой, воспитавший поколения речников.

➡️«Командир бился до последнего». Храбрый морской офицер Дмитрий Калинин и его бессмертный подвиг.